В.Гёте. «Ночная песня странника»
(пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)
Заполните таблицу
Подстрочный перевод стихотворения Гете | Перевод Лермонтова | Перевод Брюсова | |
1. Можно ли точно определить место и время действия? | |||
2. Выделите основные образы, созданные поэтом. | |||
3. Выпишите изобразительные средства, которые использовал поэт: эпитеты, метафоры, олицетворение | |||
4. Каково общее настроение стихотворения? | |||
5. Определите смысл последней строки. |
Сделайте выводы:
1. Какой поэтический перевод наиболее близок к оригиналу?
2. Как меняется смысл стихотворения в зависимости от перевода?
3. Почему переводчики отступают от авторского текста?
Лексическая работа. Найди в словаре и выпиши значения слов:
Контраст -
Ирония -
Аллегория -
Работа с учебником. Опираясь на текст статьи учебника (с.60), ответьте на вопрос: Почему слово «сосна» в своем переводе Ф.И.Тютчев и Ап.Н.Майков заменили на «кедр»? Подумай, почему М.Ю.Лермонтов оставил слово «сосна»?
Анализ поэтического текста. Проанализируй разные переводы текста стихотворения Г.Гейне.
ИЗ ГЕЙНЕ На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. Лермонтов | С чужой стороны На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму всё снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветёт, одинока… Тютчев 1826 | *** Инеем снежным, как ризой, покрыт, Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет, могучий, под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растёт и, с тоской, Смотрит на север его ледяной. Майков <1866> |
· Какие слова используют поэты, описывая север? Каким вам представляется первый герой?
· Каков сон героев? Что им чудится? Найдите в переводах различия в описании юга? Какие прилагательные используются для характеристики пальмы?
· В отличие от Тютчева и Майкова, Лермонтов избегает в своем стихотворении слова «пламенный». Почему?
· Каково настроение каждого из произведений?
· В чем аллегорический смысл стихотворений?
· Определите тему каждого стихотворения. Какое из стихотворений, на ваш взгляд, звучит наиболее трагично? Аргументируйте свой выбор.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; наизусть по желанию ученика.
Занятие-игра «В гостях у сказки»
Сказка – это колыбель мысли.
В.А.Сухомлинский
Цель мероприятия: Закрепить и расширить знания, полученные при изучении разделов "Фольклор" и "Авторская и литературная сказка"
Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. Авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.
С использованием ИКТ.
Аннотация мероприятия: Игра проводится после изучения разделов «Фольклор» и «Авторская и литературная сказка». Цель игры – закрепить полученные знания, расширить представление о сказке. Участвуют две команды: сош№71 и сош№76. Каждая из команд получает домашнее задание:
• придумать название и эмблему команды;
• подготовить предметы-загадки;
• создать диафильм по русской народной сказке (например, «Колобок» или «Репка»);
• подготовить кроссворд из семи слов по изученным произведениям.
Материалы к некоторым заданиям даны в приложении. К конспекту прилагается презентация игры.
Ход игры
1. Организационный момент. Объяснение условий игры. Представление жюри.
2. Представление команд. Название и эмблема. Максимальный балл – 6 (3 за название и 3 за эмблему).
3. Разминка «Угадай героя по предмету». Каждая команда представляет по 4 предмета, которые принадлежат какому-то сказочному герою. За правильную отгадку команда получает 1 балл (жетон).
4. Аукцион. О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Каждая команда имеет право назвать одно из традиционных сказочных выражений. Проигрывает та команда, которая первой замолкает.
5. Вставь словечко. Каждая команда получает текст, в котором пропущены некоторые слова. Дайте определение этого понятия. Вставьте в текст пропущенные слова, характерные для русских народных сказок. Максимальный балл - (1 за определение постоянных эпитетов, по 1 баллу за каждое вставленное слово).
6. Конкурс загадок (конкурс для болельщиков). Отгадай загадку. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное название сказки – еще 1 балл.
7. Конкурс диафильмов. Команды представляют диафильмы к русским народным сказкам. Оценивается качество рисунков (3 балла), удачность подписей (3 балла) и мастерство «сказителя» (3 балла).
8. Кроссворд. Команды обмениваются составленными кроссвордами. Максимальный балл по количеству отгаданных слов.
9. Конкурс капитанов. Установите соответствие между произведениями, их авторами и жанрами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений).
10. Сочини сказку. Команда выделяет по 3 человека. Участники тянут по жребию начало сказки. Задание – по началу текста сочинить маленькую сказку за 5 минут. Максимальный балл – 5.
11. Тест. Команды получают тестовые листы. В каждом из них по 5 заданий. Максимальный балл – 5.
12. Подведение итогов игра. Награждение команд.
Приложение
К конкурсу «Аукцион». Сказочные выражения:
· Ехал он три дня и три ночи
· Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
· В некотором царстве, в некотором государстве
· Ни в сказке сказать, ни пером описать
· Не сносить тебе головы
· Долго ли коротко ли
· Выше леса стоячего, выше облака ходячего
· Мой меч – твоя голова с плеч
· Встань к лесу задом, ко мне передом
· Закатили пир на весь мир
· Я там был, мед-пиво пил
· Утро вечера мудренее
· За тридевять земель
· Ни конному, ни пешему
· Только его и видели
· И был таков
· Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли
· Это присказка покуда, сказка будет впереди
· Вот тебе сказка, а мне бубликов связка
· Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец
· Стали они жить-поживать, да добра наживать