НЕЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ – ПРОБЛЕМА ВЗРОСЛЫХ

«Все, чего я достиг в жизни, стало возможно благодаря книге».

Р. Бах

Роль чтения в жизни человека огромна. Чтение формирует взгляды, открывает новые миры, развивает творческое мышление, фантазию, расширяет кругозор. Язык, культура речи, литературные нормы – это то, что дает нам литература. Вдумчивое чтение хороших книг воспитывает культуру речи и вкус, прививает любовь к родному языку. Не читая, человек деградирует, происходит духовное обнищание, скудеет язык и мысль. И.А. Ильин, размышляя о силе чтения, писал: «… каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, − как бы букетом собранных нами в чтении цветов» [4, с.7-8]. Воспитать увлеченного читателя очень трудно. Ведь истинное чтение, – то, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Младший школьный возраст является сензитивным периодом, в котором закладываются основы интереса ребенка к чтению.

В настоящее время, когда в обществе происходят крушение одной системы ценностей и становление другой, особенно страдают дети. Главным источником знаний и учебником жизни стал Интернет – территория свободы, соблазнов для растущей души. Невозможно использовать приемы развития личности, которые не учитывают современные тенденции образования и культуры во всем мире.

Д. Давыдов, куратор выставки-конференции «КНИГАБАЙТ» пишет в журнале «Дошкольное образование» [2, с.6-7], о том, что если дети не разговаривают на языке цифрового пространства и родители будут ограничивать в их в этом, им будет сложно в современном цифровом космосе. Безусловно, это общение должно регламентироваться с учетом рекомендаций врачей, психологов, педагогов. К сожалению, имеются факты, которые свидетельствуют о доминирующей роли интернет-технологий в процессе развития и воспитания младшего школьника. Опрос учителей начальных классов школ Санкт- Петербурга и Ленинградской области в 2015 году показал, что у учеников младших классов тенденция снижения интереса к чтению заметно увеличивается с каждым годом. Растет так называемая проблема нечтения детей. Она имеет глубокие и разнообразные социально- экономические причины, мы остановимся лишь на роли взрослых в формировании интереса детей к чтению.

По мнению педагогов, самая главная причина нечтения детей – чрезмерное увлечение их компьютерными технологиями. Родители чаще всего причину видят в большом количестве обязательной учебной литературы, которую получает младший школьник. А психологи считают недостаток родительского внимания и отсутствие «читающей атмосферы» дома – важным факторами нечтения детей. Проблема чтения не столько педагогическая, сколько общественная, духовно-нравственная.

Для развития интереса и приобщения к чтению как к любому другому виду деятельности происходит в интеллектуальной среде, которую составляет семья, школа, окружающий ребенка социум. Еще Д.С. Лихачев говорил о том, что можно ребенка декларациями, а можно – личным примером.

Семья закладывает фундамент для успешного развития ребенка, формирование интереса к чтению начинается в семье. В конце 1990-х годов не более 10% наших соотечественников заявляли, что почти не читают книг, то в 2010-м году этот показатель составил 60%. На вопрос «Почему вы не читаете?» получены следующие ответы: скучно, неинтересно – 18%, нет времени – 28%, Интернет и телевидение интереснее – 22%, устаю от чтения – 19%, много задают уроков – 13%.

Проблема глубокая, насущная и требующая серьезных эффективных решений. Для развития интереса и приобщения к чтению как к любому другому виду деятельности происходит в интеллектуальной среде, которую составляет семья, школа, окружающий ребенка социум. Еще Д.С. Лихачев говорил о том, что можно ребенка декларациями, а можно – личным примером.

В образовательных учреждениях имеется опыт педагогов, успешно работающих над этой проблемой. В частности, Капустина Е.В, учитель литературы из гимназии №441 Санкт-Петербурга, считает, что необходимо продумывать такие вопросы, которые «зацепят» ребенка. Например: «Почему именно это произведение предлагают авторы ваших учебников? Почему это произведение нужно читать именно в этом возрасте? Как вы думаете, а читали ли ваши родители это произведение? Своим будущим детям вы рекомендовали бы эту книгу?». Учитель может рассказать о своих впечатлениях от произведения. В проектной деятельности в начальной школе активизируют мотивацию читать и получать от чтения удовольствие проекты «Папа, мама, книжка, я – настоящие друзья!».

В некоторых семьях имеется опыт эффективного использования ряда методов, повышающих мотивацию чтения у младших школьников создание семейных книг «История моей семьи», «Первая книжка про меня», «Я и моя семья» и др .

Таким образом, можно выделить направления и формы работы по решению данной проблемы:

●Детям требуется «читающая среда и книжное окружение»

●Работа родителей над созданием образа: «Читающая мама (папа)».

●Создание в семье семейного читального зала, в котором можно было проводить разные творческие интеллектуально - развивающие занятия: умные обсуждалки, час философствования, умники и умницы нашей семьи и т.п.

●Книги в домашней библиотеке должны активно использоваться, а не просто занимать место на полках.

●Метод Ш. Амонашвили: советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон и т.п.

●Родители должны читать детям книги, прервать чтение лучше на интересном эпизоде.

●Тексты, предлагаемые для чтения детям, должны соответствовать не только возрастным, но и индивидуальным особенностям школьника, его интересам. Непродуманный репертуар чтения может повредить развитию интереса к чтению.

●Хорошо, если содержание книги пробуждает мысль ребенка, является спорным.

●После прочтения хорошо организовать обмен мнением, подискутировать.

●Взрослые должны уважать мнение ребенка, не навязывать свою точку зрения.

●Создание спокойной обстановки для чтения.

●Учет психологического состояния школьника перед чтением.

●Шопинг - походы в книжные магазины.

●Использование ряда интернет-проектов «Этногенез».

●Ограничивать доступ школьника к Интернет и телевидение в целях предупреждения передозировки информацией.

●Совместные походы в библиотеку. В России – 3983 детские библиотеки.

● Взрослые дарят детям книги.

●Личность учителя, любящего литературу.

В заключении, согласно исследованиям психологов, младший школьник имеет особую одаренность к эмоциональному восприятию природы, искусства, миру взрослых. Эту возрастную особенность надо учитывать, воспитывая ребенка. Известно, что нотации и прописные истины (будь добрым, честным, трудолюбивым) – неэффективны. Но в процессе работы с книгой ребенок может приобрести важные нравственные качества. Об этом ярко сказал В.Высоцкий в «Балладе о борьбе»: «Если, путь прорубая отцовским мечом,/ Ты соленые слезы на ус намотал,/ Если в жарком бою испытал что почем, –/ Значит, нужные книги ты в детстве читал!».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикеева А.С. Как стать феноменальным родителем и создать семью особого назначения?// Воспитание школьников. №1. 2012. С.53-55.

2. Давыдов Д. Книгабайт // Дошкольное образование. 2014. Сентябрь. С.6-7.

3. Зинченко В.П. психология на качелях между душой и телом //Человек. №2. М.: Наука, 2005.

4. Ильин И.А. Поющее сердце. М., 2006.

5. Капустина Е.В. Букет собранных в чтении цветов// Литература. №1, 2012. С.56-59.

6. ПервоваГ.М.Законы формирования круга детского чтения // Начальная школа. 2015. янв.№ 1. С. 17-21.

7. Тимофеева И.Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб, 2000.

Наши рекомендации