Задания для самостоятельной работы. 1. Повторите материал по темам «эпос», «литературный жанр», «поэма»

1. Повторите материал по темам «эпос», «литературный жанр», «поэма».

2. Определите, какие функции выполняет в поэме мир вещей.

Основная литература

1. Гоголь Н.В. «Мёртвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Любое издание.

2. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.42-53. [1842].

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., «Наука», 1988.

4. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.9-23. [Отечественные записки - 1842].

5. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., Изд-во МГУ, 1978.

6. Гоголь: история и современность. – М., «Правда», 1985.

7. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. – М., Изд-во МГУ, 2002.

Дополнительная литература

8. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842].

9. Майков В.Н. Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя // Майков В.Н. Литературная критика. – М., «Современник», 1985. – С.297-299 [Отечественные записки – 1847].

10. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., «Наука», 1964.

11. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., «Современник», 1984.

12. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: Литературный комментарий. – М., «Просвещение», 1964.

13. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., «Наука», 1981. – С.530-579.

14. Машинский С.И. «Мёртвые души» Н.В.Гоголя. – М., «Московский рабочий», 1966.

15. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель – критика – читатель. – М., «Правда», 1984.

16. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.106-125. [Московский городской листок – 1847].

17. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859].

18. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., «Правда», 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842].

19. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.24-30. [Отечественные записки - 1842].

20. Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.31-56. [Отечественные записки - 1842].

21. Шевырёв С.П. Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н.Гоголя. Статья вторая // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.54-80. [Москвитянин – 1842].

22. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.213-309.

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о литературной репутации Н.В. Гоголя, его поэме «Мертвые души» и их места в духовно-творческой эволюции писателя.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать поэму Н.В. Гоголя и его «Выбранные места из переписки с друзьями»;

· прояснить художественно-функциональный статус в структуре текста поэмы авторских отступлений;

· опираясь на работы Манна и Турбина, определить особенности жанра «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

Литература

художественные тексты (минимум)

1. В.А. Жуковский. Людмила. Светлана. Сельское кладбище. Певец во стане русских воинов. Море. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Лесной царь. Шильонский узник. Перчатка. Сказки.

2. К.Н. Батюшков. К Тассу. Видения на берегах Леты. Мои пенаты. Переход через Неман. Переход через Рейн. К другу. Мой Гений. К Дашкову.

3. И.А. Крылов. Урок дочкам. Ворона и Лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Обоз. Кот и повар. Листы и корни. Свинья под дубом. Рыбья пляска. Волк и Ягнёнок. Крестьянин и река. Квартет. Демьянова уха. Тришкин кафтан.

4. К.Ф. Рылеев. Гражданин. К временщику. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Державин. Войнаровский. Наливайко. «Ах, тошно мне…». «Уж как шёл кузнец...».

5. А.А. Бестужев-Марлинский. Лейтенант Белозор. Аммалат-бек. Фрегат «Надежда». Мореход Никитин. Испытание.

6. А.С. Грибоедов. Горе от ума.

7. А.С. Пушкин. Воспоминание в Царском селе. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Песня о вещем Олеге. Узник. К морю. К... (Я помню чудное мгновенье). Вакхическая песня. 19 октября (1825). Пророк. Стансы. Послание в Сибирь. Арион. Поэту. 19 октября 1827. Анчар. Я Вас любил. Поэт. Бесы. Элегия. «Для берегов отчизны дальной…». Заклинание. Клеветникам России. Странник. Сказки. Эхо. Каменноостровский цикл. «Пора, мой друг, пора…». «Вновь я посетил...» «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Повести Белкина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. История Пугачева. Маленькие трагедии.

8. Д.В. Давыдов. «Я не поэт, а партизан...» Бородинское поле.

9. П.А. Вяземский. Первый снег. Русский бог. Ещё тройка.

10. А.А. Дельвиг. «Соловей мой, соловей...». «Пела, пела пташечка...». «Ах ты ночь ли, ноченька...»

11. Е.А. Боратынский. Признание. Бал. Цыганка. Осень. Последний поэт. Рифма.

12. Д.В. Веневитинов. К моей богине. Завещание. Смерть Байрона. Новгород.

13. М.Ю. Лермонтов. Парус. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Узник. «Когда волнуется желтеющая нива...». Молитва («В минуту жизни трудную…»). Молитва («Не обвиняй меня…»). Молитва («Я, Матерь Божия…»). «И скучно и грустно...». «Как часто пестрою толпою окружен…». Дума. «Я не унижусь пред тобою…». «Расстались мы…». Благодарность. Нищий. Родина. Утёс. «На севере диком…». Горные вершины. «Выхожу один я на дорогу…» Песня про купца Калашникова. Маскарад. Мцыри. Демон. Герой нашего времени.

14. А.В. Кольцов. Косарь. Песня пахаря. «Не шуми ты, рожь...» Цветок. Горькая доля. Вторая песня Лихача Кудрявича. «Ах, зачем меня...» Стенька Разин. Последний поцелуй. Дума сокола. На заре туманной юности.

15. Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Ревизор. Женитьба. Мёртвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

16. В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина (начиная с четвёртой статьи). «Герой нашего времени». Стихотворения М. Лермонтова. О русской повести и повестях Гоголя. Письмо к Гоголю. Взгляд на русскую литературу 1847 года.

17. А.И. Герцен. Кто виноват. Сорока-воровка. Былое и думы.

Художественные тексты (минимум)

Для заучивания наизусть

1. В.А. Жуковский. Море. Отрывок из баллады «Светлана».

2. К.Н. Батюшков. Мой Гений

3. И.А. Крылов. 1-2 басни по выбору.

4. К.Ф. Рылеев. Гражданин.

5. А.С. Грибоедов. Горе от ума. Монолог Чацкого «А судьи кто?..»

6. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. К...*** (Я помню чудное мгновенье). Пророк. Я Вас любил. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Отрывки из произведений «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Евгений Онегин».

7. Поэты пушкинского круга (Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер). 1-2 стихотворения наизусть любого автора.

8. 11. Е.А. Боратынский. 1-2 стихотворение по выбору.

9. Д.В. Веневитинов. К моей богине. Завещание. Смерть Байрона. Новгород.

10. М.Ю. Лермонтов. Парус. Смерть поэта. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Я не унижусь пред тобою…». Родина. «Выхожу один я на дорогу…» Отрывки из произведений «Песня про купца Калашникова», «Маскарад», «Мцыри», «Демон».

11. А.В. Кольцов. 1-2 стихотворения по выбору.

12. Н.В. Гоголь. Лирическое отступление «Птица-тройка» из поэмы «Мертвые души».

Литературно-критические работы (минимум)

Для конспектирования

1. Гончаров И.А. «Мильон терзаний».

2. Белинский В.Г. Статья восьмая, Статья девятая«Евгений Онегин».

3. Достоевский Ф.М. Пушкин.

4. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина.

5. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова.

6. Белинский В.Г. «Герой нашего времени».

7. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя.

8. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

9. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души.

10. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю.

11. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга.

12. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества.

Темы контрольных работ

1. Определите и проанализируйте функции эпитетов в элегии В.А. Жуковского «Море».

2. Психологическая мотивировка романтического конфликта в элегии Е.А. Боратынского «Признание».

3. Проанализируйте своеобразие архитектоники в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

4. Определите и проанализируйте структурно-композиционные компоненты лирической новеллы М.Ю. Лермонтова «Расстались мы…».

5. Анализ жанрового своеобразия дружеского послания В.К. Кюхельбекера (по выбору).

6. Ситуационно-символическая двуплановость лирической эмоции в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».

7. Художественное своеобразие звуковой инструментовки в стихотворении А.С. Пушкина «Обвал».

8. Средство создания романтической образности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Стансы» («Мгновенно пробежав умом…»).

9. Поэтика контрастных воплощений в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы».

10. Фольклорные мотивы и образы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник» («Отворите мне темницу…»).

11. Художественное мастерство диалога И.А. Крылова в басне «Волк и ягненок».

12. Определите и проанализируйте новаторское решение в жанре элегии А.С. Пушкина «Элегия» («Угасших лет безумное веселье…»).

13. Проанализируйте средства создания психологической картины переживаний лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Заклинание».

14. Религиозно-философские концепции человеческой личности и их художественное воплощение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».

15. Средства создания торжественно-патетического стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

16. Идейно-художественное своеобразие жанра эпиграммы (по выбору).

17. Изобразительно-выразительные средства создания «эффекта драматического потрясения» (Б. Корман) в стихотворении А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

18. Художественное своеобразие лермонтовского лиризма в стихотворении «Я не хочу, чтоб мир узнал…»

19. Философская природа мотива покоя и воли и его художественное воплощение в стихотворении А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора…»

20. Образ «птицы-тройки» и его художественное воплощение в лирическом отступлении поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

21. Традиции народной песни и их новаторское решение в агитационных песнях А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева (по выбору).

22. Двоемирие романтического типа в художественном восприятии К.Н. Батюшкова. Стихотворение «Вечер».

23. Романическая теза и антитеза и способы их художественного воплощения в стихотворении В.А. Жуковского «Листок».

24. Художественное своеобразие жанра стихотворения К.Ф. Рылеева «Я ль буду в роковое время…».

25. Художественные особенности пушкинского лиризма в стихотворении «Цветок».

Вопросы к экзамену

1. Национальное своеобразие русской литературы пушкинского периода.

2. Романтизм. Его эстетическая программа, национальная самобытность.

3. Различные течения в русском романтизме, их эстетико-философская характеристика.

4. Литературно-общественное движение в России первой трети XIX века. Литературные общества и журналы 1810-20-х гг.

5. В.А. Жуковский. Тематика, идейные мотивы и жанры творчества.

6. К.Г. Батюшков – ведущий представитель «легкой поэзии». Его роль в развитии русской литературы.

7. Е.А. Боратынский. Особенности художественного сознания. Жанр элегии в творчестве поэта.

8. Поэты «пушкинского круга» (А. Дельвиг, Д. Веневитинов, В. Кюхельбекер). Темы, идеи, образы их творчества.

9. Возникновение реализма. Эстетическая программа реализма, его национальная самобытность.

10. К.Ф. Рылеев. Основной пафос его творчества. Поэтика жанра думы в творчестве К. Рылеева.

11. И.А. Крылов. Реализм, народность и мастерство басен И.А. Крылова.

12. Творческий путь А. Бестужева-Марлинского. В.Г. Белинский о Бестужеве-Марлинском и «марлинизме».

13. Конфликт и его художественное воплощение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

14. Система образов в комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».

15. Лицейская лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и образы. Проблема художественной преемственности.

16. Философия свободы в лирике А.С. Пушкина.

17. Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина.

18. Мотив «покоя» и «воли» в лирике А.С. Пушкина 30-х годов.

19. «Духовная» лирика А.С. Пушкина.

20. Поэма «Руслан и Людмила». Художественное своеобразие, традиции и новаторство. Споры вокруг поэмы.

21. Южные поэмы Пушкина как этап в его поэтическом развитии. Жанровые особенности романтической поэмы.

22. «Цыганы» А.С. Пушкина. Автор и герой в художественной системе поэмы.

23. Пьеса А.С. Пушкина «Борис Годунов» как народная драма. Особенности образной характерологии.

24. Драма А.С. Пушкина «Борис Годунов» Новаторство Пушкина-драматурга. Мастерство композиции.

25. Проблема главного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

26. Проблема жанра романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Критика о романе.

27. Мастерство реалистической обрисовки действующих лиц и художественные особенности романа «Евгений Онегин».

28. «Полтава» – историко-героическая и социально-психологическая поэма. Образ Петра I.

29. Поэма «Медный всадник». Проблематика. Идейный смысл. Своеобразие композиции.

30. Первая болдинская осень. Становление пушкинского реализма.

31. Нравственно-философская проблематика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Конфликты и их освещение.

33. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Понятие «долга» и «чести» в художественной структуре романа. Религиозно-философское звучание романа.

34. «Пиковая дама» А.С. Пушкина. Нравственно-философская проблематика повести.

35. Художественные особенности романтической поэтики М.Ю. Лермонтова первого периода творчества.

36. Интимная лирика М.Ю. Лермонтова. Художественные особенности психологического мастерства.

37. Тема личности, народа, Родины в лирике М.Ю. Лермонтова второго периода.

38. Поэзия М.Ю. Лермонтова в оценке В.Г. Белинского (статья «Стихотворения М.Ю. Лермонтова»).

39. Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Автор и его герой в художественном сознании поэмы.

40. Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Своеобразие проблематики и особенности стиля (отрывки наизусть).

41. Поэма «Демон». Идейный смысл, художественное своеобразие.

42. «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского романа. Образ Печорина. В.Г. Белинский о романе.

43. Композиция и жанр романа «Герой нашего времени». Современное литературоведение о романе и жанре.

44. Средства анализа внутреннего мира персонажей в романе «Герой нашего времени». Искусство портрета. Мастерство пейзажа.

45. Поэзия и жизнь А.В.Кольцова. Образ Руси в лирике А.В. Кольцова.

46. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Проблематика, композиция. Идейно-художественный смысл.

47. Повесть «Нос». Художественные особенности гоголевской фантастики.

48. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проблема человеческой личности в художественной системе повести.

49. Проблематика и идейный смысл сборника Н.В. Гоголя «Миргород».

50. «Тарас Бульба» как историческая эпопея. Художественные особенности образной системы. Принципы историзма Н.В. Гоголя.

51. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Социальные и нравственные истоки конфликта в пьесе.

52. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Поэтика жанра. Композиция.

53. Тема народа и России в поэме «Мертвые души». Особенности реализма Гоголя.

54. Идейная и композиционная роль «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Полемика в критике вокруг «Мертвых душ».

55. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя и «Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского. Новые аспекты в оценке этих произведений.

56. Лиризм поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (содержание и характер авторский отступлений).

57. «Натуральная школа» – ведущее течение прогрессивной литературы. Программа школы, представители.

58. Творческий путь И.А. Герцена. Проблема положительного героя в творчестве А.И. Герцена.

Учебное

издание

ПЯТКИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Методические рекомендации к практическим занятиям

по дисциплине

«История русской литературы»

(история русской литературы XIX века (часть I))

В авторской редакции

Технический редактор С.П. Никонов

Вёрстка и вывод оригинала макета Пяткин С.Н.

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001. Подписано в печать: 15.01.2007

Формат 60x84/16. Усл. печ. листов: 1,0. Тираж: 130 экз. Заказ № .

Издатель:

Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара

607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36

Участок оперативной печати АГПИ

607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36

Наши рекомендации