Материалы к проверочной работе по теме «Фольклор
Дайте определение следующим понятиям:
Загадка –
Поговорка –
Фольклорист –
Сказка –
1. Заполните схему
Сказки
3. Цифровой диктант.
1 – пословица
2 – поговорка
Легок на помине; как с гуся вода; осень – припасиха, зима – подбериха; лес рубят – щепки летят; слово – серебро, молчание – золото; как белка в колесе; счастливые часов не наблюдают; семь раз отмерь – один отрежь.
Ключ: 2,2,1,1,1,2,1,1.
4. Допишите постоянные эпитеты к следующим словам:
Лес ….
Небо…
Поле…
Молодец…
Речка…
5. Исправь ошибки в следующих утверждениях:
Сказка начинается концовкой.
В бытовой сказке главные герои – животные.
В сказке встречаются пятикратные повторы.
Пословица – это часть суждения.
Волшебные превращения характерны для бытовой сказки.
Материалы к уроку «Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)»
Урок с элементами театрализации и с использованием ИКТ.
Защита творческих работ.
Аннотация содержания урока: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два урока – рассказ об авторе (презентация о Е.Л.Шварце), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста художественного произведения, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественный пересказ фрагментов. Третий урок– урок-обобщение. Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Класс поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:
Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).
Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки можно извлечь из сказки).
Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).
План урока: 1) слово учителя;
2) выступление «теоретиков»;
3) выступление «актёров»;
4) выступление «философов»;
5) итоги работы.
Группа «Теоретики».
Презентация «Что такое пьеса».
Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).
Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.
Презентация буклета «Словарик юного актёра».
Группа «Актёры».
Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».
Группа «Философы».
Жизненные правила Василисы(читают по очереди две девочки в костюмах):
«А что если с лаской подойти?»
«Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».
«Работа меня от всех бед спасла».
«Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».
«Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».
«Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».
Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.
А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):
«Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».
«Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».
«Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».
«Совести у меня нет и не было».
«Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».
«Я, умница, больше люблю в спину бить».
«Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».
«Я терпеть не могу, когда люди радуются».
Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, трудолюбия.
Итоги урока:
Ребята, понравился вам такой урок?
Чем он необычен?
Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?
Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?
Послушайте несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню задание: продолжить начатую фразу: Сказка «Два клёна» - это …. Вот как вы написали: «…это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «…это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; «…это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «…это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».
Домашнее задание: подготовиться к конкурсу рисунков по этой сказке; художественный пересказ монолога Бабы-Яги.