Урок «Человек в чрезвычайных обстоятельствах в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1. Беседа. Повторение материала предыдущего урока.

- Что узнали об авторе рассказа?

- Как вы поняли выражение «сибирский характер»?

Кто из русских писателей родом из Сибири? (для любознательных) О чем они писали?

2. Работа с текстом произведения. Беседа. Анализ эпизода. Природа в рассказе.

- Какой увидели сибирскую природу в рассказе?

- Как относятся к тайге члены семьи Васютки? Любят ли они лес?

- Что знает Васютка о тайге?

- Как приобрел он эти знания? Чему научил мальчика дед?

Конкурс знатоков текста: Соберём копилку знаний о лесе.

- О каких правилах поведения в тайге вы узнали из рассказа?

- «Страшное в жизни часто начинается очень просто», - пишет автор.

Анализ эпизода.Проследим, как Васютка заблудился (чт. с.202, 203 от слов «Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка» до слов «…пел, что на ум приходило»).

Как автор изобразил азарт мальчика?

Как проявляется охотничье мастерство?

Что можно сказать о характере героя?

Что почувствовал герой, когда понял, что заблудился? (с.203)

Анализ эпизода «Васютка в лесу».

Как ведет себя герой в тайге?

Что помогло ему найти озеро? Почему на берегу озера впервые заплакал?

Что помогает ему справиться со страхом?

Какое открытие сделал мальчик, оказавшись у озера? Что подтвердило его догадку?

Какие знания о лесе можем добавить в нашу копилку?

Что помогло Васютке найти верную дорогу?

Анализ эпизода «Спасение мальчика».

Что чувствует мальчик, выйдя к Енисею? (чтение с.216- 218)

Как автор передает радость героя?

Когда смелость и упорство оставили его? (подробный пересказ)

Как поведение мальчика доказывает, что за прошедшие дни он многое пережил и испытал?

Почему в конце рассказа Астафьев называет Васютку «заправским провожатым»?

Подведение итогов.

- Какие качества характера помогли Васютке справиться с чрезвычайными обстоятельствами?

- Почему озеро назвали Васюткиным?

- Какую роль сыграло оно в жизни героя?

- Как перекликаются между собой начало и конец рассказа? Найдите предложение, которое, на ваш взгляд, выражает авторское отношение к событиям рассказа.

Сравнение финала «Кладовой солнца» и начала рассказа «Васюткино озеро».

- Что объединяет эти два произведения? В чем различие?

4. Домашнее задание: Объясни, почему Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью… (с.225); задание Случалось ли тебе терять дорогу в лесу?...(с. 225): подготовиться к сочинению.

Материалы к ролевой игре (на 2-ом уроке) по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Группа – «Художники»

Задание: выделите в тексте описание тайги (птицы, деревья и т.д.). Зачем автор даёт такое подробное описание тайги?

Группа – «Учёные-исследователи»

Вопрос: какие открытия в тайге (согласно тексту) можно сделать?

Ответ:

- «Кедровка – птица полезная; она разносит по тайге семена кедра».

- «Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а глее ветвей побольше – юг».

- Чтобы убить глухаря, надо пользоваться крупной дробью; мелкой – только ранишь.

- «Заполярная тайга не страшна зверьём».

- «Коротка августовская ночь в Заполярье».

- В тайге водятся птицы: кедровка, дятел, желна, синичка, сойка, гагары.

- В тайге водятся животные: олень, белки, медведи.

- «Лиственный лес обычно тянется по берегам реки».

- Трава растёт обычно вблизи водоёмов.

- и т.д.

Группа – «Спасатели»

Задание:определите правила поведения в тайге.

Ответы:

- «От затесей далеко не отходи - сгинешь».

- «Идёшь в лес – бери еду, бери спички».

- Если идёшь один – бери с собой собаку.

- «Тайга хлипких не любит!».

- Нельзя отчаиваться, паниковать, метаться.

- и т.д.

Группа – «Психологи»

Задание: найдите в тексте слова и выражения, характеризующие состояние Васютки, когда он заблудился. Какое состояние у него было в тот момент?

Ответ:

- «Васютка не сразу пришёл в себя…»

- «оцепенение длилось до тех пор…»

- «Он вскрикнул и кинулся бежать…»

- «спотыкался, падал, вставал и снова бежал…»

- «отчаяние охватило его, и сразу не стало сил…»

- «отрешённо подумал…» и т.д.

Материалы для промежуточного и итогового контроля

Материалы к уроку по теме «Фольклор»

Тест: Малые жанры фольклора

Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров.

1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – … а) сказки

2) Фольклорный и литературный эпический жанр, б) потешки

в котором отражены в мифической форме события, в) легенда )

имевшие место в действительности – …

Задание 2. Выберите наиболее точное определение пословицы.

а) …рассказ о каком-либо событии

б) …краткое изречение с назидательным содержанием

в) …краткое изречение, которое делает нашу речь образной и выразительной

Задание 5. Завершите утверждение:

Вопрос или задание, требующее разгадки – это …

Задание 6.

Приведите примеры пословиц _____________________________________

Задание 7. Отгадайте загадки и впишите ответы в соответствующие строки

Предметы быта:

_____________________________________________________________

Явления природы:______________________________________________

Сельское хозяйство:

_________________________________________________________

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. Повернулось к солнцу золотое донце.

Крашеное коромысло над рекою повисло.

Посреди двора стоит копна, спереди – вилы, сзади – метла.

Раскалённая стрела дуб свалила у окна.

Без рук, без ног под лавку – скок.

В землю – блошкой, из земли – лепёшкой. Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь и вода.



Задание 8. Соотнесите произведение устного народного творчества с его жанром.

1) Без головы, а в шляпе. а) пословица

2) Вилами на воде писано. б) загадка

3) Яблочки от яблоньки недалеко падают. в) поговорка

г) потешка

Задание 9. Распределите данные пословицы по темам. Вспомните 1-2 другие пословицы на эти же темы.

О труде:___________________________________________________________

О дружбе:__________________________________________________________

О хитрости:________________________________________________________

а) Терпение и труд всё перетрут

б) Говорит направо, а глядит налево

в) Старый друг лучше новых двух

Задание 10. Завершите пословицы, подбирая (в рифму) подходящее продолжение.

1. И вашим и нашим_____________________________________________

2. В лесу жить,_________________________________________________

3. Когда ни умирать,____________________________________________

а) лешим слыть. г) у матери болит.

б) день терять. д) за копейку спляшем.

в) а узелок-то тут. е) будет и великий пост.

Задание 11. Объясните смысл пословицы.

а) Тише едешь – дальше будешь:__________________________

б) Семь раз отмерь, один раз – отрежь:________________________________

в) Не всё коту масленица – будет и великий пост:________________________

Наши рекомендации