Уроки по стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»

Аннотация содержания уроков: у детей данного возраста еще не стерлись границы между такими понятиями, как добро и зло. Всем предыдущим опытом работы со сказкой воображение пятиклассников подготовлено к восприятию пушкинской легенды – это обеспечит успех изучения легенды А.С.Пушкина в 5 классе. Но стихотворение «Анчар» имеет сложный для понимания пятиклассников язык (много книжной, высокой лексики). Специфика легенды как жанра, ее отличие от сказки; добро и зло в человеке и мире; поэтический мир стихотворения.

Комментарии к проведению урока:

Учитывая, что идет этап апробации учебника, задания учебника максимально должны выполняться в той последовательности, которая задана авторским коллективом. Но, имея ввиду языковую сложность легенды, вносим в ход уроков некоторые изменения.

Урок 1. «Философская легенда Пушкина»

Ход урока

Этап «-1» - Подготовительный: предваряет урок д/з -:работа с дополнительной информацией (интернет, энциклопедия, иной источник):

- Кто такие декабристы? «А», с.215

- Существует ли растение анчар? «А», с.216

Этап « 1» -Погружение.

Следующая волшебная страничка нашего учебника открывает нам новое слово, новое понятие – «легенда»:

- Как вы думаете, что такое «легенда»? Как вы это понимаете? (Могут звучать свободные мнения учащихся – слово многозначное).

Можно предложить наводящие вопросы и подвести к некоторым выводам, например:

Говорят «рассказать легенду» - ее можно рассказать, значит, она имеет сюжетную основу.

Легенды идут вслед за сказками – значит это не сказка.

О каких событиях рассказывает легенда: о современных или давно прошедших?

Говорят «легендарный человек». О каком человеке так можно сказать? – о том, чье имя стало легендой, т.е. о человеке, который чем-то прославился.

(Можно попытаться дать определение слову «легенда» и впоследствии проверить правильность сделанных выводов в работе с теоретической статьей учебника).

Этап 2- Работа со статьей «Легенда

Задача: выяснить, что такое легенда

Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы послетекстового задания «Б»(1,2,3,4). Краткая запись в тетради в виде ключевых слов:

1.- «то, что должно быть прочитано вслух, оглашено»

2 – «исторических»

3 – от « поэт»

4 - ……

Если использовался 2 вариант «Погружения», можно поинтересоваться:

- Подтвердилось наше представление о том, что такое легенда?

- Что нового узнали? (поэтическая легенда)

«Г» (Спроси у старших, есть ли в твоей семье какая-нибудь легенда, Расскажи ее…) - выполняется в индивидуальном порядке.

Этап 3- Работа со статьей « Анчар» - философская легенда А.С.Пушкина».

Задачи: выяснить, что значит слово «философская»,

узнать, какие события навели Пушкина на данные размышления, о чем же размышляет поэт.

Рассмотреть вопрос происхождения зла на земле.

Прочитали название статьи.

Кратко ответим на вопросы:

- Кто такой философ? (тот, кто много думает, размышляет).

-Какая легенда называется философской?

(та, которая содержит размышления автора о чем-либо и нас наводит на размышления).

Остается убедиться в том, что легенда Пушкина действительно легенда философская.

Комментированное чтение статьи учебника (с. 215).

По 1 микротеме: «А» (д/з) – кто такие декабристы, против чего они восставали? (против самодержавной монархии, против рабства) - запись в тетрадь – кратко комментируем выделенные слова.

Вопросы послетекстового задания «Б»(1,2):

1. (в 1 абзаце названы две основные проблемы…выдели их) – запись в тетрадь:

«зло»

«природа человеческой власти».

2. (найди в тексте ответ: почему звери и птицы…избегают зла, а человек использует его в своих корыстных целях) - прямого ответа на вопрос в тексте статьи нет, вопрос очень сложный, но он очень важен для осмысления легенды.

Можно обратить внимание на неоднократное употребление в тексте статьи слов с корнем «власть» и дать простой ответ: человек жаждет власти, эта страсть помрачает его разум, делает его убийцей.

Но поскольку проблематика пушкинского «Анчара» шире, выходит за рамки проблемы «власти», выставляет проблемы зла и греха в мире людей (их природы и происхождения), поскольку важно не только назвать проблему, но и найти пути ее решения, можно немного углубиться в материал:

выписываем из текста ключевые слова, связанные с темой «человек», «зло»:

«грехопадения человека», «вкусил плод добра и зла», «возникло зло в мире людей», «Человек, узнавший зло».

Примерный ход рассуждения:

1) Звери, птицы, рыбы, человек – все создания Божьи.

Звери и прочие твари не ослушались творца: птицы летают в небе, рыбы плавают в воде – никто не нарушает границ своего существования.

И только человек, наделенный разумом, душой, свободной волей, поставленный выше всех тварей, посмел ослушаться Бога, сделал то, что ему не положено было делать для его же пользы: человек вкусил плод с древа познания ДОБРА и ЗЛА. Человек потерял рай и прямую связь с Творцом. Человек узнал ЗЛО, смерть. Грехопадение повредило природу Человека, сделало ее уязвимой, болезненной, смертной. Страх овладел Человеком…И, потеряв упование на Бога, надеясь только на себя, Человек начал забывать о своем истинном предназначении, забыл свой Образ, потерял своё лицо и начал творить ЗЛО.

2) Звери и птицы избегают зла, потому что просто хотят жить. Им, в отличие от человека, не нужны власть, богатство, слава.

Полезно уточнить: что стало причиной зла?

Выделенное слово «грехопадение» анализируем:

Грехопадение – в грех пал(?) – непослушание Богу…

Грехопадение – отпадение от Бога, грехом отпадает от Бога.

Можно на доске, можно через проектор дать схему«круговорота зла и страха»№1.

Прокомментируем:Человек не послушалсяБога, совершил грех - в результате Человек отпадает от Бога, он изгнан из рая (Как чувствует себя? Что испытывает? Что может испытывать ребенок, если вдруг останется без родителей?) – человеку страшно, он испытывает чувство страха (Вы могли бы жить без родителей? Наверное, наделали бы много глупостей. Вот и человек, оставшись без Бога, лишившись Его поддержки, совершает грехи и вследствие этого еще более отпадает от Бога. Так совершается этот страшный круговорот зла и страха, некий замкнутый круг.

Можно ли из него найти выход?- вопрос оставляем на финал. Найдите похожую строку в статье учебника.

Что она комментирует? Наверное, у авторов учебника речь идет о каком-то другом круговороте? Может быть, от слова «воротить»? Очень трудно определить, о чем же размышляет Пушкин в своей легенде, не читая ее.

Настало время обратиться к легенде Пушкина.

Этап 4 –д/з:1) прочитать внимательно текст легенды, выписать трудные слова.

2) «Б»(3): разделить на две части, найти слово, которое является границей между частями, озаглавить (в учебнике это задание звучит иначе: вопрос «Какое соотношение между частями устанавливается с помощью этого слова? Почему?» непонятен.

Елена Леонидовна, пожалуйста, здесь внимательно прочтите: что не понимает учительница? Можно убрать!!! Может, что-то не так понимают авторы?

Наши рекомендации