Природа в произведениях И.А.Бунина.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» (исп. В.Герасимов).
Каким представляется вам автор этого стихотворения?
О чем думает герой, о чем грезит?
Какие сказочные мотивы услышали в стихотворении?
Кто из известных вам поэтов писал стихи уже в детстве?
3. Работа со статьей учебника на с.56:
Какое чувство стало главным в жизни И.А.Бунина?
Почему автор характеризует отношения человека и природы как единение и противостояние?
Встречались ли вам произведения, в которых звучала та же проблема?
4. Беседа по тексту:
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» (исп. В.Герасимов).
На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?
Одинаково ли настроение каждой из частей? Каково оно в 1-ой части?
Как автору удается передать красоту зимнего леса?
Нарушает ли покой олень? Какие слова передают покой и царственность этого животного? Что делает в зимнем лесу олень?
Почему автор дважды повторяет: «Вот след»?
Какое предложение можно назвать переломным? Как оно определяет настроение следующей части стихотворения? (контрастное настроение: покой и тревога)
Какие приметы помогают понять, что жизни оленя угрожает опасность? Что такое «гон»?
Перечитаем последнюю строфу. Почему в ней используются восклицательные предложения? Как они передают настроение автора? Что чувствует он, наблюдая за гонкой? Найдите эпитеты, которые передают противоречивые чувства поэта. Почему строфа заканчивается многоточием?
Объясните последнюю фразу: «Он красоту от смерти уносил». Почему предполагаемая гибель оленя воспринимается как мировая трагедия? Что символизирует олень в этом стихотворении?
Каким предстает образ природы в стихотворении Бунина? Кто ответствен за нарушение гармонии в мире природы?
О чем размышляет Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»? Сформулируйте ответ на это вопрос в нескольких предложениях.
5. Работа с иллюстрацией учебника на с.57.
6. Подведение итогов урока.
Вспомните, что такое лирическое стихотворение (см. статью учебника с.20).
Какими чертами лирического стихотворения обладает данное произведение? (эмоциональное отношение к событиям, исток этих переживаний – природа, ее бездумное уничтожение, ритм и рифма).
Докажите, что в данном произведении есть рифма и ритм. Начертите ритмическую схему.
7. Домашнее задание.
По выбору: чтецам – выучить стихотворение наизусть, поэтам – сочинить стихотворение о природе, художникам – нарисовать иллюстрацию к поэтическому произведению.
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район
Урок: «И.А.Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта необычной судьбы. Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите на его портрет и обратите внимание на годы его жизни. Ему довелось жить в переломную эпоху, так называют годы великих перемен и потрясений. Последствия переломной эпохи Иван Алексеевич Бунин испытал на себе. Он был вынужден покинуть Родину (как оказалось, навсегда) и жить в разлуке с ней, но все лучшие произведения написаны о родине и с большой любовью к ней.
- Прочтите статью об авторе и скажите, каким вы представляете себе этого человека? (Ответы учащихся).
- Послушайте его стихотворение.
3. Чтение учителем стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…».
Беседа.
- Какой пейзажной зарисовкой открывается стихотворение?
- Какие эпитеты обращают на себя внимание?
- Почему автор так подробно описывает все следы пребывания оленя в лесу?
- Найдите строку, которая разделяет стихотворение и ритмически, и по настроению?
- Как вы объясните такое разнообразие знаков препинания в третьей строфе? Что они передают?
- Как автор передаёт своё отношение к благополучному завершению трагического противостояния всесильного человека и беззащитной природы?
- Какие чувства испытывали вы, слушая стихотворение?
- Как вы считаете, может ли природа сама защитить себя? Готовы ли вы встать на её защиту? Что вы считаете возможным сделать для защиты природы?
5. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукцию картины М.П.Федотова «Олень». Опишите её. Можно ли считать её иллюстрацией к прочитанному стихотворению? Почему?
- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.