Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка.

Цель: знакомство с методикой «Рисунок человека» Гудинаф-Харрис.

Оснащение:лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Описание методики:

Задание «нарисовать человека» относится к числу наиболее старых диагностических приемов. Так, еще в начале века это задание очень широко использовалось психологами и психиатрами при обследовании детей. Однако в то время при оценке рисунков каждый исследователь опирался на собственную систему признаков. Чтобы преодолеть неизбежную при таком подходе субъективность интерпретации качества детских рисунков, американская исследовательница Флоренс Гудинаф предприняла попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки качества рисунков человека. Эта шкала была направлена на оценку рисунка с точки зрения уровня интеллектуального развития ребенка. Первоначальная стандартизация этого задания была проведена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. тест «Нарисуй человека» использовался без каких-либо существенных изменений и приобрел за это время очень широкую популярность. На основе теста Ф. Гудинаф Карен Маховер разработала и опубликовала в 1948 г. проективную методику исследования личности детей и взрослых. С целью обновления устаревших норм теста ученик Ф. Гудинаф Дейл Харрис провел новую стандартизацию данного задания, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого момента тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф-Харриса.

Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновленном тесте Харриса основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность рисунка берется в качестве основного показателя уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что рисунок предмета обнаруживает те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем, как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок принимается за выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Соответственно наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение его изображений человека рассматривается как показатель развития понятийного мышления. Данная гипотеза не опирается на разработанную теорию, однако выражает эмпирически фиксируемую зависимость между характером и качеством рисунка ребенка и его общим умственным развитием.

Многочисленные исследования установили, что в дошкольном возрасте результаты теста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с арифметическими тестами, а также с некоторыми заданиями Пиаже на уровень развития операционального интеллекта.

Методика Гудинаф-Харриса традиционно широко используется в качестве составляющей комплексного психологического обследования ребенка. Тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка. В силу того, что большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста любит рисовать, этот тест может помочь установить контакт с ребенком и начать сотрудничество, необходимое для проведения более сложных диагностических методик. Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании глухих детей. Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять лишь часть такого обследования.

Порядок выполнения работы:

Ребенку предлагается «как можно лучше» нарисовать человека. Тест может проводиться как индивидуально, так и в форме группового обследования. Дошкольников и детей, обследуемых клинически, тестируют всегда индивидуально. Обследование дополняется беседой с ребенком после того, как ребенок закончит рисование. С помощью вопросов можно выяснить непонятные детали или особенности рисунка.

Рисунок выполняется простым мягким карандашом на стандартном листе белой бумаги. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагается сделать другой рисунок.

Анализ результатов

Шкала признаков для оценки рисунка в методике «Нарисуй человека» по Гудинаф-Харрису содержит 73 пункта для изображения мужчины и 71 пункт для изображения женщины. За выполнение каждого из этих признаков начисляется по 1 баллу, за несоответствие критерию - 0 баллов. Подсчитывается суммарная оценка.

Выделяется 10 категорий информативных признаков:

1) части тела, детали лица;

2) объемность изображения частей тела;

3) качество соединения частей тела;

4) соблюдение пропорций;

5) правильность и детальность изображения одежды;

6) правильность изображения фигуры в профиль;

7) качество владения карандашом: твердость и уверенность прямых линий;

8) степень произвольности владения карандашом при рисовании форм;

9) особенности техники рисования (только у старших детей), например, штриховка;

10) выразительность передачи движений фигуры.

Шкала признаков оценки рисунка

Признак Характеристика
1. Голова. Любой ясный способ изображения головы. Без очертания (контура) головы черты лица по этому пункту не засчитываются.
2. Шея. Любое ясное изображение шеи как части тела, отличной от головы и туловища. Прямое присоединение головы к туловищу не засчитывается.
3. Шея, два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертание головы, туловища или того и другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или линию туловища. Шея, изображенная в виде «столбика» между головой и туловищем, не засчитывается, если только нет явных указаний на непрерывность линии шеи и головы и туловища с помощью воротника или изогнутости линий. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
4. Глаза. Нарисован один или два глаза. Любой способ изображения при знается удовлетворительным. Засчитывается и единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.
5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.
6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен быть больше размера глаза по вертикали. Это требование должно соблюдаться в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках любая треугольная форма, приближающаяся к показанным ниже образцам, засчитывается. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.
9. Нос. Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается, даже если нарисовано два носа.
10. Нос, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двухмерным, если длина носа больше ширины его основания. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Не зачитываются: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: засчитывается любая попытка (даже самая грубая) показать нос в профиль, при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Не зачитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
11. Рот. Любое изображение
12. Губы, два измерения. Анфас: ясно изображены две губы. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль. Засчитывается: Не засчитывается Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
13. Нос и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены 10 и 12 пункты.
14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка довольно мягкая. Там, где шея переходит в лицо, важно расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы.
Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом, например, кривой линией, проходящей ниже рта или
губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту. Примечание. Не путать с пунктом 16. Чтобы получитьочко по этому пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренность» подбородка. Чаще всего этот пункт засчитывается в профилях. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка. причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок - достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценка строгая. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
17. Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы - она должна доходить до глаз или закаливаться между ними. Переносица должна быть уже основания. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.
19. Волосы II. Волосы показаны не просто «мазней» или каракулями. Одна только линия волос на черепе, без каких-либо попыток закрасить их, не засчитывается. Очко дается, если ребенок попытался хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
20. Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в шляпе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.
21. Волосы IV. Тщательное изображение волос, показано направление прядей. Пункт 21 никогда не засчитывается, если ребенок не удовлетворил требованиям пункта 20. Это - признак более высокого ранга. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
22. Уши. Любое изображение ушей.
23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены где-то в средней трети вертикального размера головы. Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторонуотоснования. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка. (Некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать уши как бы перевернутыми — расширяющимися в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.) Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальцев.
25. Показано правильное количество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по 5 пальцев. В "эскизных" рисунках более старших детей очко засчитывается, даже если нельзя четко разглядеть все 5 пальцев.
26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчетливо превышать их ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко дается также и в тех случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаках, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.
27. Противопоставление большого пальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных, или когда угол между ним и указательным пальцем не менее чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, или если точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, то вышеперечисленные условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Обязательно должны быть показаны пальцы; рука в виде «варежки» не засчитывается, если только не очевидно, что ребенок изобразил человека в зимней одежде. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
28. Кисти. Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если есть пальцы, то между основанием пальцев и краем рукава или манжеты должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы две руки, этот признак должен иметься на обеих. Пример крайнего случая, засчитываемого положительно: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
29. Нарисовано запястье или лодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55). Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
30. Руки. Любой способ изображения рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков в профиль, когда можно засчитать и одну руку.
31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывается. Оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи, которое образуется лопаткой и ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольной формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, т.к. правильно изобразить плечи в профиль труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.
32. Плечи П. Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка. Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
33. Руки сбоку или чем-то заняты. Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10°, если только руки не заняты чем- либо, например, держат что-либо. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы, на бедрах («руки в боки») или заложенными за спину. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: Очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой, или вся рука поднята.
34. Локтевой сустав. В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. Достаточно на одной руке. Изгиб и складки рукава засчитываются. Анфас. Засчитывается: Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
35. Ноги. Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. Исходите из здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, то очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не засчитывается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается положительно. Ноги могут быть присоединены к любой части фигуры.
36. Бедро I. (Промежность.) Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображена внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой рисунок по данному пункту очка не получает.) Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертание ягодицы. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
37. Бедро II. Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте. Здесь засчитываются (б) и (г) из пункта 36, но не засчитываются (а) и (в).
38. Коленный сустав. Так же, как и в локте, должен иметься резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середине ноги или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности, сужение ноги в этой точке. Брюки длиной по колено - признак недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.
39. Ступни I. Любое изображение Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
40. Ступни II. Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не «обрубленными», т.е. длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема. Длина ступни не должна превышать 1/3 общей длины всей ноги и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
41. Ступни III. Любой способ изображения пятки. На рисунках анфас признак
Пятка. засчитывается формально, когда ступня изображена так, как показано на рисунке внизу (при условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках должен быть показан подъем. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
42. Ступни IV. Попытка соблюдения ракурса по крайней мере для одной
Перспектива. ступни. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
43. Ступни V. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображенная двойной линией.
Детали.
Признак Характеристика  
44. Соединение рук и ног с туловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-либо еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.  
45. Присоединение рук и ног II. Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше площади грудной клетки (от шеи до талии). Если нет шеи, руки должны присоединяться точно к верхней части туловища. Анфас. Если присутствует признак 31. то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна находиться в точности на том месте, где должны были находиться плечи. Оценка строгая, особенно если по пункту 31 оценка ноль.  
46. Туловище. Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где нет никакого явного различия между головой и туловищем, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры. В противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем.) Ряд пуговиц, идущих вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды (если только поперечная линия не показывает границы туловища).  
47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно определима, - оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.  
48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая (см. ниже серии стандартных форм, среди которых первая фигура в два раза больше второй по площади). Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru  
49. Пропорции: голова II. Голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища. Оценка строгая. Не засчитывается, если больше 1/3 или меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища. Проективные методы как средство диагностики интеллектуального развития ребенка. - student2.ru
50. Пропорции: лицо. Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма. Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.  
51. Пропорции: руки I. Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедра, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно, если ноги необычно коротки. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.  
52. Пропорции: руки II. Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы две руки, сужения должны быть на обеих.  
53. Пропорции: ноги. Длина ног должна быть не меньше вертикального размера туловища и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.  
54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двухмерные, очко засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.  
55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущий вниз к центру туловища, или и то, и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружок в центре туловища практически всегда обозначает пупок и не засчитывается как одежда. Серия вертикальных или горизонтальных линий, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей), представляют собой самый распространенный способ изображения одежды. За него дается очко. Черточки, указывающие на карманы или манжеты, также засчитываются.  
56. Одежда 11. Наличие по крайней мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки, т.е. скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других признаков одежды (пальто, пиджак) не засчитываются.  
  Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия головного выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни или ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги - единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.
57. Одежда III. В рисунках нет прозрачных предметов одежды. И рукава, и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.
58. Одежда IV. Нарисовано по крайней мере 4 предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки. Примечание: на туфлях должны быть некоторые детали: шнурки, ремешки или подошва, изображенные двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны быть некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, и следует смотреть внимательно.
59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (костюм ковбоя, военная форма), и повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным (спортивная рубашка на мужчине, шляпа, подходящая для охотничьего снаряжения, все для фермера). Это "поощрительный", дополнительный пункт, и, следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.
60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища, или если нет других указаний, как, например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну, но не более трех следующих ошибок: 1. Прозрачность тела - контур туловища виден (показан) сквозь руку (в одном случае); 2. Ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3. Руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.
61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.
62. Анфас. Включает частичный профиль, когда ребенок пытается показать фигуру в перспективе. Все основные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не «вывернуты» в разные стороны. Части должны быть показаны двухмерными.  
63. Двигательная координация в рисовании линий1. Посмотрите на длинные линии рук, ног, туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными, без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движение карандаша, то очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, но все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Изучите внимательно основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизным, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.  
64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). «Эскизный», отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, т.к. эта особенность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.  
65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.  
66. Направление линии и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм)2. Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простои овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.  
67, Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и впредыдущем пункте, но для туловища. Обратите внимание, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцеобразной формы.  
68. Качество линий в рисовании форм: руки и нога. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушений формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки, и нош должны быть изображены двухмерными.  
69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричны. Глаза, нос и рот должны быть показаны двухмерными. Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица. Профиль: контур глаза должен быть правильным. Глаз должен быть расположен в передней трети головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.  
70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми короткими штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти никогда не встречается у детей моложе 11-12 лет.  
71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то из следующего перечня (одно или более): складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.  
72. Движение рук. Фигура должна выражать свободу движений в плечах и локтях. (Достаточно, если это показано при изображении одной руки.) «Руки в боки» или руки в карманах засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.  
73. Движение ног. Свобода движений и в коленях, и в бедрах фигуры.  
                   

1 пункты 63, 64, 65 отражают качество владения карандашом. Эти пункты оценивают твердость и уверенность линий, качество соединения линий, «углы» и т.п.

2 пункты 66 — 69 отражают степень произвольного владения карандашом в рисовании формы. Работа ребенка должна показывать, что он четко и уверенно рейдирует свои движения карандашом.

Интерпретация данных

Итоговый бал с помощью таблиц переводится в стандартный балл.

Таблица перевода сырых баллов в стандартные (рисунки мальчиков)

Сырые баллы Хронологический возраст в годах  
 
             
             
         
         
       
       
       
     
     
     
 
 
 
 
 
 

Наши рекомендации