Литературный проект как средство развития ребёнка-читателя в 1-4 классах современной школы

«…я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя»

Иосиф Бродский. Нобелевская лекция

Проблема развития ребёнка-читателя в современном мире стоит особенно остро. Наиболее эффективное решение данной проблемы нам видится в организации коллективной творческой деятельности, которую мы рассматриваем в русле Педагогики общей заботы (автор Игорь Петрович Иванов) как совокупность определённых условий: отношений творческого содружества поколений, коллективной организации жизни и коллективной творческой деятельности, которая представляет собой заботу об окружающей жизни.

Создание доброжелательной атмосферы в классе, творческое взаимодействие детей и взрослых помогают выбрать деятельность, в которой проявляется забота об окружающей жизни, окружающих людях. Особую ценность представляет совместное планирование, подготовка, проведение и обсуждение общих дел, возможность каждого (и ребёнка, и взрослого) на общем сборе высказать своё мнение. Общая забота об окружающем мире способствует становлению личности детей и взрослых, развитию их активности, способности к творческому взаимодействию с людьми, воспитанию нравственных качеств – заботливости, честности, ответственности. Насыщенная творческая жизнь коллектива приводит к возникновению интересных проектов.

В коллективе «Светлячок» одним из литературных проектов стала тетрадь «Литературные путешествия светлячков».

Идея такой тетради возникла не случайно. Три года подряд родители вместе с учителем готовили детям в подарок на окончание учебного года творческую летнюю тетрадь. Тетради придумывались, исходя из интересов детей и возрастных особенностей, и содержали разнообразные задания: весёлые стихи, штриховку интересных рисунков, ребусы, кроссворды, короткие познавательные тексты на разные темы, забавные картинки, пословицы и поговорки, задания на исправление ошибок, составление слов из букв и слогов, рисование по точкам, лабиринты, загадки. В каждой летней тетради были задания, направленные на развитие самооценки и рефлексии, вопросы, направленные на осознание своих чувств и эмоций, вопросы, которые заставляют задуматься о самых главных вещах в жизни.

В четвертом классе ребята сделали свою тетрадочку – по примеру родительских – для маленьких детей, тех, кому только предстоит идти в школу.

Выполняя разнообразные интересные задания, читая умные и весёлые рассказы и стихи, будущие ученики узнавали о том, что такое школа, для чего она нужна, и какая в школе ждёт интересная жизнь.

В конце четвёртого класса, вступая в новую серьёзную жизнь, ребята получили в подарок от родителей и учителя тетрадь «Литературные путешествия светлячков». Продолжая традицию летних тетрадей, новая литературная тетрадка учитывала все личностные приобретения детей и новые жизненные задачи. Дети изменились, повзрослели, лучше узнали друг друга, многому научились. Поэтому нужна была тетрадка новая по содержанию, информации, сложности вопросов, но такая же по структуре, продолжающая идею тематических периодов, интересных, увлекательных, соответствующих возрасту заданий. Переход из четвёртого класса на следующую ступень школьной жизни требует определённой личностной готовности, личностных качеств. Для успешной дальнейшей жизни необходимо быть добрым, воспитанным, уверенным в себе, самостоятельным, активным. Надо уметь понимать и прощать других людей, не давать в обиду слабых, заботиться об окружающих. Все эти важнейшие качества человека рассматриваются и обсуждаются в тетради с помощью литературных произведений, в которых говорится о жизни, доброте, заботе, храбрости, ответственности, творчестве.

Произведения подбирали родители вместе с учителем, ориентируясь на воспоминания о своём детстве, о своих любимых книжках. Это книги Сергея Алексеева, Дональда Биссета, Кира Булычёва, Евгения Велтистова, Льва Давыдычева, Джеральда Даррелла, Виктора Драгунского, Льва Кассиля, Редьярда Киплинга, Владислава Крапивина, Сельмы Лагерлеф, Астрид Линдгрен, Николая Носова, Валентины Осеевой, Григория Остера, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Александра Сергеевича Пушкина, Джанни Родари, Ирины Токмаковой, Юрия Томина, Памелы Трэверс, Евгения Шварца, Антуана де Сент-Экзюпери, Туве Янссон и других замечательных писателей. Было разработано семнадцать тематических периодов: «Школьный», «Озорной», «Звездный», «Музыкальный», «Воспитательный», «Природный», «Космический», «Серьезный», «Русский», «Волшебный», «Иностранный, «Вкусный», «Домашний», «Храбрый», «Исторический» и «Заботливый». В каждом периоде на основе текстов подготовлены разнообразные задания: разборы слов и предложений, решения задач и примеров, ребусы, кроссворды, раскраски, лабиринты. Специально в тетради даны орфографический, толковый и фразеологический словарики, список книг - рекомендации для дальнейшего чтения, целый раздел для литературного творчества, Маленькая Домашняя Энциклопедия.

В каждом тематическом периоде перед взрослеющим человеком ставятся очень серьёзные, философские вопросы:

Почему для человека важна дружба?

О ком ты заботишься? О ком ты хочешь заботиться?

Как ты думаешь, как нужно воспитывать детей? Что ты обязательно будешь разрешать своим детям? Что ты обязательно будешь запрещать?

Как ты считаешь, ты - воспитанный человек?

Какие профессии тебе интересны? Ты знаешь, кем ты будешь? Почему? Что для этого нужно иметь?

Что ты любишь больше всего на свете?

У тебя были интересные приключения?

Почему важно знать и не нарушать обычаи разных стран?

Если бы у тебя был волшебный цветок, какие бы желания ты ему задал?

Важным моментом работы над проектом явилось общее обсуждение некоторых вопросов, поставленных в тетради.

Что такое «воспитание»?

"это учение человека добру", "когда тебя учат вести себя хорошо", "когда тобой занимаются", "забота о том, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком".

Что значит быть хорошо воспитанным?

"Уважать людей, быть опрятным".

"Соблюдать все правила этикета".

"Не грубить, не драться, не перебивать взрослых, уступать место в транспорте пенсионерам и пассажирам с детьми".

"Помогать другим, уважать мнение других, уступать младшим и старшим".

"Быть опрятным, хорошо одетым, умным".

"Очень хорошо себя вести и не грубить окружающим. И не обижаться".

"Быть воспитанным – это не так просто! Многие люди не понимают, хорошо они воспитаны или плохо. Воспитание ребенка зависит не только от родителей, но и от него самого".

"Хорошо себя вести! Не капризничать. И помогать людям в трудную минуту".

"Знать историю города, знать правила этикета, помогать маме по хозяйству, часто ходить в музей и театр, быть вежливым".

"Любить окружающих и жить доброй жизнью. У нас в классе много воспитанных людей".

Зачем быть воспитанным? Надо ли это самому человеку?

"Конечно, нужно! Ведь без воспитания человек не сможет ладить (разговаривать, понимать) с другими людьми".

"Чтоб нравиться людям".

"Быть воспитанным особенно важно человеку, иначе его никогда не будут принимать ни на одну хорошую работу".

"Чтобы не выгнали из коллектива".

"Да, нужно, чтобы все помогали друг другу".

"Чтобы на тебя никто не обижался".

"Чтобы у тебя на душе было хорошо и у других людей".

"Воспитанный человек легко вольется в коллектив. У моей мамы в лагере был мальчик, он был настолько невоспитан, что не мог ни с кем подружиться. Многим было его жалко, и одна девочка перевоспитала его в лучшую сторону. Через несколько дней у него стало очень много друзей. Сейчас он работает воспитателем. Вот как важно воспитание".

Чтобы душа человека наполнялась чем-то новым, интересным, красивым...

На презентации тетради «Литературные путешествия светлячков» в обсуждении участвовали дети, учителя и родители. Дети говорили:

- Мне очень нравится литературная тетрадь, она очень занимательная.

- Это красивая тетрадка!

- Тетрадка очень весёлая, кроссворды интересные, познавательные рассказы, очень смешные рисунки!

- Мне нравятся в тетрадке ребусы, кроссворды, раскраски и замечательные тексты.

- Я думаю, что тетрадка очень хорошая. Мне она очень нравится из-за обложки, смешных заданий, и многих-многих интересных рассказов.

- Мне очень нравится тетрадь «Литературные путешествия светлячков», там много кроссвордов и раскрасок, а ещё ребусов.

- Мне тетрадка очень нравится, потому что она помогает развиваться.

Учителя и воспитатели отмечали, что эта тетрадь развивающая, построена с учётом интересов детей и возрастных особенностей, приучает заботиться об окружающих людях, понять себя и окружающий мир.

Обсуждение тетради затронуло ряд проблем:

"Сразу заинтересовал Воспитательный период, он связан с самовоспитанием. Поставлены очень важные вопросы".

"Замечательно заканчивается тетрадь – Маленькой Домашней Энциклопедией". "Очень важны словарики, так как в современном мире падает грамотность, слабнет интерес к языку".

"Тетрадь эта сегодня так важна, она развивает тягу к литературе".

"Отдельно стоит отметить картинки – замечательный художник! Так нужно иллюстрировать книги для детей".

"Приводит в восторг количество разнообразных периодов – возможность выбора для каждого ребёнка".

"Очень точно подобраны стихи! "

"Меня привлекло сразу приложение – я удивилась справочнику о стихотворных формах. Составлено очень доходчиво и весело – юные поэты почувствуют себя как дома".

"Очень нравится задание – не просто реши пример, а реши пример и получи возможность закрасить картинку определенным цветом".

"Литературные путешествия светлячков» - очень своевременная тетрадь. Что я могу сделать для детей на основе тетрадочки? Заинтересовать литературными произведениями. Сегодня уроков внеклассного чтения нет вообще – эта тетрадочка – ориентир в мире книг".

Ценность литературного проекта отмечают родители. Они считают, что литературная тетрадь является важным средством для развития ребёнка-читателя: хорошие тексты, интересные задания и умные вопросы помогают вглядываться в окружающую жизнь, учат находить выход из трудных ситуаций, создают условия для развития доброго, справедливого и заботливого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1.Тузова В.Л. Такая чудесная школьная жизнь: Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. – СПб.: КАРО, 2007. – 560с.

2.Тузова В.Л., Николаева О.И., Сысоева Ю.С. Весёлые каникулы светлячков. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

3.Тузова В.Л., Николаева О.И. Летние праздники светлячков. – СПб.: БАЗИС, 2011. – 104с.

4.Тузова В.Л. Светлячки готовят к школе. – СПб.: КАРО, 2011. – 64с.

5.Тузова В.Л., Николаева О.И. Литературные путешествия светлячков. – СПб.: БАЗИС, КАРО, 2013. – 128с.

И.И. Тарасова (Армавир)

Наши рекомендации