Из опыта работы учителей литературы школ Ярославской области
Можно сделать другой заголовок, можно никакой не делать
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»
Тема добра и зла в сказке В.Гауфа «Холодное сердце»
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказку Гауфа «Холодное сердце».
2. Подумать над вопросами на с.212, 213.
3. Для любознательных: Найти дополнительную информацию о писателе или истории создания сказки.
4. Нарисуйте одного из героев сказки. Подготовьтесь к защите своего рисунка.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о писателе и истории создания сказки.
Каковы ваши впечатления от сказки?
Что вы можете сказать о её авторе? (свои мысли и биографическая информация).
Читали ли раньше сказки В.Гауфа? Какие из них понравились? Почему?
2. Работа с учебником: чтение статьи на с.212.
3. Анализ начала сказки.
Как обычно начинаются сказки? Чем отличается от традиционных начало «Холодного сердца»?
Кто населяет этот край?
Какие ценности важны для людей?
Чем персонажи В.Гауфа отличаются от героев фольклорных сказок?
4. Образ Петера Мунка.
Какое ремесло досталось Петеру Мунку от отца? Как он к нему относится? Почему?
О чем мечтает Петер? Как родилась эта мечта?
Кого избирает Петер своим идеалом? Что привлекает его в этих людях? Что у них общего?
Какие шаги предпринимает герой, чтобы разбогатеть?
Почему сначала Петер не принимает предложение Михеля-великана?
Расскажите об этом герое. Какие фольклорные образы можно назвать прототипами Михеля?
Почему Петер переменил свое решение и все-таки обратился к Михелю за помощью?
5. Работа с текстом произведения. Чтение и анализ эпизода «Петер в доме Михеля-великана».
Чьи сердца видит герой в доме Михеля?
Почему в обмен на богатства герой забирает сердца? Чем подменяет их?
Как изменился Петер после сделки? Что чувствует? Какой образ жизни ведет?
Что отличает героя от остальных жертв Михеля? Как понимаете его слова: «словно я живу наполовину»?
6. Работа с текстом произведения. Анализ эпизода «Исцеление Петера».
Что помогло герою пройти испытания? Похожи ли они на испытания из народных сказок?
Почему Петер считал, что когда он был богат, он был беден, а богат – когда беден?
Можно ли историю Петера Мунка назвать абсолютно сказочной? В чем отличие от фольклорных сказочных историй?
7. Работа с текстом произведения. Чтение и анализ эпизодов. Образ Стеклянного человечка.
Какую роль играет в сказке Стеклянный человечек? Есть ли у него сказочные прототипы?
Чтение в лицах разговора Петера и Стеклянного человечка. Почему он назвал Петера глупцом? Почему отсрочил 3-е желание?
Как помог Стеклянный человечек герою? Почему не всегда его помощь приносила пользу?
В чем, по мнению Стеклянного человечка, состоит истинное счастье?
8. Работа над названием сказки.
Почему сказка называется «Холодное сердце»?
Подберите синонимы к слову «холодное».
А какое сердце мы называем «горячим»? Есть ли в этой сказке герои с горячим сердцем?
Грустная или веселая сказка Гауфа? Чему она учит?
9. Творческая работа учеников. Работа с иллюстрациями, созданными ребятами.
Кого изобразили? Какие черты героя постарались передать в рисунке? В какой обстановке изобразили?
8. Подведение итогов урока.
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
Нет сказки причудливей, чем сама жизнь
(Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»)
Цель урока: На примере сказки Гауфа «Холодное сердце» показать, как переосмысливаются и развиваются традиции фольклора в произведениях мировой художественной литературы.
Ход урока
1. Вступительное слово о писателе.
Мы длительное время изучали сказки, многое о них узнали. Назовите основные черты сказки как литературного жанра.
Вспомните, на какие две группы делятся сказки. Охарактеризуйте каждую из групп.
Кого из писателей-сказочников вы знаете? Какие их произведения помните?
Читали ли вы когда-нибудь произведения В.Гауфа? Какое впечатление они на вас произвели?
Что вы знаете о самом писателе? (Чтение статьи на стр. 212)
Какие особенности его сказок названы в статье?
2. Выяснение первоначального восприятия текста.
Можно ли сказать, что сказка «Холодное сердце» - это размышление о добре и зле, о справедливости?
Кто в сказке воплощает в себе зло, а кто добро?
Похож ли Петер Мунк на традиционного сказочного героя? (выявление сходств и различий).
Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное» (равнодушное, бесчувственное, злое, каменное).
Каким сердцем должен обладать настоящий герой? Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как сердце человека из горячего превращается в холодное и должно ли сердце непременно быть горячим.
3. Анализ 1-ой части сказки.
Чтение начала сказки. Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?
Кто населяет эти края? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали?
Почему Петер Мунк стесняется своего ремесла? Чем измеряет он счастье и почет?
Есть ли в селении такие люди? Как относятся к ним окружающие?
О чем мечтает Петер? Каким способом он хочет разбогатеть? Есть ли другие способы разбогатеть? Почему герой выбирает самый простой?
К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах? Почему герой отказывается от помощи Михеля-великана?
Прочитаем в лицах встречу Петера со Стеклянным Человечком и подумаем, как характеризуют героя его желания (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»).
Почему Стеклянный Человечек то и дело называет Петера глупцом?
Какие советы дает он герою? Послушался ли их Петер? Изменился ли характер героя?
Почему помощь Стеклянного Человечка не принесла Петеру счастья? Кого винит герой в своих неудачах?
4. Анализ 2-ой части сказки.
Почему Петер обращается за помощью к великану?
Какую цену назначает Михель? Что, по мнению великана, мешает человеку обрести долгожданное счастье?
Чьи сердца хранятся у Михеля? Кто такие судейские, ростовщики, скупщики?
«Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?
Как изменилась жизнь Петера? Что он чувствует, путешествуя по миру? Возвратившись домой? Как ведет себя с односельчанами, матерью, женой? Что обрел, а что потерял Петер?
Счастлив ли Петер Мунк? (словно живу наполовину).
5. Анализ финала сказки.
Какие испытания должен был пройти герой, прежде чем обрел свое «веселое, славное сердечко»? (краткий пересказ)
Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?
6. Подведение итогов беседы.
С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок?
Можно ли назвать сказку Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ.
7. Домашнее задание.
По выбору: составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке Гауфа и защитить ее.
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль
План урока по легенде «Томас Лермонт»
1. Рассказ о поэте М.Ю.Лермонтове. Происхождение рода Лермонтова.
2. Беседа по тексту.
Где происходит действие? Что знаете о Шотландии?
Кто герой легенды? Почему получил прозвища Рифмач и Правдивый?
Какой дар имеет? Кто наделил Лермонта этим даром?
Почему подарок феи называет «страшным»?
Какие чудеса увидел герой в волшебном королевстве?
Почему выигрывает турнир певцов?
Чем заканчивается легенда?
Какие человеческие ценности провозглашает?
3. Составление сравнительной таблицы «Сказка и легенда. Основные различия».
В ходе аналитической беседы заполняется таблица:
Сказка | Легенда |
1. Вымышленные события и герои | 1. Подразумеваются реальные исторические события и люди |
2. Фантастические (сказочные) чудеса | 2. Волшебство с реальным, философским подтекстом |
3. Сказка – ложь | 3. Объясняет происхождение некоторых явлений, событий |
4. Традиционные сюжеты, устоявшаяся композиция | 4. Элементы сказок при разнообразии сюжетов, отсутствие единой композиции |
5. Добро всегда побеждает | 5. Философский, не всегда счастливый финал |
Вывод: и сказки, и легенды учат добру и справедливости.
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель сош№71 г.Ярославль