Гражданская лирика К. Ф. Рылеева 1820 – 1824 гг.

Кондратий Федорович Рылеев родился 18(29) сентября 1795 г. После окончания кадетского корпуса участвовал в 1814 и 1815 гг. в заграничных походах русской армии. Именно в ту пору он, по собственному позднейшему признанию, первоначально "заразился свободомыслием". Русская действительность укрепила революционные убеждения будущего декабриста. В октябре 1823 г. Рылеев стал членом Северного тайного общества, где возглавил левое крыло. Он был одним из организаторов, вдохновителей и руководителей восстания на Сенатской площади.

Осенью 1820 г. появляется знаменитая сатира "К временщику". Она привлекла к себе огромное внимание современников и снискала ее автору популярность в передовых кругах русского общества. Поразившие всех как выдающееся проявление гражданского мужества, стихи эти в литературном отношении были достаточно традиционны, других подобных сатир Рылеев не писал.

Первое произведение Рылеева, появившееся в печати, — сатира «К временщику». Написанная по сюжетной канве сатиры обличительного поэта М. В. Милонова, она намного превзошла ее идейно и эстетически. Вынося деспотическому фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный». Рылеев противопоставляет его нравственной низости душевное благородство.

Создавая послание «К временщику», Рылеев продолжал обличительно-сатирические традиции классицистского направления, обращаясь к высокой лексике. Ораторскому пафосу монолога, произносимого народным трибуном, способствует и торжественный шестистопный ямб, возвышенная лексика. Энергичность монолога усиливается смежными мужскими рифмами, чередующимися с женскими.

Сатира «К временщику» предельно ясная по теме и идее, блистательная по их художественному выражению. Сатира «К временщику» имела всем попятный прицел — всесильного фаворита Александра I, «чудовище, перед которым трепетала вся страна» (. Беззаветная отвага Рылеева вызвала сенсацию среди его друзей и врагов. Сторонники Рылеева опасались за его свободу и жизнь и ждали немедленной и страшной кары. Но сатира была настолько верной, правдивой, что вельможа постыдился признать в ней себя, и «туча пронеслась мимо».

Дерзостный вызов деспотизму, смелое отстаивание человеческих прав, бескомпромиссная защита свободы, ревность к отечеству, так громко прозвучавшие в сатире «К временщику», стали идейно-тематической основой всех последующих социально-политических стихотворений Рылеева. В оде «Видение», посвященной именинам наследника престола великого князя Александра Николаевича, явно сказались либеральные иллюзии поэта о «просвещенном монархе. В свете этих иллюзий поэт, исторический оптимист, наметил для наследника широкую программу действий. Он желал будущему императору великих деяний на поприще мира. Поэт бесстрашно указывает будущему царю на возросшую силу общественного мнения.

1795-1826 «Гражданин» (Я ль буду в роковое время…). Непрестанно растущий накал социально-политических страстей, захвативших и вдохновлявших Рылеева в последние годы его жизни, с исключительной силой отразился в стихотворении «Гражданин» (1824-1825, 1856). Безраздельно отдаваясь бурям революционной борьбы, лирический герой Рылеева отказывается от любовных наслаждений в «роковое время» «борьбы за угнетенную свободу человека». Эта мысль еще более решительно звучит в стихотворении «Гражданин». Эта социально-политическая речь общественного трибуна построена на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени «с хладною душой» гражданину «с кипящею душой». Ее лирический герой, укоряя тех, кто «в постыдной праздности» влачит свой век, уверяет, что юноши, не желающие постигнуть «предназначенье века.

Стихотворение «Гражданин» — вершинное произведение декабристской лирики.

Стихи Рылеева, объединенные пафосом патриотизма, свободы, вражды к деспотизму, как правило, используют художественные приемы «гражданского» классицизма, сочетающиеся с глубоким лиризмом побеждающего в поэзии Рылеева гражданско-героического романтизма. Рылеев противопоставляет социально-политическую поэзию интимной. Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность».

Возвышенному пафосу стихов, произносящихся как бы с всенародной трибуны, сообщая им торжественность, служит и церковнославянская лексика: «узрев», «вотще». Усиливая социальные ассоциации, поэт вводит в стихи имена политических деятелей прошлого и современности. Негодующие осуждения, ликующие восхваления и воодушевляющие призывы воплощаются здесь в напряженной синтаксической структуре восклицаний, вопросов. В лучших образцах социально-политической лирики, какими являются стихотворения «Ты посетить, мой друг, желала», «А.А. Бестужеву» и «Гражданин», Рылеев добился истинной художественности. Но заимствованные им классицистские средства высокого слога не всегда- оказываются для него органичными и последовательно подчиненными свойственному ему стилю: они начинают разноголосить с его пламенной эмоциональностью, внося в нее элементы резонерства и риторики.



Наши рекомендации