Лабораторный практикум №9

Тема: Обмен углеводов: поступление, переваривание и всасывание. Синтез и распад гликогена.

Цели занятия: - Студент должен знать физиологическую роль, источники углеводов, этапы обмена, процессы синтеза и распада гликогена, знать возрастные уровни глюкозы крови, методы определения содержания глюкозы в крови и моче

Хронометраж практического занятия:

1. Вводная беседа. Тестирование исходного уровня знаний. –15 мин

2. Практическая часть.

Разбор и обсуждение материала по теме- 25 мин

Разбор ситуационных задач 25 мин

3. Лабораторная работа 35 минут

Контроль выполнения лабораторной работы 10

4.Контроль усвоения темы 15

5.Подведение итогов к следующему занятию 10

Продолжительность занятия- 135 минут

Методическое и материально-техническое оснащение

Таблицы по темам, методические разработки для студентов, химическая посуда и реактивы, биологический материал, видеофрагменты, анимация.

Содержание темы

Изучение роли углеводов, путей их использования в организме ребенка поможет будущим педиатрам разбираться в патогенетических основах метаболических нарушений многих заболеваний. Углеводы выполняют многочисленные функции, важнейшей из них является их энергетическая роль, универсальность углеводов состоит в том, что они при определенных условиях могут превращаться в липиды. В то же время углеводы в организме ребенка, входя в состав гликопротеинов и протеогликанов выполняют разнообразные функции опорно-двигательного аппарата, а также входят в состав рецепторов участвуют косвенно в передаче гормональных сигналов. Метаболизм углеводов в детском возрасте имеет ряд особенностей, связанных с функциональной неполноценностью ряда ферментных систем ребенка. Будущему врачу – педиатру необходимо знать возрастные особенности метаболизма глюкозы, чтобы правильно оценивать обмен углеводов у ребенка в норме и при патологии.

Основные вопросы темы

1. Физиологическая роль углеводов в организме у детей и взрослых.

2. Пищевые источники и потребность организма в углеводах у детей и взрослых. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Судьба всосавшихся моносахаридов. Глюкоза как важнейший метаболит углеводного обмена: общая схема источников и путей использования глюкозы в организме



  1. Гипо- и гипергликемия. Гипергликемия у детей (алиментарная, эмоциональная). Патологическая гипергликемия

4. Гликоген как резервный полисахарид. Глюкостатическая функция печени:

а) Синтез гликогена из глюкозы (гликогеногенез);

б) Амилолитический и фосфолитический пути распада гликогена.

5. Глюкоза крови, особенности глюкозы крови у детей в разные возрастные периоды. Регуляция уровня глюкозы крови. Роль адреналина, глюкагона, инсулина, тиреоидных гормонов.

6. Изучение углеводного обмена методом однократной сахарной нагрузки:

А) Нормальная сахарная кривая. Биохимические механизмы, определяющие изменения концентрации глюкозы после сахарной нагрузки.

Б) Изменения сахарной кривой, характерные для заболеваний печени, щитовидной и поджелудочной желез. Коэффициент Рафальского и Бодуэна, их значение в клинической практике.

7. Особенности обмена углеводов у детей.

Базисные знания: Из курса биоорганической химии студент должен знать классификацию и химическое строение углеводов, важнейшие свойства углеводов, лежащие в основе их качественного и количественного определения.

Студент должен уметь:интерпретировать результаты определения глюкозы в крови и моче

Учебная карта занятия

Вводная беседа. В ходе беседы выясняем студентов, какие они знают представители углеводов – какие из них содержатся в пищевых продуктах. Рекомендации количестве углеводов в рационе ребенка неразрывнсвязано с исследованиями энергетического обмена. Принято считать что в рационе детей старше года наиболее физиологично соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4.В рационе детей школьного возраста количество углеводов при усиленной мышечной нагрузке может несколько увеличиваться, и соотношение белков, жиров, углеводов составит 1:1:4,5.

В первые месяцы жизни потребность в углеводах покрывается за счет лактозы, входящей в состав женского молока. При искусственном вскармливании с молочными смесями ребенок получает сахарозу или мальтозу. После введения прикорма ребенок начинает получать полисахариды, которые в основном покрывают потребность организма в углеводах.

Рассматривается переваривание углеводов, при этом предлагается заполнить таблицу:

Переваривание углеводов по отделам желудочно-кишечного тракта

Отдел жкт ph Активаторы Фермент(ы), механизм действия Субстрат продукт примечание
Ротовая полость            
желудок            
12 перстная кишка            
Тонкий кишечник            

Делаем вывод по процессам переваривания, что все углеводы перевариваются до глюкозы, фруктозы, галактозы, которые попадают через портальную вену в печень, где происходит взаимопревращение моносахаридов в глюкозу, и в кровь (общий ток кровообращения) попадает только глюкоза.Вэто время уместно рассмотреть вопрос, чем отличается понятие «сахар крови» от понятия «глюкоза крови».

Знакомство с путями поступления использования глюкозы в организме показываем в виде схемы, при этом отмечаем глюкостатическую функцию печени (способность печени поддерживать постоянство концентрации глюкозы). Рассматриваем понятия гипергликемия, виды и причины, соответственно - гипогликемию, виды и причины.

При знакомстве с процессами синтеза и распада гликогена в печени используем табличный материал, видеофрагменты и анимацию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации