Раскройте понятие «поэма». Расскажите о пути героя на войне в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.
Поэма – это большое по объему произведение, описывающее многих героев и события, часто стихотворной формы.
Стих поэмы читается плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателя.
В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.
Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль. Мы хотим быть такими же сильными, мужественными, отважными, как Василий Теркин, как наши прадеды.

Твардовский в главе «Переправа» показал бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей ,идущих на смерть за родину. Тёркин проявил себя героем во время этой военной операции: он в холодной воде переплыл реку, добрался к своим и сообщил, что его взводу, который оказался в тылу противника, нужно подкрепление огнём, тогда переправа будет обеспечена.

Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти .Необходимо было жить, выживать и в этих страшных условиях. И когда выпадали минуты отдыха, люди искренне радовались тому, что остались живы, что вернули пядь родной земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше

«То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек».

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.
Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы”

Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)

Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности – «одним прыжком/ из чащи выскочил и лег,/ играя, навзничь на песок./ То был пустыни вечный гость/ могучий барс./ Сырую кость/ он грыз и весело визжал»

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Наши рекомендации