Сборники текстов по античной литературе

Список литературы для чтения к экзамену

Древнегреческая литература

Архаическая эпоха

Эпос

Гомер. Илиада. Одиссея. (Следует прочитать обе поэмы целиком либо одну целиком, а другую – в отрывках, но ни в коем случае не в прозаическом изложении!)

Гесиод. Труды и дни. Теогония. (Допускается чтение в отрывках по хрестоматии).

Лирика (можно читать по хрестоматии или любому рекомендованному сборнику античной поэзии)

Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар

Классическая эпоха

Драма

Эсхил. Трилогия «Орестея» (либо «Агамемнон», «Персы», «Прикованный Прометей»).

Софокл. Царь Эдип. Антигона. + 1 трагедия на выбор студента.

Еврипид. Медея. Ипполит. + 1 пьеса на выбор.

Аристофан. Облака. Лягушки. + 1 комедия на выбор.

Проза.

Историография.

Геродот. История (в отрывках, лучше «Новеллу о перстне Поликрата» (кн. 3, гл. 39, 120).

Фукидид. История (отрывок из речи Перикла на могиле павших воинов (кн. 2, гл. 37-41).

Ксенофонт. Любые отрывки из «Сократиеских сочинений», «Киропедии» или «Анабасиса».

Ораторская проза.

Отрывки из любых речей Лисия, Исократа и Демосфена.

Философская проза .

Платон. Пир (или любой другой диалог).

Аристотель. Поэтика.

Эллинистическая эпоха

Александрийская поэзия

Каллимах. Гимны. Эпиграммы (всего 3-4 произведения)

Аполлоний Родосский. Аргонавтика (в отрывках).

Феокрит. Идиллии (2-3 стихотворения, предпочтительно № 1, 2, 11, 15)

Герод. Мимиамбы («Учитель»).

Новоаттическая комедия

Менандр. Брюзга. Третейский суд (на выбор).

Эпоха Римского владычества

Лукиан. Диалоги богов. Александр, или Лжепророк. О кончине Перегрина. Любитель лжи, или Невер (эти или любые другие сочинения на выбор (всего 1-2 произведения)).

Плутарх. Параллельные жизнеописания (любую пару на выбор, лучше «Александр и Юлий Цезарь» или «Демосфен и Циерон»).

Греческий роман (один на выбор)

Гелиодор. Эфиопика.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт.

Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои.

Римская литература

Эпоха республики

Ранняя римская литература

Плавт. Привидение. Хвастливый воин. Два Менехма. Псевдол. Амфитрион (1-2 комедии на выбор, можно любые другие).

Теренций. Братья, Свекровь. Самоистязатель (1-2 камедии на выбор).

Литература периода гражданских войн

Лукреций. О природе вещей (можно в отрывках по хрестоматии).

Катулл. Стихотворения (по хрестоматии или любому изданию).

Цицерон. Первая речь против Катилины. В защиту Тита Анния Милона. В защиту поэта Архия (прочитать одну из этих речей или любую другую на выбор).

Цезарь. Записки о Галльской войне (в отрывках по хрестоматии).

Саллюстий. Заговор Катилины (можно прочитать отрывок по хрестоматии).

Эпоха принципата

Вергилий. Буколики (№ 1 и 4, но можно две другие). Георгики (в отрывках по хрестоматии). Энеида (целиком).

Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Наука поэзии (все по хрестоматии).

Овидий. Любовные элегии. Героиды. Наука любви. Фасты. Метаморфозы. Скорбные элегии (все по хрестоматии).

Тит Ливий. История от основания Рима (небольшие отрывки по хрестоматии).

Эпоха империи

Сенека. Медея. Фиест (1 трагедия на выбор). Нравственные письма к Луцилию (2-3 письма, можно по хрестоматии).

Петроний. Сатирикон.

Тацит. Анналы. История (все в отрывках по хрестоматии).

Марциал. Эпиграммы (несколько стихотворений на выбор, можно по хрестоматии).

Ювенал. Сатиры (1 сатира на выбор, предпочтительно № 1).

Апулей. Метаморфозы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

История зарубежной литературы. Античная литература

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы. – М., 2005.

Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. — М., 2001.

Античные писатели: Словарь. – СПб., 1999.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение

История зарубежной литературы Средних веков

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. М., 1987.

История всемирной литературы в 9-ти тт., т.1, М., 1983.

Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы, М., 1987.

Аникст А.А. История английской литературы, М., 1956.

История зарубежной литературы эпохи Возрождения

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение, М., 1987.

История всемирной литературы в 9-ти тт., т.3, М., 1985.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций, М., 1998.

Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы, М., 1987.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы ХV-XVII вв., М., 1955.

Аникст А.А. История английской литературы, М., 1956.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

История зарубежной литературы. Античная литература

Аверинцев С.С.Образ античности. – СПб.: Азбука-классика, 2004.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е. И. Античная литература. – Л., 1989.

Античная литература. Греция: Антология: В 2 ч./ Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. – М., 1989.

Античная литература. Греция: Хрестоматия. – М.., 2002.

Античная литература. Рим: Хрестоматия: – М., 2003.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь. – М., 1994.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

Мифологический словарь: Книга для учителя./ М.Н. Ботвинник, Б.Н. Коган и др. – М., 1985.

Полонская К.П. Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе: Учебное пособие. – М., 1984.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. – М., 1990.

Ярхо В.Н.Античная драма: Технология мастерства: Учебное пособие. – М., 1990.

Мещанский А.Ю. История зарубежной литературы. Античная литература. Часть 1. Драматургия. Учебно-методическая разработка. Архангельск: ПГУ, 2006.

Мещанский А.Ю. Античная мифология в детском чтении. История литературы. Программы спецкурсов и методические рекомендации. Архангельск: ПГУ, 2006.

Мещанский А.Ю. История зарубежной литературы. Античная литература. (учебно-методическая разработка). Архангельск: ПГУ, 2005.

Ресурсы Интернет

библиотека Мошкова - www.lib.ru

сайт Г.К. Косикова – www.mimesis.ru

сайт А.Л. Барковой – www.mith.ru

Библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино (ВГБИЛ). http://www.libfl.ru/

Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/

Российская Национальная библиотека. http://www.nlr.ru:8101/

ПЛАНЫ ПРКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

КУРС, 3 СЕМЕСТР

Античная литература

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

КУРС, 4 СЕМЕСТР

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема : Английский сонет

ПЛАН

I. Время возникновения сонета. Своеобразие сонета как поэтической формы. Итальянский вариант, канонизированный Петраркой («Книга песен»). Образ Прекрасной Дамы (Лауры). Особенности стиля.

II. Сонеты Пьера Ронсара (циклы, образ Прекрасной Дамы, мотивы, особенности стиля).

III. Сонеты Шекспира:

1. Время написания сборника. Время опубликования. Прижизненное издание сонетов. История написания сонетов.

2. Кому адресованы сонеты? Предположительно в связи с какими личными отношениями могли быть написаны сонеты?

3. Сюжет и композиция сборника.

4. Шекспировский тип сонета: количество строк, развитие сюжета.

Задание:

1. Обратитесь к сонетам 1–17. Найдите и выпишите в тетрадь, в каких сонетах получает развитие тема скоротечности земной жизни и красоты, сделайте вывод, какое она получает решение. Как вы понимаете, что такое дружба для Поэта. Проследите по текстам сонетов, каким предстает образ Друга. Каким предстает в обозначенных сонетах образ Времени? Проследите, как раскрывается в сонетах с 1 по 17 тема внешней и внутренней красоты. Образ Поэта.

2. Что меняется после 17 сонета? Почему 18 сонет считается «переломным»? Проследите, какое развитие получает после 17 сонета тема поэзии?

3. Обратитесь к сонетам 19–21. Каким предстает в этих сонетах образ Времени? Объясните эстетическую позицию Шекспира: «В любви и слове – правда мой закон».

4. Сонеты 127–154, посвященные Смуглой Леди. Тема любви и дружбы. Образ Смуглой Леди. Сравните ее образ с образом Лауры у Петрарки.

5. Стиль шекспировских сонетов, его метафорический характер. Найти в текстах примеры приемов сравнения, игры слов.

Литература

1. Английский сонет XVI – XIX веков / English Sonnets 16th – 19th Centuries // Под ред. А.Л. Зорина, вступ. ст. А.Н. Горбунова. М., 1990.

Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

История зарубежной литературы. средние века. Возрождение. М., 1987.

Поэты Возрождения / Пер. Ю. Верховского. М., 1955.

Шайтанов И.О. Комментарии к сонетам // Шекспир У. Пьесы. Сонеты / Сост., предисл., коммент., справочно-методические материалы И.О. Шайтанова. М., 1997.

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Литература

1. Шекспир У. Гамлет: Избранные переводы / Вступ. ст. А.Н. Горбунова. М., 1985.

2. Шекспир У. «Гамлет» в русских переводах / Сост. И. Шайтанов. М., 1994.

3. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

4. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». Литературный комментарий. М., 1986.

5. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

6. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

7. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. М., 1964.

8. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (2 курс, 4 семестр)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие указания

Учебным планом направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно.

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы:

- получить специальные знания по выбранной теме.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

Требования к содержанию контрольной работы

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

1. Учебники, учебные пособия.

2. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

3. Периодическая печать.

Первоисточники даются по алфавиту.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания.

4. Год издания.

5. Общее количество страниц в работе.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.

Структурно контрольная работа состоит только из нескольких вопросов (3-6), без глав. Она обязательно должна содержать теорию и практику рассматриваемой темы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Античная литература

1. Периодизация античной литературы. Ее составные части. Роль античности в литературе нового времени.

2. Греческая мифология как явление фольклорного характера. Роль мифологии в становлении греческой и римской литературы.

3. Герои греческих мифов в античной литературе, мифы, положенные в основу “Илиады”, “Одиссеи”.

4. Развитие эпического жанра в античной литературе.

5. Личность Гомера. Героический эпос. Художественные образы “Илиады”. Особенности поэтического стиля “Илиады”.

6. “Одиссея” - героическая поэмы странствий.

7. Гомеровский эпос.

8. Развитие эпического жанра. Дидактический эпос Гесиода.

9. Лирический жанр в поэтике Древней Греции. Творчество Сафо, Алкея, Анакреонта.

10.Анакреонт и анакреонтика.

11.Александрийская поэзия как самостоятельный поэтический жанр.

12.Буколическая поэзия эллинистической эпохи.

13.“Аргонавтика” Аполлона Родосского. Мифологическая основа и композиция произведения.

14.Древнегреческий театр как продолжение культового обряда.

15.Творчество Эсхила. Анализ трагедии.

16.Творчество Софокла. Анализ трагедии.

17.Творчество Еврипида. Анализ трагедии.

18.Древнегреческая комедия. Композиция древнегреческой комедии.

19.Пародийно - обличительный характер комедий Аристофана. Анализ комедии.

20.Эллинистическая проза. Плутарх, Лукиан.

21.Подбор героев в “Сравнительных жизнеописаниях” Плутарха. Развитие античной биографии.

22.Развитие риторики и ораторского искусства в эпоху античности.

23.Древнегреческий роман. Творчество Лонга, Харитона, Ксенофонта Эфесского.

24.Буколический роман Лонга. Анализ романа “Дафнис и Хлоя”.

25.История Греции в творчестве греческих писателей.

26.Римская литература. Периодизация римской литературы.

27.Традиции греческой мифологии в римских легендах и сказаниях.

28.Становление римской литературы.

29.Ранняя римская литература. Творчество Плавта, Катона, Теренция.

30.Общественная направленность комедий Теренция.

31.Гуманитарные проблемы в комедиях Плавта.

32.Римский театр. Традиции и новаторство.

33.Ранняя римская проза и поэзия. Влияние классической греческой лирики на римских поэтов.

34.Литература периода гражданских войн. Творчество Цицерона, Лукреция, Катулла.

35.Римский философский эпос.

36.Цицерон - крупнейший представитель римской философии и красноречия.

37.Философский эпос Тита Лукреция Кара.

38.Римская литература периода империи. Творчество Вергилия, Горация, Овидия.

39.Гражданская лирика Горация.

40.Римская поэма. Вергилий. Сюжет и композиция “Энеиды”.

41.Римские элегии. Творчество Овидия.

42.Послеклассическая литература ранней империи. Творчество Тацита, Ювенала, Апулея.

43.Композиция и сюжет романа Апулея “Золотой осел”. Морально - нравственные идеи романа.

44.История Рима в творчестве римских писателей.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение

1.Периодизация средневековой литературы. Краткая характеристика основных этапов развития. Роль античности, христианства и устного народного творчества в развитии литературы и культуры.

2.Народно-эпическая поэзия раннего средневековья. Главные темы и особенности художественной формы. Ирландские саги о Кухулине. “Старшая Эдда”.

3.Латинская литература средневековья. Творчество Августина. Клерикальная литература и ее жанры. Светская литература на латинском языке.

4.“Песнь о Роланде”. Трансформация исторических фактов, главные темы, эпическая поэтика.

5.Французский героический эпос. Песнь о Роланде. Содержание. Основные образы.

6.Песнь о Нибелунгах. Национальное своеобразие немецкого эпоса. Основные проблемы и образы. Художественное своеобразие.

7.Испанский героический эпос. Песнь о Сиде. Тема национально-освободительной борьбы. Антифеодальные тенденции. Художественное своеобразие.

8.Рыцарская литература 12-13 вв. Лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Ее истоки, художественные особенности, основные темы.

9.Основные циклы рыцарских романов. Обработка кельтских сказаний о Тристане и Изольде. Творчество Кретьена де Труа.

10.Городская литература Средних веков. Фаблио и шванки. Животный и аллегорический эпос. Развитие народной драмы. Поэзия вагантов.

11.Эпоха Возрождения как величайший прогрессивный переворот. Новый взгляд на природу, бога и человека в эпоху Возрождения.

12.Данте. “Новая жизнь” как первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть. Элементы, унаследованные от литературы средневековья.

13.Данте. «Божественная комедия». Особенности жанра и композиции. Источники, морально-религиозная и политическая концепция.

14.Данте. «Божественная комедия». Аллегория и реальность в поэме. Тема античности.

15.Своеобразие лирики Ф. Петрарки, ее историческое значение.

16.“Декамерон” Дж. Боккаччо. Народная основа книги. Построение “Декамерона” (двойное обрамление, авторское “я”, общество рассказчиков). Основные темы новелл Боккаччо.

17.Общая характеристика французского Возрождения. Поэзия Ф. Вийона.

18.Ф. Рабле. “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Основные идеи и образы.

19.Природа смеха Ф. Рабле, связь с народной смеховой культурой. Идеи и образы 3,4 книг романа.

20.Творчество У. Шекспира. Основные темы, образы, особенности художественной формы.

21.Комедии У. Шекспира. Эволюция шекспировской комедии. Основные темы, природа смеха. Анализ одной комедии на выбор.

22.У. Шекспир. “Отелло”. Философская основа конфликта.

23.Поэма Л. Ариосто “Неистовый Роланд” (основные темы, ирония).

24.Трагедия У. Шекспира “Гамлет” и ее место в творчестве Шекспира. Эпические, лирические и драматические элементы в трагедии. Мастерство драматургической композиции.

25.У. Шекспир. “Гамлет”. Мир, с которым вступил в конфликт Гамлет, его законы и жизненные принципы. Белинский и Тургенев о “Гамлете”.

26.Образ идеального общества в “Утопии” Томаса Мора.

27.У. Шекспир. “Король Лир”. Философские проблемы, система образов, смысл финала трагедии.

28.М. Сервантес. “Дон Кихот” как роман нового типа. Образ Дон Кихота.

29.М. Сервантес. “Дон Кихот”. Значение образа Санчо Пансы.

30.Эпоха Возрождения в Германии и Нидерландах. Э. Роттердамский. “Похвала глупости”.

31.Реалистический характер “Кентерберийских рассказов” Дж. Чосера.

32.Народные баллады о Робин Гуде.

Задания для самостоятельной работы студентов

№ п/п Раздел дисциплины Вид СР Порядок проведения (задания) Кол-во часов Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
  История зарубежной литературы
История зарубежной литературы. Античная литература Чтение текстов художественных произведений по программе курса Составление хронологической таблицы по жизни и творчеству одного из изучаемых авторов Знакомство с литературно-критическими работами по курсу. Конспектирование научных статей по проблематике курса (5 конспектов). Подготовка докладов и сообщений к семинарским и практическим занятиям в соответствии с планом. Чтение произведений и ведение читательского дневника. Составление указателя мифологических героев. Подготовка к ПЗ по планам УМКД, подготовка сообщений, презентаций. Выступить с обоснованием темы индивидуального научного исследования. Познакомиться с публикациями в журналах «Иностранная литература», «Филологические науки», «Известия РАН. Серия литература и язык», отобрать 5 работ по проблематике изучаемого курса и законспектировать их. Изучить биографию писателя и отметить наиболее значимые для его литературного творчества даты и составить хронологическую таблицу. Прочитать произведения писателей изучаемого периода и на каждое из них составить краткий отзыв. Прочитать произведение и заполнить таблицу с графами «автор», «произведение», «система героев» Собеседование по прочитанной литературе. Проверка конспектов, читательского дневника, хронологических таблиц и указателя мифологических героев. Просмотр электронных материалов. Просмотр презентаций, обсуждение индивидуальных сообщений. Вопрос на экзамене
История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение 1. Подготовка ответов на проблемные вопросы по содержанию статьи     2. Подготовка конспекта     3-4. Освоение текстов для обязательного чтения     5. Работа с учебной и научной литературой по курсу     6. Выполнение аналитических заданий с опорой на курсы литературоведческого цикла   1. Познакомиться со статьей Г.К. Косикова. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.] Под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2001. С. 8-39. или на сайте http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/index.php 2. Выполнение конспекта введения книги М. Бахтина «Франсуа Рабле и средневековая народная культура» 3. Чтение художественных текстов 4. Оформить Дневник читателя («цитатник»). 5. Оформить глоссарии по каждой теме курса (словарики литературоведческих терминов с основными понятиями) Основные понятия изучаемого курса: кеннинг, аллитерационный стих, героический эпос, сага, сказание, хтоническое чудовище, оборотничество, эдда, мотив, эпос, друиды, шпильманы, скелы, миннезингеры, трубадуры, труверы, барды, жонглеры, куртуазный (рыцарский) роман, фьяба, фацеция, фаблио, шванки, соти, миракль, мистерия, моралите, канцона, тенсона, пастурелла, плач, сервента, альба, серенада, романс, сонет, плутовской роман, новелла, утопия, донкихотство.   6. Проанализировать композицию одной из новелл эпохи Возрождения (Дж. Боккаччо, М. Наваррская и т.д.). См. сборники: Итальянская новелла Возрождения. Самара: Изд-во «АВС», 2001; Новые забавы и веселые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост. и вст. ст. А. Михайлова. М.: Правда, 1990. 1.Проверка конспектов.   2. Проверка конспектов.     3-4. Собеседование по прочитанной литературе. Проверка читательского дневника   5. Проверка Словариков   6. Просмотр электронных материалов. Просмотр презентаций, обсуждение индивидуальных сообщений. Вопрос на экзамене

Список литературы для чтения к экзамену

Древнегреческая литература

Архаическая эпоха

Эпос

Гомер. Илиада. Одиссея. (Следует прочитать обе поэмы целиком либо одну целиком, а другую – в отрывках, но ни в коем случае не в прозаическом изложении!)

Гесиод. Труды и дни. Теогония. (Допускается чтение в отрывках по хрестоматии).

Лирика (можно читать по хрестоматии или любому рекомендованному сборнику античной поэзии)

Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар

Классическая эпоха

Драма

Эсхил. Трилогия «Орестея» (либо «Агамемнон», «Персы», «Прикованный Прометей»).

Софокл. Царь Эдип. Антигона. + 1 трагедия на выбор студента.

Еврипид. Медея. Ипполит. + 1 пьеса на выбор.

Аристофан. Облака. Лягушки. + 1 комедия на выбор.

Проза.

Историография.

Геродот. История (в отрывках, лучше «Новеллу о перстне Поликрата» (кн. 3, гл. 39, 120).

Фукидид. История (отрывок из речи Перикла на могиле павших воинов (кн. 2, гл. 37-41).

Ксенофонт. Любые отрывки из «Сократиеских сочинений», «Киропедии» или «Анабасиса».

Ораторская проза.

Отрывки из любых речей Лисия, Исократа и Демосфена.

Философская проза .

Платон. Пир (или любой другой диалог).

Аристотель. Поэтика.

Эллинистическая эпоха

Александрийская поэзия

Каллимах. Гимны. Эпиграммы (всего 3-4 произведения)

Аполлоний Родосский. Аргонавтика (в отрывках).

Феокрит. Идиллии (2-3 стихотворения, предпочтительно № 1, 2, 11, 15)

Герод. Мимиамбы («Учитель»).

Новоаттическая комедия

Менандр. Брюзга. Третейский суд (на выбор).

Эпоха Римского владычества

Лукиан. Диалоги богов. Александр, или Лжепророк. О кончине Перегрина. Любитель лжи, или Невер (эти или любые другие сочинения на выбор (всего 1-2 произведения)).

Плутарх. Параллельные жизнеописания (любую пару на выбор, лучше «Александр и Юлий Цезарь» или «Демосфен и Циерон»).

Греческий роман (один на выбор)

Гелиодор. Эфиопика.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт.

Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои.

Римская литература

Эпоха республики

Ранняя римская литература

Плавт. Привидение. Хвастливый воин. Два Менехма. Псевдол. Амфитрион (1-2 комедии на выбор, можно любые другие).

Теренций. Братья, Свекровь. Самоистязатель (1-2 камедии на выбор).

Литература периода гражданских войн

Лукреций. О природе вещей (можно в отрывках по хрестоматии).

Катулл. Стихотворения (по хрестоматии или любому изданию).

Цицерон. Первая речь против Катилины. В защиту Тита Анния Милона. В защиту поэта Архия (прочитать одну из этих речей или любую другую на выбор).

Цезарь. Записки о Галльской войне (в отрывках по хрестоматии).

Саллюстий. Заговор Катилины (можно прочитать отрывок по хрестоматии).

Эпоха принципата

Вергилий. Буколики (№ 1 и 4, но можно две другие). Георгики (в отрывках по хрестоматии). Энеида (целиком).

Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Наука поэзии (все по хрестоматии).

Овидий. Любовные элегии. Героиды. Наука любви. Фасты. Метаморфозы. Скорбные элегии (все по хрестоматии).

Тит Ливий. История от основания Рима (небольшие отрывки по хрестоматии).

Эпоха империи

Сенека. Медея. Фиест (1 трагедия на выбор). Нравственные письма к Луцилию (2-3 письма, можно по хрестоматии).

Петроний. Сатирикон.

Тацит. Анналы. История (все в отрывках по хрестоматии).

Марциал. Эпиграммы (несколько стихотворений на выбор, можно по хрестоматии).

Ювенал. Сатиры (1 сатира на выбор, предпочтительно № 1).

Апулей. Метаморфозы.

Сборники текстов по античной литературе

Хрестоматии

Хрестоматия по античной литературе. – Т. 1. Греческая литература /Сост. Н.Ф.Дератани, С.П.Кондратьев, Н.А.Тимофеева. – М., 1965.

Хрестоматия по античной литературе. Т.2. Римская литература. /Сост. Н.Ф.Дератани, С.П.Кондратьев, Н.А.Тимофеева. – М., 1965.

Античная литература: Греция: Антология /Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1989. Ч. 1-2 (то же – 2002).

Античная литература: Рим: Антология / Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1988 (то же – 2003).

Хрестоматия по литературе Древней Греции: эпоха культурного переворота. Пер. с древнегреческого. Сост. М.Позднев . – СПб., 2004.

Другие сборники

Александрийская поэзия. – М., 1972.

Античная лирика. – М., 1968.

Античная лирика. Греческие поэты. – Пер с древнегреч. – Сост., вступ. статья, примеч. В.Е.Витковского. – М. 2001.

Древгнегреческая мелика. – М., 1988.

Парнас: Антология античной лирики. – М., 1980.

Эллинские поэты. Пер. В.В.Вересаева. – М., 1963.

Эллинские поэты VIII-IIIвв. до н.э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. – М., 1999.

Средневековье+Возрождение

1. Песнь о Роланде

2. Песнь о нибелунгах

3. Песнь о моем Сиде

4. Тристан и Изольда

5. Данте: Божественная комедия

6. Ариосто: Неистовый Роланд

7. Тассо: Освобожденный Иерусалим

8. Э.Роттердамский: Похвальное слово глупости

9. Рабле: Гаргантюа и Пантагрюэль

10. Шекспир: одна комедия + Ромео и Джульетта, Король Лир, Гамлет, Макбет, Отелло

11. Чосер: Кентерберийские рассказы

12. Мор: Утопия

13. Бэкон: Новая Атлантида

14. Сервантес: Дон-Кихот.

15. Боккаччо: Декамерон

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

История зарубежной литературы. Античная литература

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы. – М., 2005.

Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. — М., 2001.

Античные писатели: Словарь. – СПб., 1999.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение

Наши рекомендации