Урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
(Проведен 10 декабря 2009 в Сретенской СОШ, Рыбинского р-на Ярославкой области)
О каком времени рассказывает «Песнь о вещем Олеге»? – о древнерусской истории.
Почему называется «Песнь…», а не песня? Ее поют? – такой фольклорный жанр.
А как назывался человек, который пел или сказывал? – баян.
Итак, получается, что песнь – жанр фольклора. А что такое фольклор? – народное творчество.
Народное творчество, т.е. нет автора. А кто написал «Песнь о вещем Олеге?» - Пушкин.
Значит, это не фольклорное произведение. Вспомним, когда жил Пушкин. – называют даты жизни.
Пушкин жил в древней Руси? – нет
А в каком году написал стихотворение, сколько лет ему было? – в 1822, 23 года.
Хорошо, значит, Пушкин не древнерусский поэт, он использовал древнерусскую историю в своем стихотворении.
И давайте вернемся к вопросу, почему песнь, а не песня. Вы знаете такое слово хотя. А есть хоть. Оно означает то же самое, т.е. есть чередование а/ь. Теперь подумайте, песнь – старое или новое, торжественное или обычное? – старое, торжественное.
Правильно. Поэтому Пушкин выбрал для своего произведения название «Песнь…»
Кто такой Олег? – князь
Пушкин называет его «Вещий». Что это значит? – мудрый, знающий будущее.
Это Пушкин его так назвал? – нет, до него
А где его так называли? – в книгах по истории.
Совершенно верно, а еще раньше – в летописях. Вы читали о князе Олеге в «Повести временных лет». Пушкин же использовал как источник книгу по истории Карамзина «История государства Российского». Этот источник был очень популярен в начале 19 в.
А кто еще Олег, кроме того, что он князь? – завоеватель, человек.
А помните, чей он родственник? Он племянник Рюрика, первого князя на Руси.
О чем это произведение? Что заинтересовало Пушкина? – Поход Олега. Как он умер.
А почему заинтересовало? – умер из-за коня.
Да., т.е. это непонятная, загадочная смерть.
Любая история делится на части. В «Песни…» есть части, этапы истории князя Олега? Давайте разделим.
1. Поход
2. Встреча и предсказание.
3. Потом проходят годы. Пир
4. Смерть Олега
Теперь откроем учебники на стр 229. Прочитай (какому-либо ученику) 1ый этап. Остановись, когда закончится. Обрати внимание, что читать быстро нельзя. Пушкин выбирает неспешный ритм, которые соответствует теме. – читает
В этой части какие есть исторические имена или названия? – Вещий Олег
Когда жил Вещий Олег? Посмотрите в рабочей тетради. – называют годы жизни.
Сколько лет он жил? – 33 года
В каких веках? - В 9 и 10
Есть еще исторические слова? – хозары.
Да, коротко о них.
Хозар называют «неразумные». Почему? Они неумные? – обозвался.
А может быть, по мнению князя Олега, они ведут неправильную жизнь.
За что отомстил Олег? – за набег
Что такое «буйный набег»? – очень сильный.
Следующая строчка «С дружиной своей в цареградской броне». Есть историческое? – цареградская
Что значит? – очень хорошая.
Да, а откуда она? Посмотрите в рабочей тетради – из Царьграда.
Что такое дружина? – войско
Это современное слово? Сейчас есть? – нет
Теперь вторая часть. – кто-то читает
Найдите в прочитанном отрывке неупотребляемые сейчас слова. – вещий, сбирается (нет, собирается) отмстить (нет – отомстить), набег, обрек (нет – обрёк) цареградская броня, кудесник.
А кто такой кудесник? – волхв, волшебник.
Провести эту работу до конца: выделить в каждой части а) историзмы б) малоупотребительные слова
Зачем написана эта история? Почему это произошло? – Он хотел избежать того, что будет
Зачем знать, что будет? – можно предотвратить. Но можно ждать и бояться.
Мы с вами подошли к важнейшей теме для Пушкина: не бояться своей судьбы, жить активной жизнью, т.е. делать, что делаешь. Нельзя сомневаться, это ошибка. – Князь Олег умер по своей глупости
Да, князь Олег умер из-за своего сомнения. В самом ли деле Олег вещий? Что имел в виду Пушкин? – вещий как хороший военный. Для своего времени
Совершенно верно. А оказало, что не совсем вещий.
- почему гробовая змея?
Что такое гроб, ты знаешь. Змея предвещает смерть. В поэтическом языке змея, несущая смерть – гробовая (вспомнить о метафоре)
Лирическое стихотворение
Галкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Белосельская сош Пошехонский район
Урок «А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Беседа.
Дома вы работали со статьёй учебника «Лирическое стихотворение». Основные положения этой статьи.
-Какие способы отражения мира в художественном произведении ты знаешь?
- Какой род литературы тебе ближе?
- Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
- Какое стихотворение можете прочитать в классе? Прочтите и объясните свой выбор.
- Какое стихотворение подобрали к картине Грабаря «Февральская лазурь»? Прочитайте его, обоснуйте свой выбор.
Сегодня продолжим знакомство с непревзойдённым мастером лирических стихотворений А.С.Пушкиным.
- Подумайте, почему у него много стихотворений, в названии которых употреблено существительное в дательном падеже: Дельвигу, Пущину и т.д.?
2. Слово учителя.
Одним из излюбленных жанров у поэта был жанр послания, посвящения, так как он был человеком сильных чувств и выше всего ценил и воспевал чувство любви и дружбы.
Самым близким лицейским другом его был И.И.Пущин.
3. Работа с учебником.
Чтение и беседа по прочитанной статье учебника на стр. 23.
Выразительное чтение стихотворения «И.И.Пущину».
- Какие черты обращения к близкому человеку увидели вы в этом послании?
Другим близким человеком А.С.Пушкина была его няня.
- Что вы о ней знаете? (Ответы учащихся).
Чтение и беседа по прочитанной статье учебника «Няне».
- Послушайте, как обращается к Арине Родионовне поэт.
Выразительное чтение стихотворения «Няне» учителем.
4. Беседа по вопросам учебника на стр.26.
- Объясните, почему эти два стихотворения называются посланиями?
- Случайны ли в них совпадения однокоренных или близких по смыслу слов и выражений? Найдите их и объясните.
- Какое из посланий кажется вам более оптимистичным, энергичным, а какое – более печальным, лиричным и нежным? Почему? Какие слова, выражения показались вам особенно выразительными? Почему употреблена форма местоимения ТЫ?
5. Работа с учебником. Прочитайте памятку на стр. 252 и приготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.
6. Выразительное чтение стихов учащимися.
7. Домашнее задание: выучить стихотворения наизусть; задание Ж на стр. 26.