Лабораторный практикум(не предусмотрено)
Город Екатеринбург, 2017
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
Липатов Владислав Александрович | кандидат филологических наук | доцент | Зарубеж-ной и рус-ской литератур |
Рабочая программа одобрена на заседании кафедр (учебно-методических советов):
№ | Наименование кафедры (УМС) | Дата заседания | Номер протокола | ФИО зав. кафедрой (предс. УМС) | Подпись |
[Кафедра-координатор модуля] | |||||
[Кафедра, преподающая дисциплину] | Назарова Л.А. | ||||
[Выпускающая кафедра]* | |||||
[Выпускающая кафедра]* | |||||
… | ………. |
*При количестве выпускающих кафедр более 6 достаточно одобрения учебно-методических советов институтов, включающих выпускающие кафедры
Согласовано:
[Для программ, разработанных и реализуемых в различных институтах:]
[Заместитель председателя Методического совета университета А.Ю.Коняев]
Протокол № ______ от __________ г.
Начальник отдела образовательных программ Е.В. Сатыбалдина
[Для программ, разработанных и реализуемых внутри института:]
Председатель учебно-методического совета
[наименование института] [И.О. Фамилия]
Протокол № ______ от __________ г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ«История отечественной
литературы XI ─ XVIII вв.»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления/ специальности и код уровня* освоения ООП | Название направления/ специальности | Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО | |
Дата | Номер приказа | ||
журналистика | |||
* 65 – специалист; 62 – бакалавр; 68 – магистр
1.1. Цели дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций:
─ знакомство с основными стилями и литературными направлениями отечественной словесности XI ─ XVIII вв.;
─ чтение выдающихся произведений отечественной литературы XI ─ XVIII вв.;
─ чтение и реферирование наиболее интересных исследований отечественных ученых, посвященных общему обзору и отдельным произведениям отечественной литературы изучаемого периода;
─ анализ вершинных произведений отечественной словесности XI ─ XVIII вв.;
─ на материале восьмивековой истории отечественной литературы формирование у будущих журналистов твердого убеждения в том, что глубинный анализ ими событий современности самым тесным образом связан как с традиционно господствующим мировоззрением, так и с современным уровнем духовного развития общества;
─ на материале восьмивековой истории отечественной литературы воспитание у журналистов чувства ответственности за объективное, глубинное и всестороннее освещение современного материала не только перед нынешними читателями, но и будущими исследователями нашей эпохи.
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
[перечень составляющих результатов обучения в соответствии с разделом 3.2. программы модуля с указанием их кодов:]
Знать:
─ литературные тексты, предназначенные для обязательного чтения (Приложение 1 (с.24);
─ события и даты, оказавшие судьбоносное влияние на развитие отечественной культуры;
─ имена и наиболее важные факты творческой биографии выдающихся деятелей отечественной культуры и литературы;
─ значение названных в Словнике терминов (см. Приложение 2 (с.30));
─ структуру реферата;
─ правила составления Введения и Заключения в реферате;
─ ГОСТ оформления сносок в тексте и описания использованной литературы в заключительном Списке (см. соответствующие разделы в Интернете, например, http://rossiya2030.ru/to-scientist/help/diss/bibl/;
─ реферат может быть как распечатан на принтере, так и представлен ввиде цифрового текста на диске или USB-флэш-карте с обязательным соблюдением всех предъявляемых к рукописи и ее окончательному оформлению требований или предъявлен в электронном варианте в жанре презентации в PowerPointsна диске или флеш карте. Приветствуется запись на одном запоминающем устройстве нескольких пользователей.
Уметь:
─ правильно понять предложенный вопрос в тесте;
─ найти верный ответ на него;
─ разобраться в проблеме, предложенной в теме реферата или контрольном вопросе;
─ по библиографическому указателю или с помощью сотрудника библиографического отдела подобрать литературу для реферата и подготовки к зачету;
─ грамотно и четко сформулировать запрос для сотрудника библиотеки;
─ кратко, стилистически грамотно и логично составить ответ на предложенную проблему;
─ подобрать убедительный пример, цитату, а также изобразительный материал для доказательства справедливости своей оценки или верности рассуждения;
─ составить список реально использованной в реферате литературы;
─ оформить сноски и сделать описание использованной в реферате литературы в соответствии с ГОСТом.
1.3. Место дисциплины в структуре модуля
История отечественной литературы XI─XVIII вв. открывает цикл лекций преподавателей-литературоведов, посвященных историко-культурным процессам, происходившим происходившим в отечественной литературе. Поскольку ряд современных событий не только в культуре, но даже политике корнями своими уходит в анализируемый период и оставил след в литературе, лектор проводит параллели между событиями прошлыми и нынешними.
1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:
[Часов, % от объема аудиторной нагрузки по дисциплине].
1.5. Трудоемкость освоения дисциплины
[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
Виды учебной работы, формы контроля | Всего, час. | Учебные семестры, номер | ||
I | ||||
Аудиторные занятия, час. | ||||
Лекции, час. | ||||
Практические занятия,час. | 5х5 | |||
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час. | ||||
Вид промежуточной аттестации | ||||
Домашняя работа (реферат) | ||||
Консультации | ||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
00.01 | Вводная | Общее и особенное в устной и письменной форме хранения и передачи информации. Место древнерусской литературы в отечественном словесном искус-стве. Основные учебники для самоподготовки: 1. 1. КУСКОВ В.В. История древнерусской литературы. 7-е изд. М.: Высшая школа, 2003. ─ 336 с. )или любое другое издание учебника этого автора). http://www.alleng.ru/d/lit/lit60.htm; 2. 2. ЛЕБЕДЕВА О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. – 415 с.; http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/ |
01.00 | Три источника, три составные части начального этапа восточнославянской письменной культуры (X ─ XII вв.) | |
01.01 | Восточнославянский субстрат и его отражение в памятниках письменности и материальной культуры (общая характеристика) | Восточнославянские племена и их соседи. Важнейшие народообразующие факторы. Фольклор ─ фундамент отечественной словесности, его состояние к началу письменного периода нашей культуры. Язык фольклора ─ язык национальной культуры. |
01.02 | Норманнский след. «Повесть временных лет» о начале нашей государственности | Почему «русские» ─ субстантивированное прилагательное? Рост ВВП ─ предпосылка к зарождению социально-экономического неравенства и государственности. Первые неудачные попытки. Призвание варягов: pro&contra. Начало объединения восточнославянских земель. Попытка создания объединительной идеологии на основе толерантности. |
01.03 | Византийский след в отечественной словесности и идеологии. | Судьбоносный выбор православия кн.Владимиром ─ «царская дорога» к формированию национальной литературы. Духовный подвиг Кирилла (Константина) и Мефодия. Первое южнославянское влияние и его значение для развития отечественной литературы. Климент Охридский и созданный им вариант славянской азбуки. Архитектоника средневековой книги. Жанровый состав древнерусской литературы и примерное число книг, ходивших на Руси в домонгольский период. Старейшие книги, сохранившиеся до наших дней. Переводная литература в книжном репертуаре Древней Руси. «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болга-рского (2-я пол.IX ─ перв.треть X в.) «Девгениево деяние» (Х в.).«Александрия» (не позднее XIII в.) и др. Эпический стиль в фольклоре и литературе Древней Руси. |
01.04. | Русское летописание как литературный жанр. | Исторический фольклор, русская летопись и византийский хронограф. От эпического времени к времени историческому. История возникновения на-чального русского летописания (гипотезыА.А.Шах-матова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова, ). «Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение летописного жанра. Основной композиционный элемент летописи. Причины обращения Нестора к фольклору. Последствия такого обращения для особенностей отечественной словесности. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Новый принцип изображения человека в традициях стиля монументального историзма. Провиденциализм русской исторической мысли ран-него средневековья. Этикетность древнерусской ли-тературы. |
01.05 | Литература в формировании нового человека русского средневековья. Жития и патерики. | Биография и агиобиография. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Пролог и Четьи-Минеи. Борис и Глеб ─ первые святые отечественного пантеона, рассказ об их подвиге в духовном стихе и мученическом житии (мартирии). Святые и политика. Культ святых Бориса и Глеба в борьбе с княжескими усобицами. Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы. «Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Сопротивление героя княжеским усобицам. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в «Житии Феодосия Печерского» и «Киево-Печерском патерике» епископа Владимирского Симона и инока Поликарпа.Апология Киево-Печерской обители, пример пренебрежения преходящими благами земной жизни, предпочтение вере перед позитивным знанием и иные проблемы, интересовавшие наших современников в XIII в. и отраженные в «Патерике». |
01.06 | «Слово о полку Игореве» ─ апофеоз развития литературы домонгольской Руси | История находки, исследования, издания и утраты рукописного сборника, включавшего «Слово». Аргументы сторонников и противников подлинности поэмы. Версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев (Д.С.Лихачев, Б.Н.Рыбаков и др.). Русская земля и Половецкая степь как поэтическое единство противоположностей впоэме. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова». Архетипический сюжет «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича». Боян и Автор: что объединяет, а что различает двух поэтов. Гипотезы об имени Автора «Слова» «Слово…» и «Песня о Роланде»: различия и сходство. |
02.00 | Литература периода национального унижения (XIII ─ XV вв.) | |
02.01 | «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о битве на реке Калке» и «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Русская земля в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли»: общность жанра и различия в оценке состояния страны. Жанр воинских повестей. Приход татар на Русь в изображении «Повести о битве на реке Калке». Объяснение причин русского поражения. «Повесть о разорении Рязани Батыем» ─ трагическое повествование о взаимном непонимании культур. Оригинальная композиция компилятивного произведения. Национальное и общехристианское начала сквозного образа, объединяющего это компилятивное произведение. Чем вызван идейно-эмоциона-льный настрой финальной части «Повести». |
02.02 | «Житие Александра Невского» | Жизнь и житие Александра Невского: причины замалчивания некоторых фактов его биографии. Своеобразие литературного портрета Александра. Трансформация обязательных элементов агиографического произведения в житии полководца. Традиции воинской повести в этом произведении. |
03.00 | Литература периода возрождения национальной государственности | |
03.01 | Памятники русского Предвозрождения. Выдающиеся представители этого периода | Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой. «Задонщина» как памятник русского Предвоз-рождения. Основная идея этого произведения. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Плагиат или талантливая интерпретация? «Задонщина» и скептики. Новое в стиле «Задонщины». «Задонщина» и «Слово…» ─ диптих через века. Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. «Житие Стефана Пермского» – панегирик вжанре жития. Стефан Пермский ─ герой риторико-пане-гирического стиля русской агиографии, self-made-man русской средневековой культуры. Вычурность стиля как средство решения творческой задачи максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения. Плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя. Преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв. Его«Житие» – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность этого произведения. |
03.02 | «Москва – третий Рим» как объединительная идея | Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию идеи «Москва ─ третий Рим». «Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции этой идеи. Формирование выдающейся объединительной идеи в отечественной литературе. «Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера(?) –Композиция «Повести», включающаяВступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущем России. Зарождение идеи мессианства в нашей внешней политике. «Москва – третий Рим» и современные претензии России на роль мирового лидера. «Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе. |
03.03 | Строительство вертикали власти. Новая концепция литературного героя. | Развитие концепции сильной централизованной государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова. Новая концепция государственного лидера в этом произведении. Иван Грозный как писатель и литературный герой (основные факты его биографии и противоречивая оценка его личности современниками и потомками). Отражение противоречивой личности писателя в его творчестве, борьбы за самодержавную власть в переписке с Андреем Курбским (1563─1564 и 1577─ 1579). Второе послание А. Курбского Ивану Грозному ─ блестящий анализ его индивидуального стиля. Лицедейство ИванаГрозного в его «Послании игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме с братией» (1573). «История о великом князе Московском» А. Курбского как объяснение формирования в отечественной литературе антиномичного героязарождающейся литературы барокко. Самодержавие и грандиозные литературные проекты XVI в. Создание «Великих Миней Четьих» и «Стоглава» (1551) под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Апология отечественного самодержавия в «Степенной книге». Лицевой летописный свод (1568—1576) и его таинственный (?) редактор. «Домострой» Сильвестра ─ вертикаль власти в границах семьи. Живая московская Русь на страницах сочинения Сильвестра. |
04.00 | Русская литература на границе средневековья и Нового времени | |
04.01 | «Бунташный» XVII век. | Причины русской смуты и ее последствия в истории государства и литературе. Раскол в русской церкви как следствие политических перемен и отголосок объединительной идеи «Москва ─ третий Рим». Аввакум, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: история их взаимоотношений. Трансформация жанра в «Житии протопопа Аввакума, имсамим написанного». Аввакум – человек и писатель эпохи барокко. Глубокая эмоциональность стиля, гордое самоуничижение, свойственный писателю смех сквозь слезы. Роль бытовых чудес в его «Житии». Критический пафос русской литературы на границе эпох. Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной». Обличение формального благочестия в «Повести о бражнике». |
04.02 | Женские типы в развитии любовной темы отечественной средневековой литературы и повестях «петровской» эпохи | Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина.Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливаяжена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. Предприимчивая Татьяна, невольная нарушительница домостроевских норм, из «Повести о Карпе Сутулове». Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций. Желание изобразить разные типы женщин в авантюрной «Гистории об Александре, российском дворянине». |
04.03 | Мужские типы и «проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII ─ начала XVIII вв. | Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX в. Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести». Плутовская «Повесть о Савве Грудцине» ─ предтеча нового решения конфликта «отцов» и «детей». |
05.00 | Просветительские тенденции в русской литературе Нового времени | |
05.01 | Петр Великий и «птенцы гнезда Петрова». | Печатный станок на службе Просвещения, значение этого акта для дальнейшего развития нашей культуры. Пропагандистские мероприятия Петра (периодическая печать, официальные празднества, театр и проч.). Стремление Петра к внешней «европеизации» России (обрезание кафтанов, бород, организация ассамблей, «Табель о рангах» и проч.). Реакция на реформы Петра в различных слоях русского общества. А.Д.Кантемир ─ создатель «реально-обличи-тельного направления» в отечественной литературе. «Сатира 1. На хулящих учение. К уму своему»; «Сатира IV. Об опасности сатирических сочинений. К музе своей». Реформы Петра и новое положение женщины-дворянки в обществе. Женщины во главе русского государства. Женщины-ученые (Е.Дашкова и др.). Женщины-литераторы (Екатерина II и др.). Женщины-авантюристки. М.В.Ломоносов ─ создатель «идеально-пане-гирического направления» в русской литературе XVIII в. Женщина-символ в его одах и стихах: «Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»; «Разговор с Анакреоном. Ответ на оду XXVIII» и т.д.Реакция современников на толкование поэтом-одописцем образа «великой Петровой дщери» (И.Барков. Пародийные «оды» из сборника «Девичья игрушка» (факультативно); А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» («Слово о Ломоносове») и проч.). Г.Р.Державин ─ тот, кто «объединил поэзию с жизнью». Екатерина Великая в изображении Г.Державина (цикл стихов, посвященных Фелице) и А.Радищева («Осьмнадцатое столетие»). Екатерина II ─ «Тартюф в юбке» или осторожный либерал? Попытки ввести элементы либерализации в отечест. литературный процесс (1769─1770 и 1783─1796 гг.) Авторы XVIII века о роли художника в создании новой России, ее истории и искусства (А.Д.Кантемир, «Сатира IV. К музе своей»; М.В.Ломоносов, «Разговор с Анакреоном»; Г.Р.Державин, «К лире», «Памятник», «Тончию». А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву (гл.:Посвящение А.М.К., Слово о Ломоносове)» |
05.02 | Поэтический опыт целостного постижения мира | Народная тоническая поэзия, ее носители и наиболее популярные виды. Силлабическое стихотворство и его ритмообразующие элементы. Симеон Полоцкий и его сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Умопостигаемая сущность представленных в «Вертограде» «куриезов» и «раритетов». Поэт как “второй бог”, а слово как инструмент преобразования мира. «Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Бог и поэт как творцы мира материального и мира воображаемого (М.Ломоносов, «Ода, выбранная из Иова» и его панегирические произведения). Грандиозность поэтического мира ломоносовских од. «Натурфилософская» поэзия М.Ломоносова и его научные исследования – стремление приблизиться к абсолютному знанию и Божественной сущности («Я долго размышлял и долго был в сомненьи…»; «Утреннее размышление о Божьем величии»; «Вечернее размышление о Божьем величии» и т.д.). Бог как мир в оде Г.Р.Державина «Бог». Место человека в этом мире. Барочные традиции в религиозно-философской поэзии Г.Р.Державина. Бог как высший судия в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и Судиям». «Враг парнасских уз» И.С.Барков ─ не столько живописатель «материально-телесного низа», сколько исследователь крайних нижних границ возможного в русской поэзии. Именно за это его стихи «в честь Вакха и Афродиты» признавали и М.Ломоносов, и А.Пушкин, и наши современники. |
05.03 | Литература XVIII века об обязанностях дворянства | Петровский «Табель о рангах» – формальный стимул активизировать деятельность всех сословий русского общества ради блага государства. Василий Кариотский – пример деятельного дворянина петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»). Защита петровской идеи личного участия всех российских граждан в укреплении военной мощи и благосостояния России в творчестве Антиоха Кантемира: «Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» и проч. Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». Притчи А.Сумарокова о роли дворянства в государственном устройстве («Голова и члены»), о бесполезности их праздного существования («Соболья шуба», «Ось и Бык») и проч. Г.Державин о дворянах и их обязанностях («Вельможа», «Властителям и судиям», «Водопад» и проч.). Соединение в его творчестве истинной поэзии с дидактикой (В.Г.Белинский «Поэзия Державина»). |
05.04 | Литература XVIII о воспитании | Руководства по обучению европейским правилам хорошего тона: «Приклады, како пишутся комплименты», «Юности честное зерцало». А.Д.Кантемир («Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений»; «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому») о главной цели воспитания и роли личного примера родителей. Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». М.В.Ломоносов о роли науки в воспитании молодежи («Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»). Тема воспитания в комедиях Д.И.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Качественно иной взгляд на проблему воспитания у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»: гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»). Писатель о развращающем действии крепостного права («Путешествие…»: гл.»Зайцево», «Медное» и др.). |
05.00 | Русский классицизм | |
05.01 | Русский классицизм: от теории к творчеству | Рационализм ─ философская основа классицизма. Русский классицизм и европейские литературные традиции. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями») Начало русского театра. Театральные элементы в русском фольклоре. Русский театр барокко: его идейно-воспитательное значение. Примеры психологического изображения в барочной пьесе («Действие на рождество Христово»). Особенности барочного театра. Классицистическая драматургия. Роль трех единств в развитии драматургического мастерства авторов. Русские трагедии: основные источники сюжетов и их своеобразие. «Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова: три уровня драматургического конфликта. Связь сюжета с историческими фактами. Основные персонажи. Эволюция классицистической комедии. А.П.Сумароков о комедии («Наставление хотящим быть писателями») и особенности его первых произведений в этом жанре. Критика ранних комедий драматурга членами «елагинского кружка». В.И.Лукин, его теория «переложения на наши нравы пьес иностранных авторов» и ее реализация в собственном творчестве («Мот, любовью исправленный») А.П.Сумароков в 1760-е гг. (второй период творческой деятельности). «Опекун» ─ комедия характеров. |
05.02 | Русская журналистика и драматургия последней трети XVIII в. | Екатерина II: 1969 г. ─ первая попытка либерализировать прессу сверху. Оживление журнальной деятельности. Полемика «Трутня» и «Всякой Всячины»: итоги полемики. Журналы А.Н.Новикова ─ лаборатория для русских литераторов нового поколения. Лучшие сатирические публикации в журналах Н.Новикова (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты): связь их с традициями демократическойсатиры XVII века и новыми жанрами русской периодики века XVIII. Д.И.Фонвизин ─ журналист и публицист. «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» - дерзкий вызов сатирика Екатерине II (охарактеризовать основной круг вопросов и ответов на них). “Всеобщая придворная грамматика” – остроумная сатира на нравы императорского двора. «Бригадир» ─ «первая в наших нравах [социальная] комедия» (из отзыва канцлера Екатерины II Н.И.Панина). Связь проблематики пьесы с выступлениями русских журналов того времени. Структура пьесы, языковая характеристика персонажей. А.П.Сумароков в 1970-е гг. (третий период творческой деятельности) создатель бытовых комедий («Рогоносец по воображению»). «Недоросль» Д.И.Фонвизина ─ вершина русской классицистической комедиографии. Связь с событиями 1770-х гг. Связь с публицистикой писателя, в частности с его «Опытом российского сословника». Образный ответ Д.И.Фонвизина на вопрос, поставленный еще А.П.Сумароковым: «Ах, можно ли людьми скотине обладать?» («О благородстве». Приемы постановки и пути решения сформулированной проблемы. Положительные герои комедии ─ намеченный драматургом путь нравственного совершенствования человека в духе масонской философии. Придуманный драматургом прием наглядной демонстрации этого пути. Неосознанное желание драматурга преодолеть стесняющие его творческую фантазию рационалистические рамки классицизма («Друг честных людей, или Стародум»). Критики классицизма в XVIII в.: И.С.Барков (пародийные стихи), А.Н.Радищев («Путешествие… (гл. «Тверь», «Слово о Ломоносове»), И.И.Дмитриев («Чужой толк»), И.А.Крылова («Трумф, или Подщипа»). |
06.00 | Русский сентиментализм | |
06.01 | «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина – вершина русской сентиментальной прозы. | Сентиментализм – альтернативный путь развития в искусстве. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее (формирование совершенного человека, взгляд на взаимоотношение природы и цивилизации, крестьян и дворян (горожан), отношение к фольклору, проблеме национальной самобытности (ментальности) и т.д.). Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Предшественницы «Бедной Лизы»: комическая опера М.Попова «Анюта» (1772), роман П.Львова «Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки» (1789) (факультативно). «Бедная Лиза» – социальная трагедия или любовная драма? «Жизнь человеческого сердца» (подсознательных изменений эмоционально-психоло-гического состояния) в мастерском изображении автора этой повести. Психологическая обоснованность поступков персонажей и авторского повествования об их трагической судьбе. Музыкальность прозы Н.Карамзина. Литературные «дочери» «Бедной Лизы» («Бедная Маша» А.Измайлова, «История бедной Марьи» Н.Брусилова, «Даша, деревенская девушка» П.Львова, «Ростовское озеро» В.Измайлова, «Спасская лужайка» И.Лажечникова и проч. (факульт.)) Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности. Значение русского сентиментализма в историко-литературном процессе. |
06.02 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность» ─ итоговое произведение русской литературы XVIII века | Указ Екатерины II «о вольных типографиях» (1783) и история издания книги А.Н.Радищева. А.Н.Радищев: основные вехи биографии. Ода «Вольность» и «Путешествие…»: учение об естественном и гражданском праве – мировоззренческая основа этих произведений. Функциональное назначение эпиграфа к «Путешествию…». Цель работы над книгой, заявленная в «Посвящении А.М.К.». Логика в расположении глав книги. Своеобразие стиля «Путешествия…» Изображение властной вертикали в книге А.Н.Радищева (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ ее неэффективности. Взаимоотношение власти и оппозиции. Взаимоотношение власти и религиозных институтов. Драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть. Пути решения возникшего противоречия между самодержцем и его окружением в видении А.Н.Радищева. Как, по мнению автора оды «Вольности», живется людям при демократии («Вольность», 25-37)? Отчего людям не живется так вечно («Вольность», 38-44)? Бесконечная смена тоталитаризма демократией и наоборот, по мнению А.Н.Радищева ─ закон природы? Интеллигенция в книге А.Н.Радищева. Что, по мнению писателя, мешает этим людям найти понимание в среде народа? Как можно разрушить это отчуждение? («Путешествие…», гл.: «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Пешки», «Городня» и проч.). Как русский интеллигент относится к духовной культуре народа? Что может стать для него критерием в оценке эстетических достоинств фольклорных произведений? («София», «Едрово», «Клин» и проч.) Интеллигенция и литературные авторитеты («Тверь»). Интеллигенция и литературные власти (цензура) («Торжок»). Согласны ли Вы с самооценкой А.Н.Радищева: «Я зрю сквозь столетия» (подтвердите или опровергните это утверждение своими собственными наблюдениями над судьбой России и ее народа). |
00.02 | Заключение | Эффективность диалектического подхода к оценке историко-культурного значения литературного наследия XVIII в. (закон отрицания отрицания). Культура XVIII в. ─ фетальный (т.е. «плодный») период развития новой и новейшей отечественной словесности |
| ||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины | Аудиторная нагрузка (час.) | Виды, количество и объемы мероприятий | ||||||||||||||||||
код раздела, темы | Наименование раздела, темы | Всего по разделу, теме (час.) | Всего | Лекции ром-герм. (дневная форма обучения) | Лекции журналист. (дн.форма обуч) | Практич. занятия, журн. (дн.форма | Подготовка к аудиторн.занятиям | Всего (час.) | Выполнение самостоят. внеаудит. работ (колич.) | Всего (час.) | Подг. к контр. и аттестац. мероприятиям (колич.) | |||||||||
Лекции журналист. (заочн.ф-ма ) | Лекция | Практ., семинар. зан-е | Лабораторное занятие | коллоквиум | Домашняя работа* | Реферат, эссе, | Контр. работа (текущ.успеваем.) | Зачет* | Экзамен* | |||||||||||
01.00 | Литература Киев |