Анализ:жанр - неоднозначен, но больше мы склоняемся к поэме, но поэма особая, в которой есть эпическое, лирическое, но присутствует и драматизм.
В поэме используются разнообразные стихотворные размеры: первая глава - это тонический, свобный стих(без рифмы), вторая - ямб и свободный стих, третья и четвертая - частушечный хорей, восьмая - эмитация народно-песенного стиха, девятая - ямб, десятая - хорей, одиннадцатая и двенадцатая - разностопный хорей.
Год создания - 1918
Самое крупное произведение Блока
начало поэмы построено на контрасте(на противопоставлении старого и нового мира). контраст символизирует два исторических жизненных начала: высокое и низкое, ложь и правда, старое новое, прошлое и будущее. контрастируют два цвета: черный (старый мир) белый и красный(противопоставлен черному) (это пожар, метель, красный флаг, белоснежный венчик Ииисуса Христа, революция) .
Блок, показывая в начале поэмы представителей старого мира, зло иронизирует над ними, сравнивая их (а в их лице и всю буржуазную Россию) с безродным псом, который будет появляться в поэме еще множество раз.безродный пес - главный враг двенадцати. подбирая уничижительные эпитеты в к слову "пес", Блок хочет как можно безжалостней заклеймить старый мир.
Временное пространство в поэме расширяется до космических масштабов. метель, разыгравшаяся на улицах Петербурга, разыгралась на своем белом свете.
ПЕРВАЯ глава - экспозиция поэмы.
Двенадцать красногвардейцев твердо идут сквозь метель, которая представлена как их родная стихия. на их фоне Блок иронично характеризует представителей старого мира.
сюжет о гибели Катьки(Петруха) подчеркивает убеждения Блока в том, что в таком деле как революция все частное, личное, побочное должно отойти на другой план. все частное должно перегореть в огне рволюции, чтобы родился новый человек. Блок считал, что одна из задач революции направить "очистительный огонь" в душе людей для того, чтобы раздуть в них костер, в котором сгорит все ниизменное.
Двенадцать красногвардейцев - это выходцы из рабочих, причем не из авангарда, а голытьба.
державный шаг двенадцати выдвигает на первый план главную тему - тему несокрушимости силы восставшего народа.
Можно говорить об открытости финала, а следовательно об открывшийся перед героями далекой цели. Блок увидел в революции ее разрушительно созидающую силу, которая несет в мир новую историческую правду.
Образ Иисуса Христа с кровавым флагом в руках вызвал в поэме о революции много споров. Христос в поэме это не цирковный персонаж. Блок в поэме хочет восстановить облик настоящего евангельского Иисуса Христа, который заодно с униженными, голодными, обездоленными обрах Христа - это не только воплощение святости и чистоты, но так же символ бунтарства, освобительного начала и торжества новой идеи. образ Христа - символ новой религии.можно провести аналогию между двенадцатью красногвардейцами и двнадцатью апостолами.
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух,И правит окриками пьянымиВесенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной,Над скукой загородных дач,Чуть золотится крендель булочной,И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами,Заламывая котелки,Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки. Над озером скрипят уключиныИ раздается женский визг,А в небе, ко всему приученныйБесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственнойКак я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиковЛакеи сонные торчат,И пьяницы с глазами кроликов«In vino veritas!»1 кричат. И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, однаДыша духами и туманами,Она садится у окна. И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль. Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено,И все души моей излучиныПронзило терпкое вино. И перья страуса склоненныеВ моем качаются мозгу,И очи синие бездонныеЦветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище,И ключ поручен только мне!Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине.Анализ:1900г - переход в творчестве Блока к царствию "Прекрасной Дамы" праобразом дамы стала старшая дочь Менделеева, которая не отвечала Блоку взаимностью.
в 1902 Блоком и Любовью Дмитреевной произошло решительно объяснение. этим событием заканчивается эпоха стихов "О Прекрасной Даме".
стихи ... это своебразный поэтитеческий дневник поэта.
стихотворения, которые водяц в цикл : "Я и молод, и свеж, и влюблен", "Сумерки, сумерки вешние", "Мне страшно с тобой встречаться", "В ресторане","Дамы щегаляют модами", "Твое лицо бледней, чем было", "Ночь, улица, фонарь, аптека", "О доблестях, о подвигах, о славе".