Эффективность речевой коммуникации. Условия эффективной речевой коммуникации.
Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если адресат трактует основную идею текста в соответствии с замыслом адресанта. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решений, стать причиной нежелательных конфликтов.
Успешность речевого общения и его неудачи зависят не только от выбора говорящими языковых средств. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингвистические факторы. Специалисты относят к ним потребность в общении, коммуникативную заинтересованность, настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего, умение слушателя проникнуть в замысел собеседника, внешние обстоятельства, знание норм этикета и др. Необходимым условием эффективной коммуникации является умение слушать.
5.Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.
Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой.
Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для ее осуществления требуется минимум два человека. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.
Помимо непосредственных участников – говорящего (A1 – адресант) и слушающего (A2 – адресат), обычно меняющихся ролями, во-первых, необходим предмет речи (D), т. е. то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; во-вторых, необходимо знание языка (L); втретьих, необходимо само высказывание (V). Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все основательные составляющие речевой деятельности.
Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельности актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления в основном одни и те же. Действительно, в какой бы речевой ситуации ни оказался человек, он должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, чем следует руководствоваться. В результате обдумывания рождается внутренний план высказывания. Это первый этап порождения высказывания.
На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные языковые единицы, строятся предложения.
Третий этап – реализация – самый ответственный. Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить многое: психологическое состояние говорящего, целевое назначение, коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику.
Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на высказывание. Реагирование может быть выражено словесно, передано невербальными средствами общения, поведением адресата / адресатов. Реакция на речь служит ее оценкой. Контроль – очень важный компонент речевой деятельности.
6. Виды речевой деятельности – это различные виды речевых навыков и речевых умений. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание) – они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности; говорение и письмо (это два вида речевой деятельности обычно называют продуктивными).
Темы для рефератов
1. Условия эффективной речевой коммуникации: постулаты Г.П. Грайса.
2. Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Линча и Г.П. Грайса.
3. Деловое общение: Кодекс, национальные особенности.
4. Опосредованные виды общения и их особенности.
5. Совершенствование навыков речевой деятельности.
Лекция 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ
План
1. Язык. Язык и общество.
2. Язык – универсальная знаковая система.
3. Формы существования языка.
4. Полифункциональность языка.
5. Речь, ее особенности.
6. Разновидности речи: основания для классификации. Общая характеристика типов речи.
Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
3. Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
4. Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.