Памятка для написания сочинения

Жанры школьных сочинений

1. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

2. РЕЦЕНЗИЯ

3. ЭССЕ

4. ОЧЕРК

5. ДНЕВНИК

6. ПУТЕШЕСТВИЕ

7. ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ (ЗАЧИН)

1. Историческое (краткая характеристика эпохи)

2. Аналитическое (анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы)

3. Биографическое

4. Лирическое (высказывание субъективного мнения о предмете сочинения)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).   Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

1. Осмысление выбранной темы.

2. Отбор произведений, эпизодов.

3. Анализ отобранных фактов с точки зрения полноты раскрытия темы.

4. Выбор модели сочинения.

5. Выбор вступления.

6. Выбор заключения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № 1

  Тематическое направление Комментарий
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

памятка для написания сочинения - student2.ru

М.А. Кузмин

Лермонтову (1916)

С одной мечтой в упрямом взоре,

На Божьем свете не жилец,

Ты сам – и Демон, и Печорин,

И беглый, горестный чернец.

Ты с малых лет стоял у двери,

Твердя: «Нет, нет, я ухожу»,

Стремясь и к первобытной вере,

И романтичному ножу.

К земле и людям равнодушен,

Привязан к выбранной судьбе,

Одной тоске своей послушен,

Ты миру чужд, и мир – тебе.

Ты страсть мечтал необычайной,

Но ах, как прост о ней рассказ!

Пленился ты Кавказа тайной, −

Могилой стал тебе Кавказ.

И Божьи радости мелькнули,

Как сон, как снежная метель…

Ты выбираешь – что? Две пули

Да пошловатую дуэль.

Поклонник демонского жара,

Ты детский вызов слал

Творцу Россия, милая Тамара,

Не верь печальному певцу.

В лазури бледной он узнает,

Что был лишь начат долгий путь.

Ведь часто и дитя кусает

Кормящую его же грудь.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

1832

А.С. Пушкин Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» М.Ю. Лермонтов Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем, Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.


Пророк   Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».   А.С. Пушкин 1826 Пророк С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я. Страницы злобы и порока.   Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.   Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;   Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.   Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:   «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» М.Ю. Лермонтов 1841
    М.Ю. Лермонтов   На севере диком стоит одиноко ‎На голой вершине сосна, И дремлет качаясь, и снегом сыпучим ‎Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой — ‎В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем ‎Прекрасная пальма растёт.     Федор Тютчев «С чужой стороны» (из Гейне)
На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все снится ему, Что в дальных пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет, одинока...

памятка для написания сочинения - student2.ru

памятка для написания сочинения - student2.ru

Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н.Н. Дубовского. Уголь. 1890г.

Навстречу Печорина вышел его лакей и доложил, что сейчас станут закладывать, подал ему ящик с сигарами и, получив несколько приказаний, отправился хлопотать. Его господин, закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот. Теперь я должен нарисовать его портрет.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим Максимыч еще не являлся. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе не торопился в дорогу. Я подошел к нему.

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ?

варианты вступления историческое биографическое лирическое
основная часть (выбор текстов)   «Странная любовь» к Родине Любовь к великому прошлому страны, народу, природе. «Родина» Это стихотворение – монолог, раздумье, признание в своих сокровенных мыслях, чувствах в самом значительном чувстве – отношении к Родине. Почему лирический герой называет свою любовь «странной»? Его любовь не имеет ничего общего с великодержавным патриотизмом, с «заветными преданьями» «тёмной старины», со славой империи, купленной кровью «усмирённых». Разумом герой понимает значимость и военной славы России, и её исторического прошлого, но не это будит в душе «отрадные мечтанья». Что же так восхищает его? «Холодной молчанье» степей, «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек её, подобные морям», простой и надёжный лад деревенской мирной жизни. В стихотворении рассказано о могучей и скромной красоте русской природы, воссозданы характерные штрихи крестьянского быта. Лирический герой видит краски, слышит звуки, ощущает запахи родной земли. Природа одухотворена и в чём-то созвучна мятежной душе поэта своей бескрайней ширью, мощью и какой-то грустью. Презрение и ненависть к людям, равнодушным к судьбе Родины, к её угнетателям. «Прощай, немытая Россия…» Любовь к Родине – единственная отрада, способная смирить тревогу души. «Тучи»
заключение заключение-оценка обобщение

Эпизод № 1

«Как только князь Андрей узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Он соображал уже, как… на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.

Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет…Князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.

Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то со знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет предо мной».

Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему все думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется идти впереди войск».

Вопросы:

  • Какие чувства испытывает князь Андрей накануне военных действий? Назовите слова, указывающие на эти чувства.
  • О чем мечтает Болконский перед сражением?

Эпизод № 2

«Как ни тесна и никому не нужна и не тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.

Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мыслине оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении.

Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России.

Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было... чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров — все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине».

Вопросы:

  1. Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения?
  2. О чем думает князь Андрей?
  3. Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?

Комментарий: накануне Аустерлицкого и Бородинского сражений князь Андрей размышляет о смысле жизни. Но если в первом случае герой мечтает о моменте, когда сможет проявить себя и обрести славу, готов пожертвовать счастьем и жизнью самых близких людей, перед Бородинским сражением его размышления более трагичны. Князь Андрей не мечтает о славе, он боится смерти, но понимает, что смерть за Отечество – святое дело.

памятка для написания сочинения - student2.ru

Текстовой блок № 1

памятка для написания сочинения - student2.ru

А.С. Пушкин Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с милою любви моей мечтой
Последнее исчезло сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень,
Взошла заря, сияет бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье...
Уж нет ее... я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный.
Уже нигде не встретил я прекрасной,
Я не нашел нигде ее следов.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя незабвенной;
Я звал ее — лишь глас уединенный
Пустых долин откликнулся вдали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный,
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ несравненной.
Уж нет ее... до сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.

Методический комментарий Основной жанр – элегия. А.С. Пушкин, развивая традиции сентиментализма, стремится обновить его. Пейзаж в этом произведении, с одной стороны, создаёт картину осенней природы; с другой, усиливает чувства лирического героя.

Текстовой блок № 2

«Нет безобразья в природе!»

Обратите внимание на социальный аспект изображения природы в произведениях А.Пушкина, Н. Некрасова, И. Тургенева.

А.С. Пушкин. Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в Истинне блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой Мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь Барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Прочитайте элегию «Деревня» А.С. Пушкина и ответьте на следующие вопросы:

1. На сколько частей и почему можно разделить это стихотворение?

2. Каким вам видится пейзаж первой части стихотворения?

3. Найдите художественно-изобразительные средства? Какова их роль?

4. Каково отношение лирического героя к картинам природы?

5. Как и в чём он противопоставлен другим частям стихотворения?

6. В какой части стихотворения и почему интонация неожиданно меняется?

7. Каковы риторические приёмы этой части?

8. Каким вы видите лирического героя в начале и в конце стихотворения?

Текстовой блок № 3

«Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!»

памятка для написания сочинения - student2.ru

Обратите внимание на психологический аспект изображения природы. Каковы приёмы изображения природы? Каким образом пейзаж помогает понять психологическое состояние героев?

памятка для написания сочинения - student2.ru

Текстовой блок № 4

Прочитайте следующие произведения и обратите внимание на философский аспектизображения природы. А.С. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» «Вновь я посетил…» М.Ю. Лермонтов «На севере диком…» «Ветка Палестины» «Выхожу один я на дорогу…» «Парус» Ф.И. Тютчев «Не то, что мните, природа…» «День и ночь» «О чём ты воешь, ветр ночной…» С.А. Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Отговорила роща золотая…» «Я последний поэт деревни» Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке» «Одинокий дуб» В.В. Набоков «Озеро, облако, башня» А.Т. Твардовский «Июль – макушка лета» «Спасибо за утро такое» «Берёза» Б.Л. Пастернак «Как бронзовой золой жаровень…» «После грозы» Н. Рубцов «Звезда полей» К. Скворцов «Вышел на берег я…»

Текстовой блок № 5

Экологический аспектизображения природы.

памятка для написания сочинения - student2.ru Своё видение проблемы «Человек и природа» представил Б. Васильевв романе «Не стреляйте в белых лебедей».

Отрывок 1.

Прошлым летом речку под поселком запрудили. Разлилась, ложки затопила, углом к лесу подобралась: к тому, последнему, что вокруг Черного озера еще сохранился. Ожили старые вырубки, березняком закудрявились, ельником да сосенником защетинились. И уж не только свои, поселковые, — из центра туристы наезжать стали. Из самой даже вроде бы Москвы.

Вот тогда-то и сообразило местное начальство свою выгоду. Туристу, а особо столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонный с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень, он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как неспособен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево — теплое да многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает беззащитное человеческое сердце. И уже нет этому сердцу покоя ни днем, ни ночью, и только во сне видит он росные зори и прозрачные закаты. И мечтает душа человеческая о покое, как шахтер после смены о тарелке щей да куске черного хлебушка.

Но чистой природой горожанина тоже не ухватишь. Во-первых, мало ее, чистой, осталось, а во-вторых, балованный он, турист-то. Он суетиться привык, поспешать куда-то, и просто так над речушкой какой от силы два часа высидит, а потом либо транзистор запустит на всю катушку, либо, не дай бог, за пол-литрой потянется. А где пол-литра, там и вторая, а где вторая, там и безобразия. И чтобы ничего этого не наблюдалось, надо туриста отвлечь. Надо лодку ему подсунуть, рыбалку организовать, грибы-ягоды, удобства какие нито. И две выгоды: безобразий поменьше да деньга из туристского кармана в местный бюджет все же просочится, потому что за удовольствия да за удобства всякий свою копеечку выложит. Это уж не извольте сомневаться.

Все эти разъяснения Егор получил от заведующего лодочной станцией Якова Прокопыча Сазанова. Мужик был пожилой, сильно от жизни уставший: и говорил тихо и глядел просто. Был он в прошлом бригадиром на лесоповале, да как-то оплошал: под матерую сосну угодил в полной натуре. Полгода потом по больницам валялся, пока все в нем на прежние места не вернулось. А как оклемался маленько, так и определили его сюда, на лодочную станцию.

— Какая твоя, Полушкин, будет забота? Твоя забота — это перво-наперво ремонт. Чтоб был порядок: банки на месте, стлани годные, весла в порядке и воды чтоб в лодках не боле кружки.

— Сухо будет, — заверил Егор. — Ясно-понятно нам.

— Какая твоя вторая забота? Твоя вторая забота — пристань. Чтоб чисто было, как в избе у совестливой хозяйки.

— Это мы понимаем. Хоть ешьте с нее, с пристани-то, так сделаем.

— Есть с пристани запрещаю, — устало сказал Яков Прокопыч. — Под навесом столики сообразим и ларек без напитков. Ну, может, чай. А то потопнет кто — затаскают.

— А если свое привезут?

— Свое нас не касается: они люди вольные. Однако если два своих-то, придется отказать.

— Ага!

— Но — обходительно. — Яков Прокопыч важно поднял палец: — Обходительность — вот третья твоя забота. Турист — народ нервный, больной, можно сказать, народ. И с ним надо обходительно.

— Это уж непременно, Яков Прокопыч. Этот уж будет в точности.

1. Как описывает природу автор? 2. Каково отношение к природе Сазанова? 3. Чем он руководствуется в своём решении? 4. Какова реакция Егора ?

памятка для написания сочинения - student2.ru

Жанры школьных сочинений

1. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

2. РЕЦЕНЗИЯ

3. ЭССЕ

4. ОЧЕРК

5. ДНЕВНИК

6. ПУТЕШЕСТВИЕ

7. ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ (ЗАЧИН)

1. Историческое (краткая характеристика эпохи)

2. Аналитическое (анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы)

3. Биографическое

4. Лирическое (высказывание субъективного мнения о предмете сочинения)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).   Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

1. Осмысление выбранной темы.

2. Отбор произведений, эпизодов.

3. Анализ отобранных фактов с точки зрения полноты раскрытия темы.

4. Выбор модели сочинения.

5. Выбор вступления.

6. Выбор заключения.

Наши рекомендации