Представление проекта учащимся

Начинать представление проекта стоит с рассказа об опыте участия в проекте других детей. Основным стимулом к участию является творческая самореализация ребят, возможность самостоятельно создать серьёзную вещь, проявить свою индивидуальность. Для большинства детей и взрослых написать и опубликовать собственную книгу – это ценная возможность, а для многих – мечта, но не каждый с лёгкостью берется за её реализацию. На известие о возможности создать КНИГУ дети реагируют по-разному. У творческих личностей практически сразу появляются идеи, концепции, находятся тексты. Замкнутые и неуверенные в себе дети наполняются тревогой: «А вдруг не получится? Наверное, для этого нужен особый талант… А вдруг про меня напишут что-то неприятное?» Такие дети могут влиться в процесс немного позднее, осторожно наблюдая за ним со стороны. Как и в любом добровольном проекте, возможно, будут и те, кто откажется от участия. Их отказ не должен повлечь за собой санкций, возможно, они захотят переменить своё решение и присоединиться к товарищам чуть позже.

Задача наставника на данном этапе – преподнести идею как возможность, привилегию, а не как обязательный проект, очередную повинность, поскольку работа над книгой является совершенно добровольным делом, и степень вовлеченности участников проекта будет разной. Большую роль играет и то, насколько привлекает проект наставника, трудно мотивировать других заниматься тем, чем самому не кажется стоящим делом. Многое зависит и от установок родителей, их представления о важности проекта и участия в нём детей, важности участия именно самостоятельного, исключая превращение проекта в выставку достижений родителей.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И СТРУКТУРЫ

Все книги «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ» – разные, как и сами коллективы, которые их создают. Решение принадлежит юным авторам – писать ли в одном формате, и в каком, или собрать в сборник разношерстные, но ярко отражающие индивидуальность каждого, материалы. Дети пишут о друзьях, об учителях, о эпизодах своей жизни, добавляют воспоминания о смешных или важных, запомнившихся случаях, делятся впечатлениями. Они рассказывают о увлечениях, о которых раньше никто и не подозревал, о планах на взрослую жизнь. Приносят рисунки, стихи и фотографии поделок, скриншоты переписок, тексты, которые для них важны. Эта книга для ребят является, прежде всего, возможностью сохранить память друг о друге, о классе и преподавателях, о пережитых вместе радостях и печалях, а также лучше понять себя и рассказать о себе, о своём видении происходящего, поделиться чувствами и пожеланиями, оставить свой след на память.

Задача наставника на данном этапе – оказать всяческую помощь и поддержку в организации обсуждения, дискуссии, выстраивания коммуникации.

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ

Организацию процесса работы над книгой желательно доверить самим детям. Возможно, они захотят готовить материалы поодиночке, соблюдая секретность, не зная, о том, что готовят и пишут их друзья, а, возможно, разобьются на команды или группы, или будут собираться вместе, назначат ответственных за разные детали проекта (соблюдение сроков, корректировка, обработка фотографий). Собственный выбор и ответственность стимулируют самостоятельность и позволяют гордиться полученными результатами. Однако не всегда дети оказываются сразу готовы фонтанировать идеями и приступать к работе над проектом. Часто трудности носят характер «боязни белого листа», когда дети оттягивают начало работы, не зная, с чего и как начать. В этом случае можно устроить небольшой «мозговой штурм», предложив ребятам собраться в определённое время и записать все варианты, даже самые абсурдные, которые придут им в голову. Специально выделенное время для совместного обсуждения проекта также стимулирует порождение идей. Важно, что ребята сами пишут друг о друге, их настоящее видение своих товарищей. Многие из размышлений-открытий не станут откровениями для взрослых. Большинство из нас переживает одни и те же инсайты в этом возрасте. В такие моменты детям как никогда ценна тактичность взрослых, их не-сообщения о том, что все велосипеды уже давно изобретены. Для формирования собственного мировоззрения гораздо полезнее уважительные беседы на равных. Среди заметок, наверняка, окажутся и такие мысли, истории и анекдоты, о которых взрослые не знали, но которые не стоит разбирать с воспитательной целью. Попытки ограничить текст жёсткими рамками могут привести к разочарованию детей и превращению проекта в дело наставников и родителей, очередную «обязаловку».

Задача взрослых на данном этапе – предоставить ребятам время, место и возможности для работы над книгой, оказывать помощь в работе, в сопровождении процесса, корректуре и редактуре книги. При работе со старшеклассниками необходимо учитывать, что организационные и творческие способности ребят уже довольно велики, и поэтому большой нужды в помощи взрослых нет, тем не менее, эту помощь и поддержку стоит ненавязчиво предлагать. Учитывая склонность детей подросткового возраста к протестному поведению, отказам, негативизму, необходимым условием успеха является деликатность в подходе к редактуре содержания, обязательно выполняемой совместно с авторами, – только тогда эта книга станет их собственной историей.

Наши рекомендации