Уроки по стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»
Аннотация содержания уроков: у детей данного возраста еще не стерлись границы между такими понятиями, как добро и зло. Всем предыдущим опытом работы со сказкой воображение пятиклассников подготовлено к восприятию пушкинской легенды – это обеспечит успех изучения легенды А.С.Пушкина в 5 классе. Но стихотворение «Анчар» имеет сложный для понимания пятиклассников язык (много книжной, высокой лексики). Специфика легенды как жанра, ее отличие от сказки; добро и зло в человеке и мире; поэтический мир стихотворения.
Комментарии к проведению урока:
Учитывая, что идет этап апробации учебника, задания учебника максимально должны выполняться в той последовательности, которая задана авторским коллективом. Но, имея ввиду языковую сложность легенды, вносим в ход уроков некоторые изменения.
Урок 1. «Философская легенда Пушкина»
Ход урока
Этап «-1» - Подготовительный: предваряет урок д/з -:работа с дополнительной информацией (интернет, энциклопедия, иной источник):
- Кто такие декабристы? «А», с.215
- Существует ли растение анчар? «А», с.216
Этап « 1» -Погружение.
Следующая волшебная страничка нашего учебника открывает нам новое слово, новое понятие – «легенда»:
- Как вы думаете, что такое «легенда»? Как вы это понимаете? (Могут звучать свободные мнения учащихся – слово многозначное).
Можно предложить наводящие вопросы и подвести к некоторым выводам, например:
Говорят «рассказать легенду» - ее можно рассказать, значит, она имеет сюжетную основу.
Легенды идут вслед за сказками – значит это не сказка.
О каких событиях рассказывает легенда: о современных или давно прошедших?
Говорят «легендарный человек». О каком человеке так можно сказать? – о том, чье имя стало легендой, т.е. о человеке, который чем-то прославился.
(Можно попытаться дать определение слову «легенда» и впоследствии проверить правильность сделанных выводов в работе с теоретической статьей учебника).
Этап 2- Работа со статьей «Легенда
Задача: выяснить, что такое легенда
Чтение статьи учебника.
Ответы на вопросы послетекстового задания «Б»(1,2,3,4). Краткая запись в тетради в виде ключевых слов:
1.- «то, что должно быть прочитано вслух, оглашено»
2 – «исторических»
3 – от « поэт»
4 - ……
Если использовался 2 вариант «Погружения», можно поинтересоваться:
- Подтвердилось наше представление о том, что такое легенда?
- Что нового узнали? (поэтическая легенда)
«Г» (Спроси у старших, есть ли в твоей семье какая-нибудь легенда, Расскажи ее…) - выполняется в индивидуальном порядке.
Этап 3- Работа со статьей « Анчар» - философская легенда А.С.Пушкина».
Задачи: выяснить, что значит слово «философская»,
узнать, какие события навели Пушкина на данные размышления, о чем же размышляет поэт.
Рассмотреть вопрос происхождения зла на земле.
Прочитали название статьи.
Кратко ответим на вопросы:
- Кто такой философ? (тот, кто много думает, размышляет).
-Какая легенда называется философской?
(та, которая содержит размышления автора о чем-либо и нас наводит на размышления).
Остается убедиться в том, что легенда Пушкина действительно легенда философская.
Комментированное чтение статьи учебника (с. 215).
По 1 микротеме: «А» (д/з) – кто такие декабристы, против чего они восставали? (против самодержавной монархии, против рабства) - запись в тетрадь – кратко комментируем выделенные слова.
Вопросы послетекстового задания «Б»(1,2):
1. (в 1 абзаце названы две основные проблемы…выдели их) – запись в тетрадь:
«зло»
«природа человеческой власти».
2. (найди в тексте ответ: почему звери и птицы…избегают зла, а человек использует его в своих корыстных целях) - прямого ответа на вопрос в тексте статьи нет, вопрос очень сложный, но он очень важен для осмысления легенды.
Можно обратить внимание на неоднократное употребление в тексте статьи слов с корнем «власть» и дать простой ответ: человек жаждет власти, эта страсть помрачает его разум, делает его убийцей.
Но поскольку проблематика пушкинского «Анчара» шире, выходит за рамки проблемы «власти», выставляет проблемы зла и греха в мире людей (их природы и происхождения), поскольку важно не только назвать проблему, но и найти пути ее решения, можно немного углубиться в материал:
выписываем из текста ключевые слова, связанные с темой «человек», «зло»:
«грехопадения человека», «вкусил плод добра и зла», «возникло зло в мире людей», «Человек, узнавший зло».
Примерный ход рассуждения:
1) Звери, птицы, рыбы, человек – все создания Божьи.
Звери и прочие твари не ослушались творца: птицы летают в небе, рыбы плавают в воде – никто не нарушает границ своего существования.
И только человек, наделенный разумом, душой, свободной волей, поставленный выше всех тварей, посмел ослушаться Бога, сделал то, что ему не положено было делать для его же пользы: человек вкусил плод с древа познания ДОБРА и ЗЛА. Человек потерял рай и прямую связь с Творцом. Человек узнал ЗЛО, смерть. Грехопадение повредило природу Человека, сделало ее уязвимой, болезненной, смертной. Страх овладел Человеком…И, потеряв упование на Бога, надеясь только на себя, Человек начал забывать о своем истинном предназначении, забыл свой Образ, потерял своё лицо и начал творить ЗЛО.
2) Звери и птицы избегают зла, потому что просто хотят жить. Им, в отличие от человека, не нужны власть, богатство, слава.
Полезно уточнить: что стало причиной зла?
Выделенное слово «грехопадение» анализируем:
Грехопадение – в грех пал(?) – непослушание Богу…
Грехопадение – отпадение от Бога, грехом отпадает от Бога.
Можно на доске, можно через проектор дать схему«круговорота зла и страха»№1.
Прокомментируем:Человек не послушалсяБога, совершил грех - в результате Человек отпадает от Бога, он изгнан из рая (Как чувствует себя? Что испытывает? Что может испытывать ребенок, если вдруг останется без родителей?) – человеку страшно, он испытывает чувство страха (Вы могли бы жить без родителей? Наверное, наделали бы много глупостей. Вот и человек, оставшись без Бога, лишившись Его поддержки, совершает грехи и вследствие этого еще более отпадает от Бога. Так совершается этот страшный круговорот зла и страха, некий замкнутый круг.
Можно ли из него найти выход?- вопрос оставляем на финал. Найдите похожую строку в статье учебника.
Что она комментирует? Наверное, у авторов учебника речь идет о каком-то другом круговороте? Может быть, от слова «воротить»? Очень трудно определить, о чем же размышляет Пушкин в своей легенде, не читая ее.
Настало время обратиться к легенде Пушкина.
Этап 4 –д/з:1) прочитать внимательно текст легенды, выписать трудные слова.
2) «Б»(3): разделить на две части, найти слово, которое является границей между частями, озаглавить (в учебнике это задание звучит иначе: вопрос «Какое соотношение между частями устанавливается с помощью этого слова? Почему?» непонятен.
Елена Леонидовна, пожалуйста, здесь внимательно прочтите: что не понимает учительница? Можно убрать!!! Может, что-то не так понимают авторы?