Раздел. «Пророческие голоса».
Это поэты, не принявшие до конца перемены 1917 года в своей стране, многие их этих поэтов эмигрировали. Но все они не отреклись от своего народа. Они болели душой за судьбу русского народа, размышляли о судьбе России и ее месте в мировой культуре. Из ярких представителей поэтов этого направления я бы хотела выделить имена наших великих, всемирно известных поэтесс – Марины Цветаевой и А. Ахматовой и поразмышлять об их творчестве в ракурсе революции 1917 года. У нас нет возможности охватить творчество всех поэтов периода великой Революции.
Эта тема всеобъемлюща, можно назвать такие имена величайших поэтов, которые не до конца или вообще не приняли революцию 1917 года, но они болели душой до конца своих дней за судьбу русского народа и изливали свою душевную боль в своих замечательных стихах. ( Это поэты серебряного века, разных литературных течений - Б.Пастернак, О.Мандельштам, И Северянин, Ходасевич, З. Гиппиус, отдельно стоит фигура С. Есенина – он принял и не принял революцию – двоякое отношение было у него к Революции
Воспетый одними как венец развития человечества, высший итог и смысл жизни многих поколений, другими Октябрь называется великой ошибкой истории. Хотя и те и другие поэты не отреклись от своего народа, и всегда болели душой за его драматическую судьбу.
ТВОРЧЕСТВО В. БРЮСОВА и А. БЛОКА (представители старой интеллигенции). – певцы революции.
Решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции - Валерия Брюсов, А. Блок, Андрей Белый, возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма (литературное течение начала 20-го века: в центре поэзии некий авторский символ миропонимания), сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию:
В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов.
Лучшие представители старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый, возглавлявшие самые основные тенденции русского имволизма, (использование символа как главного средства поэтического выражения тайных смыслов), сумели порвать со старым миром иприветствовали пролетарскую революцию:
- Все брюсовские пооктябрьские сборники стихов («Миг», «Дали» и др.) пронизаны мыслью о наследовании пролетарской революцией всей мировой культуры прошлыхэпох.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В. БРЮСОВА «Освобожденная Россия» ( 1917 год)
ВИДЕО № 2 «Старый вопрос» на стихи В. Брюсова 1914 год.
УЧИТЕЛЬ: О чем это стихотворение?
Ученик:Замечательное, очень актуальное стихотворение и о нынешней России, когда происходят нападки на русский мир, на русскость, на все русское(запрет русского языка на Украине). Брюсов верит в силу непобедимого народного духа. Неудивительно, что такой народ, с такими поэтами, с такой силой духа, победил фашизм и победит любые нападки враждебных сторон.
Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием и эстетикой и поэтикой символизма составляет подлинную трагедию последних лет творчества Брюсова. (конфликт между чистым искусством и искусством идейным, революционным.) Самое главное – это честность перед самим собой, в особых политических ситуациях оставаться верным себе и своему народу и быть чистым перед собой и перед Богом. Это отражено в его замечательном стихотворении «Я много лгал и лицемерил».
ВИДЕО № 3. «Я много лгал и лицемерил». Это стихотворение о внутренних противоречиях поэта.
ТВОРЧЕСТВО А. БЛОКА.
Другой характер был присущ приходу к революции А. Блока. Ненависть к мещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая его творчество в предреволюционную эпоху, помогла приходу поэта к Великой социалистической революции.
- Поэма Блока «Двенадцать» -проклятье старому миру, гимн в честь революции, которую поэт оправдывал как разрушительную и очистительную силу.
Обучающиеся ЧИТАЮТ ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «Двенадцать».
Но вскоре наступает разочарование Блока в революции. Суровое лицо гражданской войны и голода, реальные условия, в которых совершалась революция, его пугали, вызывали в нем настроения тоски и безнадежности.