Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы
Гай Валерий Катулл. Стихотворение «Будем, Лесбия, жить, пока живы…» - 1 час
Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Особенности содержания и образов стихотворения.
Квинт Гораций Флакк. Стихотворение «Памятник» – 1 час
Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов.
Литература Средневековья (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» – 4 часа
«Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения.
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о европейской литературе средневековья. Основные жанры.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» («фрагменты).– 2 часа
Слово о писателе.«Божественна комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения.
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи возрождения. Основные жанры.
Джованни Бокаччо. «Декамерон» (фрагменты) – 1 час
Слово о писателе. Особенности содержания. Система образов.
Обзорное занятие – 1 час
Западноевропейская литература XVIII в. Эпоха просвещения. Классицизм. Сентиментализм. Актуализация изученного ранее.
И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор) – 1 час
Слово о писателе. Особенности содержания. Характеристика героев.
Русская литература XVIII в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Русская литература XVIII в. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.
М.В.Ломоносов. Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Памятник» – 2 часа
Слово о писателе. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.
Г.Р.Державин. Стихотворения «Фелица», «Памятник» – 2 часа
Слово о писателе. Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Поэтический мир стихотворений.
Обзорное занятие – 1 час
Развитие системы стихосложения в русской поэзии. Актуализация изученного ранее.
И.А.Крылов. Басни «Кошка и соловей», «Листы и корни», «Бедный богач», «Лев и мышь», «Разборчивая невеста», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк на псарне» – 2 часа
Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие басен Крылова: социально-исторические, философские, морально-бытовые. Язык и стиль басен. Аллегорические образы. Дидактизм содержания. Традиции и новаторство. Актуализация изученного ранее
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX вв. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.
Для самостоятельного чтения и анализа:
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» – 1 час
И.В.Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) – 2 часа
Слово о писателе.Роль творчества Гете в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.
Дж. Г. Байрон. Поэма «Чайльд Гарольд» (фрагмент) – 2 часа
Слово о писателе.Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.
Русская литература XIX в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.