Викторина по теме «Басни И.А. Крылова»
1. Вместо точек впишите названия животных:
1. … под … вековым
Наелась желудей досыта, до отвала.
2. Да … рвется в облака,
… пятится назад, а … тянет в воду.
3. Так потчевал сосед … соседа …
И не давал ему ни отдыху, ни сроку.
4. Ай, … ! Знать она сильна,
Что лает на … !
… к старости слаба глазами стала.
5. Злой тоской удручена,
К … ползет она.
2. Отгадайте басню по картинке
Из какой басни выписана мораль? Что высмеивается в басне?
1. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит.
2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
3. Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
4. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Проверочная работа по теме «Басни»
Что такое басня?
_______________________________
Из каких басен процитированы строчки?
А) А вы, друзья, как ни садитесь –
Всё в музыканты не годитесь… __________________________
Б) У сильного всегда бессильный виноват. ______________________
В) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт… _________________________________
Г) За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку. ___________________________
Как называется эта композиционная часть басни? Какова её роль?
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
___________________________________________________________
4. Героями басен часто бывают животные, растения или предметы, а подэтим подразумеваются люди с их недостатками. Как это называется? ______________
5. В различных баснях Крылов рассказывает о плутовстве зверей, об их жестокости, на самом же деле в них легко узнаются черты человеческие. Например, Орёл – воплощение величия, гордости. Продолжите:
Лев – ____________________________________
Лиса – ____________________________________
Осёл – ____________________________________
Медведь – _________________________________
Волк – ____________________________________
6. Многие басни И.А.Крылова близки к пословицам по своей тематике, морали. Попробуйте сами придумать басню, используя в качестве морали предложенную пословицу: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Того, кто любит труд, дела не затрут» (в прозе или стихах).
Урок «А.С.Пушкин «Анчар»
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать по учебнику литературы 5 класс статью «Легенда» (с.214).
2. По вопросу Б (с.214) составить устный краткий рассказ об особенностях легенды.
3. Для любознательных: задание А (с.215 и 216).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Рассказ о легенде.
Работа со статьей «Анчар» - философская легенда А.С. Пушкин.
Кто такие декабристы? Против чего они восставали? Что хотели изменить?
Работа с учебником. Чтение статьи. Беседа.
Работа по вопросам Б (с. 215)
Существует ли такое дерево – анчар? (домашнее задание)
Знакомство со стихотворением.
Прослушивание аудиозаписи с диска.
Задание перед прослушиванием: Понаблюдайте за интонацией чтеца. Когда и почему она меняется?
Анализ стихотворения.
Почему чтение было разным?
Какие картины возникли в вашем воображении? Похоже ли дерево, нарисованное в вашем воображении на фотографию анчара? Каким вы его представили?
Какие прилагательные использует автор, описывая пустыню? Какое настроение они создают? Услышали ли вы его в аудиозаписи?
Когда интонация чтеца поменялась? Почему?
Какая часть стихотворения изображена на этой иллюстрации? Какими словами начинается эта часть?
Почему Пушкин дважды повторяет слово «человек»?
Работа с черновиками Пушкина.
Пушкин несколько раз менял одну строку (они записаны на доске). На каком варианте остановился поэт? Почему?
o Послал к анчару властным словом
o Послал к анчару самовластно
o Послал к анчару равнодушно
o Послал к анчару властным взглядом
Почему человек послал другого человека на смерть?
Как описывает раба Пушкин? Почему называет его «бедным»? Как описаны действия раба? Жаль ли вам его? Какие прилагательные для характеристики раба подобрали бы вы?
Каким увидели владыку? Как распорядился он добычей?
Легенда и сказка.
Похоже ли стихотворение «Анчар» на сказку?
Какие отличия увидели?
Что победило в финале этой легенды: добро или зло?
Кто в этом виноват?
6. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. По выбору: задание Г (с.214) или задание Ж (с. 217)