Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Летний вечер» – 2 часа (3 часа)
Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа (3 часа)
Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» – 1 час (2 часа)
Слово о писателе. Композиция стихотворения. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
С.А.Есенин. Стихотворение «Береза» – 1 час (2 часа)
Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
ВН. ЧТЕНИЕ. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час (2 часа)
Роман, повесть, рассказ
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты) – 2 часа (2 часа)
Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С.Грин. Рассказ «Зеленая лампа» – 2 часа (2 часа)
Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» – 2 часа (2 часа)
Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» – 2 часа (3 часа)
Слово о писателе.Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога» – 1 час (1 час)
Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише» – 1 часа (1 час)
Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» – 2 часа (3 часа)
Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
О’Генри. Новелла «Вождь краснокожих» – 1 час (1 час)
Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» – 2 часа (2 часа)
Слово о писателе.Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час (2 часа)
Соотношение стандарта основного общего образования по литературе (2004 год) и программы по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.
Приведенный ниже материал создан М.А. Соловьевой в соответствии с действующим ныне образовательным стандартом (2004 года) и представляет несомненный практический интерес для учителя. Уже подготовлены новые учебники и программа по литературе Москвина Г.В., ПуряевойН.Н., Ерохиной Е.Л., отвечающие требованиям стандарта второго поколения. В последующих изданиях методического пособия для учителя будет представлен анализ соотношения содержания указанной программы и нового стандарта по литературе.
Содержание данного раздела окажет методическую помощь учителю при составлении таблицы соотношения обозначенных разделов, тем (дидактических единиц, номинаций) в государственном стандарте общего образования по литературе, примерной программе, авторской программе по литературе. Это необходимо сделать для того, чтобы определить пути освоения содержания по литературе на каждом этапе обучения и прийти к выполнению требований государственного стандарта по предмету в полном объёме.
Шаг первый. Изучить содержание государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы общего образования по литературе. Сопоставить эти документы. При сопоставлении убеждаемся, что эти документы в определении содержания по литературе на ступени общего образования совпадают в основном.
7 номинаций, заявленные в ГОСе по литературе (т.е. для обязательного изучения), не учтены (или не раскрыты) в Примерной программе, а именно:
дидактическая единица (название раздела) «Русская литература XIX века»:
номинация (ФИО автора, название произведения) А.С.Пушкин: стихотворение«Зимняя дорога», три стихотворения по выбору;
номинацияМ.Ю.Лермонтов:три стихотворения по выбору;
номинацияА.А.Фет: Стихотворение: «Вечер»;
дидактическая единица «Русская литература XX века»:
номинация А.И.Солженицын: Рассказ «Как жаль».
дидактическая единица «Зарубежная литература»:
номинация Гомер «Илиада»;
номинация Э.Т.А. Гофман Одно произведение по выбору.
Шаг второй. Изучить содержание авторской программы. Сопоставить содержание авторской программы с содержанием выше обозначенных документов, выявить недостающие номинации.
Шаг третий. При составлении тематического планирования учесть недостающие номинации, заявленные в ГОСе общего образования по литературе для обязательного изучения.
Приведем пример таблицы сопоставления авторской программы и Примерной программа основного общего образования по литературе для 5-6 классов (т.к. Примерная программа раскрывает номинации и в основном соответствует содержанию ГОСа по литературе).
Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.для 5 класса состоит из двух разделов.
Первый раздел «Реальность и вымысел» состоит из тем: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда».
Второй раздел «Этот необычный мир…» состоит из тем «Лирическое стихотворение» (Мир чувств; Мир природы), «Роман, повесть, рассказ».
Две первые темы первого раздела («Фольклор», «Авторская и литературная сказка») соответствуют логике Примерной программы. Порядок следующих тем определяется авторской концепцией, т.е. видением путей изучения литературы на каждом этапе образования.
Название первого раздела программы для 5 класса уже определяет авторскую концепцию: показать отличительную особенность художественной литературы – наличие вымысла и наличие реальности в произведении в той или иной художественной форме.
Поэтому таблица построена от авторской программы к содержанию Примерной программы. Анализ соотношения содержания в программах проведен, учителю останется сделать Шаг четвертый: решить, что изменить, добавить, исключить или скорректировать при составлении тематического планирования в рабочей программе, составленной для конкретного контингента обучающихся.
Таким образом, обеспечивается гарантия выполнения требований в части содержания государственного стандарта общего образования по литературе.
«Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений»[1]. Исходя из этого, ориентируемся на количество часов, обозначенных в Примерной программе на изучение той или иной дидактической единицы, номинации.
На ступени основного общего образования распределение часов дано в следующем порядке:
5-6 классы=140 часов
7-8 класс=140 часов
9 класс=105 часов
итого=385 часов
Фактическое распределение часов Примерная программа дает с учетом резервных часов:
5-6 классы=114ч.+26ч. резервное время
7-8 класс=114ч.+26ч. резервное время
9 класс=91ч.+14ч. резервное время
Авторы программы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.дают четкое распределение часов по разделам и темам, учитывая письменные работы, обобщение изученного, уроки внеклассного чтения. При этом оставляют учителю резервные часы, что очень важно при составлении рабочей программы по литературе.
Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 5 класс | Программа по литературе авт. Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной 6 класс | Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-6 классов |
Литература как искусство слова (1ч.). | Литература как искусство слова (1ч.). | Литература как искусство слова. |
Раздел первый «Реальность и вымысел» (21 час+3 часа вн.чт.). | Раздел первый «Как появилась поэзия и проза» (11ч.+1ч. вн.чт.). | |
Тема 1. «Фольклор» (4часа+1час вн.чт.) Малые жанры фольклора (1ч.). Пословицы и поговорки. Русские народные сказки (3ч.). «Хрустальная гора…» Волшебная сказка. «Как старик домовничал». Бытовая сказка. «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Вн.чт.«Пойди туда, не заню куда…»(1час). | Тема 1. «Истоки и вершины» (5ч.) Песня(1час). Былина «Садко» (2часа). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2часа). | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Песня как форма словесно-музыкального искусства. Миф и сказка. Виды сказок. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Былина(в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.). «Повесть о Петре и Февронии Муромских») (возможен выбор другого произведения). |
Тема 2. «Авторская и литературная сказка» (11часов+1час вн.чт.). А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (2часа). Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (2часа). Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (1час). Н.В. Гоголь.Повесть «Ночь перед Рождеством» (3ч.). М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца» (2ч.). В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было…» (1ч.). Вн.чт.В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» (1ч.). | Тема 2. «Классические образцы поэзии и прозы» (6ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Парус», «Утес» (2часа). А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» (1час). А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (3ч.). Вн.чт.Л.Н.Толстой. «Юность»(1ч.). | Литературная сказка. Х.-К.Андерсен «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки (не автора!) (в авторской программе Андерсен отсутствует). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «Зимнее утро», «И.И.Пущину». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Роман «Дубровский». Повесть «Выстрел». Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» (в Примерной программе нет). Э.Т.А. Гофман. Одно произведение по выбору (в Примерной программе нет, но есть в стандарте, поэтому включать для изучения обязательно!). Н.В. Гоголь.Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».) М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца»(возможен выбор другого произведения). В.М.Гаршин (в Примерной программе для 5-6 кл. нет; есть в курсе для 7-8 кл.) |
Тема 3. «Легенда» (6часов+1ч.вн.чт.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1ч.). М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» (1ч.). «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей» из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2ч.). А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2ч.). Вн.чт. «Легенда о Томасе Лермонте» (1ч.). | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Бородино», «Три пальмы», «Листок».«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения. | |
Раздел второй «Этот необычный мир…» (28часов+3ч. вн.чт.). | Раздел второй «О чём и о ком рассказывает литературное произведение» (12часов+2ч. вн.чт.). | |
Тема 1. «Басня» (2ч.+1ч. вн.чт.) И.А.Крылов. «Басни Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак» «Слон и Моська» (2ч.). Вн.чт.Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот»(1ч.). | Тема 1 (7ч.+1ч. вн.чт.) А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» (2ч.). Н.С. Лесков.Повесть «Тупейный художник»(2ч.). А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (2ч.). Н.А. Некрасов. Поэма «Саша» (1ч.). Вн.чт. Ю.С.Рытхэу.«Хранитель огня»(1ч.). | И.А. Крылов. Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен). Н.С. Лесков.Рассказ «Левша». (Авторы заменяют произведение). А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». |
Тема 2. «Лирическое стихотворение» (11ч.+1ч. вн.чт.). Мир чувств. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», «И.И.Пущину» (1ч.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Листок», «Молитва» (2ч.). | Тема 2. «Тема литературного произведения» (5ч.+1ч. вн.чт.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Поэт» (2ч.). А.В. Кольцов.Стихотворение «Косарь» (1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (1ч.). Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (1ч.). Вн.чт. А.Тукай.«Пара лошадей», «Совет»(1ч.). | М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Молитва» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса); стихотворение «Поэт» тоже в курсе 9 класса. А.В. Кольцов (возможен выбор другого поэта пушкинской поры). Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения). С.А.Есенин. Стихотворение «Там, где капустные грядки…», «Пороша» (авторская концепция). Н.М.Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины XX века). Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Произведения А.Тукаяв курсе 9 класса по Примерной программе |
Мир природы. А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику» (2ч.). Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»(2ч.). И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»(1ч.). С.А.Есенин. Стихотворение «Береза»(1ч.). Вн.чт.Г.Гейне. «На севере диком…». И.-В.Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» (1ч.). | А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…». Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога. Поэма «Мороз Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). И.А. Бунин(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). С.А. Есенин.Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). | |
Тема 3. «Роман, повесть, рассказ» (15ч.+1ч. вн.чт.). Д.Дефо.Роман «Робинзон Крузо» (2ч.). А.С. Грин.Повесть «Зеленая лампа» (2ч.). А.П. Платонов.Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (2ч.). И.С. Тургенев.Рассказ «Бежин луг»(2ч.). Ю.П.Казаков.Рассказ «Оленьи рога»(1ч.). Д. Лондон.Повесть «Сказание о Кише» (1ч.). В.П.Астафьев.Рассказ «Васюткино озеро» (2ч.). О. Генри.Рассказ «Вождь краснокожих»(1ч.). М.М. Зощенко.Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»(2ч.). Вн.чт.«Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)(1ч.). | Д.Дефо(возможен выбор другого зарубежного писателя). Роман «Робинзон Крузо». А.С. Грин. Повесть «Алые паруса»(возможен выбор другой повести). А.П. Платонов.Рассказ «В прекрасном и яростном мире»(возможен выбор другого произведения). И.С. Тургенев.Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести), (рассказа «Бежин луг» в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). Ю.П.Казаков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Д. Лондон.Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). В.П.Астафьев(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века). Рассказ «Васюткино озеро» (возможен выбор другого произведения). О. Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя) Рассказ «Дары волхвов». М.М. Зощенко(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). | |
Раздел третий «Литература: мир вопросов и ответов» (27часов+3ч. вн.чт.). | ||
Тема 1. «Как человек понимает мир и себя» (6ч.+1ч. вн.чт.). А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога» (2ч.). Дж. Г. Байрон.Стихотворение «Душа моя мрачна». Баллада «Прометей» (2ч.). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (2ч.). Вн.чт.В.Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…» (1ч.). | Дж. Г. Байрон(в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). М.Ю. Лермонтов.Стихотворения: «Нет, я не Байрон…», «Ангел» (в Примерной программе для 5-6кл. нет). | |
Тема 2. «Как отражается таинственное в судьбе человека» (3ч.). В.А. Жуковский.Баллада «Лесной царь» (1ч.). Э.А. По. «Ворон». Народная баллада«Черный ворон».А.С.Пушкин. «Ворон к ворону летит»(1ч.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (1ч.). | В.А. Жуковский.Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). Э.А. По. (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе 9 класса). | |
Тема 3. «Как человек относится к людям и ко всему живому» (10ч.+1ч. вн.чт.). Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (2ч.). В.В. Маяковский.Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте» (2ч.). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (2ч.). И.А. Бунин. Рассказы: «Лапти», «Подснежник» (2ч.). А.И. Куприн. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» (2ч.). Вн. чт. И.С.Тургенев. «Муму» (1ч.). | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения). В.В. Маяковский.Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». (Стихотворения «Послушайте» в Примерной программе для 5-6кл. нет). А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» (в Примерной программе для 5-6кл. нет; есть в курсе для 7-8кл.). И.А. Бунин. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл. А.И. Куприн. Рассказы в Примерной программе для 7-8кл. | |
Тема 4. «Отражение социальных проблем в литературе» (8ч.+1ч. вн.чт.). Р.Л.Стивенсон.Баллада «Вересковый мед» (1ч.). В.Г. Короленко.Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (2ч.). К.Г. Паустовский.Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») (2ч.). Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога, «Размышления у парадного подъезда» (2ч.). С.А. Есенин.Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)(1ч.). Вн.чт.«Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)(1ч.). | Р.Л.Стивенсон.Баллада «Вересковый мед». В.Г. Короленко.Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). К.Г. Паустовский.Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в Примерной программе для 7-8кл. С.А. Есенин.Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)(1ч.). (в Примерной программе для 5-6кл. нет). |
Таким образом, в части наименований имен и произведений, соотношения количества часов авторская программа Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в основном соответствует Примерной программе, а значит, и требованиям стандарта общего образования по литературе.