М.А.Горький. Рассказ «Макар Чудра» – 2 часа
Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее.
М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» – 2 часа
Слово о писателе. Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика.
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» – 2 часа
Слово о писателе. Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.
А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор» – 2 часа
Слово о писателе. Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.
В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик» - 1 час
Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры Шукшина. Актуализация изученного ранее.
Средняя школа
Класс
Аудиторные занятия | 85 часов |
Сочинения | 10 часов |
Резерв (в том числе на обобщение изученного) | 10 часов |
Всего | 105 часов |
Русская классическая литература
Вводное занятие – 2 часа
Литературный процесс 19-начала 20 вв. Понятие о классической литературе. Стиль: общие закономерности и индивидуальная авторская манера. Жанр: становление и развитие; жанровое содержание, жанровая форма. Принципы анализа художественных произведений. Представление о литературной критике и ее роли в литературном процессе.
А.С. Пушкин – 5 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», Отцы пустынники и жены непорочны»
Понятие «философская лирика». Основные мотивы философской лирики Пушкина. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Медный всадник».
Историческая основа произведения. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Многослойность конфликта произведения. Система персонажей. Особенности стиля. Поэтический мир произведения.
Творчество А.С. Пушкина в оценке критиков и литературоведов.
М.Ю. Лермонтов – 3 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», «Тучи», «Завещание», «Нищий».
Основные мотивы лирики Лермонтова и их эволюция. Поэтический мир стихотворений.
Творчество М.Ю.Лермонтова в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
Р.М. Рильке – 1 час
Слово о поэте.
Н.В. Гоголь – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Петербургские повести: «Нос»
Место «Петербургских повестей» в творчестве Гоголя и в русской литературе. Фантасмагория и действительность. Нравственно-философская проблематика повести: проблема экзистенции. Сюжетная роль детали в повести. Особенности стиля Гоголя.
Творчество Н.В.Гоголя в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
О.Бальзак– 2 часа
Слово о писателе.
Роман «Шагреневая кожа»
А.Н. Островский – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Драма «Гроза»
Место «Грозы» в контексте эпохи. Своеобразие жанра: социально-бытовая драма и трагедия. Особенности конфликта. Система персонажей. Образ города Калинова. Образ главной героини. «Темное царство». Сюжетно-композиционные особенности и смысл произведения. Символические образы и детали в «Грозе». Драматургическое мастерство Островского.
Творчество А.Н.Островского в оценке критиков и литературоведов.
И.А. Гончаров – 5 часов
Этапы жизни и творчества.
Роман «Обломов»
История создания. Отображение эпохи в романе. Социальная и философская проблематика . индивидуальное, национальное и общечеловеческое в образе главного героя. Тема любви в романе. Особенности сюжета и композиции произведении. Своеобразие стиля Гончарова.
Творчество И.А.Гончарова в оценке критиков и литературоведов.
И.С. Тургенев – 5 часов