Урок «Человек в чрезвычайных обстоятельствах в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
1. Беседа. Повторение материала предыдущего урока.
- Что узнали об авторе рассказа?
- Как вы поняли выражение «сибирский характер»?
Кто из русских писателей родом из Сибири? (для любознательных) О чем они писали?
2. Работа с текстом произведения. Беседа. Анализ эпизода. Природа в рассказе.
- Какой увидели сибирскую природу в рассказе?
- Как относятся к тайге члены семьи Васютки? Любят ли они лес?
- Что знает Васютка о тайге?
- Как приобрел он эти знания? Чему научил мальчика дед?
Конкурс знатоков текста: Соберём копилку знаний о лесе.
- О каких правилах поведения в тайге вы узнали из рассказа?
- «Страшное в жизни часто начинается очень просто», - пишет автор.
Анализ эпизода.Проследим, как Васютка заблудился (чт. с.202, 203 от слов «Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка» до слов «…пел, что на ум приходило»).
Как автор изобразил азарт мальчика?
Как проявляется охотничье мастерство?
Что можно сказать о характере героя?
Что почувствовал герой, когда понял, что заблудился? (с.203)
Анализ эпизода «Васютка в лесу».
Как ведет себя герой в тайге?
Что помогло ему найти озеро? Почему на берегу озера впервые заплакал?
Что помогает ему справиться со страхом?
Какое открытие сделал мальчик, оказавшись у озера? Что подтвердило его догадку?
Какие знания о лесе можем добавить в нашу копилку?
Что помогло Васютке найти верную дорогу?
Анализ эпизода «Спасение мальчика».
Что чувствует мальчик, выйдя к Енисею? (чтение с.216- 218)
Как автор передает радость героя?
Когда смелость и упорство оставили его? (подробный пересказ)
Как поведение мальчика доказывает, что за прошедшие дни он многое пережил и испытал?
Почему в конце рассказа Астафьев называет Васютку «заправским провожатым»?
Подведение итогов.
- Какие качества характера помогли Васютке справиться с чрезвычайными обстоятельствами?
- Почему озеро назвали Васюткиным?
- Какую роль сыграло оно в жизни героя?
- Как перекликаются между собой начало и конец рассказа? Найдите предложение, которое, на ваш взгляд, выражает авторское отношение к событиям рассказа.
Сравнение финала «Кладовой солнца» и начала рассказа «Васюткино озеро».
- Что объединяет эти два произведения? В чем различие?
4. Домашнее задание: Объясни, почему Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью… (с.225); задание Случалось ли тебе терять дорогу в лесу?...(с. 225): подготовиться к сочинению.
Материалы к ролевой игре (на 2-ом уроке) по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Группа – «Художники»
Задание: выделите в тексте описание тайги (птицы, деревья и т.д.). Зачем автор даёт такое подробное описание тайги?
Группа – «Учёные-исследователи»
Вопрос: какие открытия в тайге (согласно тексту) можно сделать?
Ответ:
- «Кедровка – птица полезная; она разносит по тайге семена кедра».
- «Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а глее ветвей побольше – юг».
- Чтобы убить глухаря, надо пользоваться крупной дробью; мелкой – только ранишь.
- «Заполярная тайга не страшна зверьём».
- «Коротка августовская ночь в Заполярье».
- В тайге водятся птицы: кедровка, дятел, желна, синичка, сойка, гагары.
- В тайге водятся животные: олень, белки, медведи.
- «Лиственный лес обычно тянется по берегам реки».
- Трава растёт обычно вблизи водоёмов.
- и т.д.
Группа – «Спасатели»
Задание:определите правила поведения в тайге.
Ответы:
- «От затесей далеко не отходи - сгинешь».
- «Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
- Если идёшь один – бери с собой собаку.
- «Тайга хлипких не любит!».
- Нельзя отчаиваться, паниковать, метаться.
- и т.д.
Группа – «Психологи»
Задание: найдите в тексте слова и выражения, характеризующие состояние Васютки, когда он заблудился. Какое состояние у него было в тот момент?
Ответ:
- «Васютка не сразу пришёл в себя…»
- «оцепенение длилось до тех пор…»
- «Он вскрикнул и кинулся бежать…»
- «спотыкался, падал, вставал и снова бежал…»
- «отчаяние охватило его, и сразу не стало сил…»
- «отрешённо подумал…» и т.д.
Материалы для промежуточного и итогового контроля
Материалы к уроку по теме «Фольклор»
Тест: Малые жанры фольклора
Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров.
1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – … а) сказки
2) Фольклорный и литературный эпический жанр, б) потешки
в котором отражены в мифической форме события, в) легенда )
имевшие место в действительности – …
Задание 2. Выберите наиболее точное определение пословицы.
а) …рассказ о каком-либо событии
б) …краткое изречение с назидательным содержанием
в) …краткое изречение, которое делает нашу речь образной и выразительной
Задание 5. Завершите утверждение:
Вопрос или задание, требующее разгадки – это …
Задание 6.
Приведите примеры пословиц _____________________________________
Задание 7. Отгадайте загадки и впишите ответы в соответствующие строки
Предметы быта:
_____________________________________________________________
Явления природы:______________________________________________
Сельское хозяйство:
_________________________________________________________
Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. Повернулось к солнцу золотое донце.
Крашеное коромысло над рекою повисло.
Посреди двора стоит копна, спереди – вилы, сзади – метла.
Раскалённая стрела дуб свалила у окна.
Без рук, без ног под лавку – скок.
В землю – блошкой, из земли – лепёшкой. Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь и вода.
Задание 8. Соотнесите произведение устного народного творчества с его жанром.
1) Без головы, а в шляпе. а) пословица
2) Вилами на воде писано. б) загадка
3) Яблочки от яблоньки недалеко падают. в) поговорка
г) потешка
Задание 9. Распределите данные пословицы по темам. Вспомните 1-2 другие пословицы на эти же темы.
О труде:___________________________________________________________
О дружбе:__________________________________________________________
О хитрости:________________________________________________________
а) Терпение и труд всё перетрут
б) Говорит направо, а глядит налево
в) Старый друг лучше новых двух
Задание 10. Завершите пословицы, подбирая (в рифму) подходящее продолжение.
1. И вашим и нашим_____________________________________________
2. В лесу жить,_________________________________________________
3. Когда ни умирать,____________________________________________
а) лешим слыть. г) у матери болит.
б) день терять. д) за копейку спляшем.
в) а узелок-то тут. е) будет и великий пост.
Задание 11. Объясните смысл пословицы.
а) Тише едешь – дальше будешь:__________________________
б) Семь раз отмерь, один раз – отрежь:________________________________
в) Не всё коту масленица – будет и великий пост:________________________