Раздел ii. равнодушие и отзывчивость
РАЗДЕЛ I. ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА
«Всего превыше: верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, Последует за этим верность всем»
(В. Шекспир)
«Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то,что на самом деле не нужно, и уметь хранить то.
что действительно ценно» (О. Рой)
«Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь...»(Мария фон Эбнер-Эшенбах)
«Верная любовь помогает переносить все тяготы...»(Ф. Шиллер)
«Измена зарождается в сердце прежде, чемпроявляет себя в действии» (Д. Свифт)
«Верность друга нужна и в счастье, в беде жеона совершенно необходима...» (Сенека)
«Есть преступление, которое не искупается, —это измена Родине» (П. Буаст)
РАЗДЕЛ II. РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ
«В чем добродетель? В сострадании к живому...» (Хитопадеша)
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»(А. Шопенгауэр)
«Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...» (Б. Мандевиль)
«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие: вот истинно вершина бесчеловечности» (Б. Шоу)
Чем опасно равнодушие?
«Разве милосердие не должно проявлятьсяс особенной силой именно там, где особенноглубоко падение?» (В. Гюго)
«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»(М. Горький)
«Не столько ум.сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным»(Ж. Лабрюйер)
«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)
РАЗДЕЛ III. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем»
(О. Уайльд)
«У кого нет цели, тот не находит радости нив каком занятии» (Д. Леопарди)
«Бесчестные средства, с помощью которых многие...возвышаются, ясно говорят, что и цели также
не стоят доброго слова» (М. Монтень)
«Когда человек не знает, к какой пристанион держит путь, для него ни один ветер не будетпопутным» (Сенека)
«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для еедостижения» (А. Эйнштейн)
«Есть люди, которые живут без всякой цели,проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут.
их несет» (Сенека)
РАЗДЕЛ IV СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ
«Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет»(Аристотель)
«Страх возникает вследствие бессилия духа» (Спиноза)
«Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить» (Г. Ван Дайк)
«Трусость — самый страшный порок» (М. Булгаков)
«Героизм зачастую заключается в том, чтобы,не теряя головы, выполнить свое дело, вместо того
чтобы бежать и получить пулю в спину» (Р. Хайнлайн)
«Истинное мужество немногоречиво: ему так малостоит показать себя, что самое геройство оно
считает за долг, не за подвиг» (А. Бестужев)
«Безумство храбрых — вот мудрость жизни!..Безумству храбрых поем мы песню!» (М. Горький)
«Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»(М. Ломоносов)
РАЗДЕЛ V ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»?
«Горе тому обществу, где порок не ищет темныхуглов, но горделиво разгуливает при дневномсвете по улицам ипоплощадям» (С. Соловьев)
«Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой...»(А.С. Пушкин)
«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»(Б. Андреев)
«Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам...» (А.С. Пушкин)
«Не стоит село без праведника» (А. Солженицын)
«Как в человеке, так и в государстве, опаснее всего болезнь, начинающаяся с головы»(Плиний младший)
«Нам не дано предугадать, Как слово нашеотзовется...» (Ф.И. Тютчев)
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие ребята!
Вам предстоит трудное испытание — написать итоговое выпускное сочинение. На основе результатов этого сочинения будет осуществляться допуск к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Поэтому ваша задача сейчас — как можно лучше и тщательнее подготовиться к выполнению этого задания.
В этой работе вы должны умело использовать литературные аргументы, произвести анализ произведений русской и мировой классики. Причем вы можете обращаться не только к прозаическим жанрам, но и к лирическим, драматическим, публицистическим — если того требует раскрытие выбранной вами темы.
Помните, что самое главное в написании итогового выпускного сочинения — это раскрытие темы. В первой части вы даете вступление, которое может быть более или менее абстрактным. Вы можете дать определение основного понятия, раскрыть свой взгляд на проблему, порассуждать о том, каким должно быть достойное, идеальное разрешение ее, привести какие-то факты из русской культуры, истории, прошлого России (если это возможно в рамках выбранной вами темы), философии, социологии.
Затем вы обращаетесь к аргументам из художественной литературы. В качестве первого примера можно привести прозаическое произведение и дать его глубокий, развернутый анализ. В качестве второго примера можно привести лирическое произведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и процитировав несколько строк. Второй вариант — вы даете глубокий, полноценный анализ одного художественного произведения (выдержав необходимый объем).
Обращаясь к литературным произведениям, вам необходимо не просто пересказать сюжеты, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание книги, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, привести примеры поступков героев, подтверждающие те или иные их личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию. Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, использованные автором в данном произведении, в обрисовке образа, — потрет героя (его характерные особенности), пейзажи ит.д.
Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что... Затем делаете вывод.
Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов (включая предлоги, союзы и частицы). Это составляет примерно 5 листов рукописного текста (школьной тетради). При этом вам нужно постараться избежать орфографических и пунктуационных ошибок, а также ошибок по культуре речи. Поэтому лучше не строить больших, сложных предложений, тем более предложений-периодов. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои сложные предложения на простые. При этом помните о правильном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).
Данная книга должна помочь вам в написании итогового сочинения. Она включает разработку всех тематических направлений 2017—2018 гг.: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В каждом направлении представлены определенные темы, оформленные в виде цитат и афоризмов.
В сочинениях дан анализ художественных произведений, привлечены критические материалы. Данный сборник поможет вам подготовиться и к сочинению-эссе, которое вы будете писать уже непосредственно на ЕГЭ по русскому языку.
Книга адресована школьникам старших классов, абитуриентам, преподавателям.
РАЗДЕЛI
Верность и измена
«Всего превыше: верен будь себе.
Раздел II.
Равнодушие и отзывчивость
«В чем добродетель?В сострадании к живому...»(Хитопадеша)
Добродетель — это важнейшая нравственная категория, делание добра. Это совокупность моральных качеств личности, в основе которых — любовь, терпимость, сострадание ко всем живому, к людям, природе, животным.
Отношение людей к «братьям нашим меньшим» всегда занимало писателей, поэтов, привлекавших внимание общества к жестокому обращению с животными, с горечью отмечавших дефицит доброты и сострадания в человеческих сердцах.
Одно из таких произведений — рассказ Л. Андреева «Кусака». В основе сюжета — история бродячей собаки. Жизнь научила ее защищаться, не доверять людям. Но вот весной появились дачники, обогрели, приласкали, накормили собаку, и сердце ее оттаяло. Кусака (такое прозвище ей дали) искреннепривязалась к ним. А с наступлением осени дачники уехали в город, бросив несчастную собаку на произвол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей...
Мир людей и мир животных противопоставлены в рассказе А. Куприна «Изумруд». Изумруд — это скаковая лошадь, жеребец, выигравший скачки. Однако люди начинают оспаривать его первенство, утверждая, что лошадь «поддельная», «фальшивый рысак», требуют назад поставленные деньги. В финале Изумруд погибает (ему подсыпают отравленный овес). «Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомек ему, разгоряченному блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомек и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, «когда все... спали», не осознанное жертвой, отторгает убийцу, «большеголового, заспанного человека с маленькими черными глазками и тоненькими черными усами на жирном лице», от рода человеческого, так безнадежно уступающего животным в порядочности»[28].
Этой же теме посвятил рассказ «О чем плачут лошади» и Ф. Абрамов. Сюжет рассказа несложен:пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему такую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботились о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и попросили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленичные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души...». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фронтах всех войн лошади воевали. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется с первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зачастую забывает о них, почти все животные сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказеосуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям.
Таким образом, именно общение с природой формирует нравственность. Человек должен быть добр, милосерден по отношению к природе и животным. И тогда окружающий мир распахнется ему навстречу и заиграет удивительными, яркими красками.
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»(А. Шопенгауэр)
Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты являются необходимой составляющей человеческой личности, помогают человеку в критической ситуации.
Примеров тому немало в художественной литературе. Тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших тем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.
Вот вторая встреча героев. Бунтовщики берут Белогорскую крепость и уже должны, повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Петру Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в доброте и человечности. И это почувствовал самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Богвидеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском понимании человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.
То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов). Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям; заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.
Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.
Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.
Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку вжизни. Как заметил А. Шопенгауэр, сострадание — «это единственный закон бытия всего человечества».
«Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...»(Б. Мандевиль)
Милосердие — это готовность помочь кому-то, чувство сострадания, терпимости. Это заботливое, доброжелательное, любовное отношение к окружающим людям: Тема милосердия всегда развивалась в произведениях русских и советских писателей. Одно из таких произведений — роман М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
Это одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель разворачивает перед нами удивительную, драматическую историю Нины Нечаевой. На ее долю выпали жестокие испытания, за годы войны она изменилась, повзрослела, многое поняла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на последних сроках беременности, она попадает в самую гущу событий. В Ташкенте она не находит родственников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути множество различных людей — и хороших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося собирает немудрящее приданое для ее ребенка, мно
годетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.
Чужой для героини становится лишь семья ее мужа. Оказавшись в Саратове, городе своего детства, Нина пытается найти помощь и поддержку в доме своего свекра. Однако она оказывается там лишней, под любым предлогом родственники хотят избавиться от нее. Жизнь в этом доме становится для нее невыносимой. Каждый день она ходит в поисках нового жилья. И наконец обретает дом у посторонней женщины — Евгении Ивановны. Она приютила Нину с крошечным сыном, дала ей кров, любовь и поддержку, спасла от болезни и голодной смерти. Она стала для нее родным человеком. И отчаявшаяся героиня поняла, что в людях по-прежнему жива доброта, любовь к ближнему. Еще Нина поняла, что не имеет права погибнуть, обязана выжить ради своего ребенка. И она начинает бороться за жизнь: оставшись в одиночестве, добывает дрова, для того чтобы протопить дом; добивается устройства ребенка в больницу, чтобы он не погиб от голода.
Образ главной героини близок автору и читателям. Эта маленькая женщина похожа на Мадонну с цветком. Эту картину Нина когда-то видела в Ленинграде, в доме же Евгении Ивановны висит ее старая репродукция. Только у героини Глушко иная судьба — она Мадонна с пайковым хлебом. Нина в романе совершила настоящий подвиг — она спасла
своего сына, сумела сохранить в себе доброту, человечность, душевную щедрость.
Таким образом, история жизни этой героини — история любви и милосердия. Чувство любви и сострадания — это основа жизни.
«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечноети»(Б. Шоу)
Равнодушие — это безразличие к окружающим людям, миру, природе, животным. Это безучастное состояние человека, отсутствие интереса к жизни, отсутствие чувства сострадания, любви. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», — сказал Саади. К этой теме часто обращались и русские писатели, например В. Астафьев в рассказе «Людочка».
В этом рассказе автор представляет нам трагическую историю деревенской девушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»
И далее он разворачивает перед читателем эту простую историю о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяющейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, замкнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает впоселок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерскую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.
Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы видим запустение, разорение, издевательство человека над природой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда — грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сломанные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побеждает!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так писатель, используя прием контраста, говорит об огромной дистанции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке — всюду разруха, пьянство, нищета, нравственная деградация общества. С большой иронией, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозунгами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описывает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-зверино- му», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».
Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек,способный на любую подлость и гнусность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отношение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях — едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою острую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут сильные и глубокие чувства.
После всего произошедшего Людочка испытывает глубокое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал — никому до меня нет дела!» — думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горькое восклицание автора словно продолжает мысли его героини: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, отчим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остаетсяпо-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ограбленные, царапанью, резаные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобождение и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство», равнодушие окружающих погубило невинную душу.
А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя,'корень этбго зла — в разрыве связей народа со своей историей, в гибели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов. Именно о таких людях писал Д. Андреев: «...эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землей и не вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриального пейзажа до частушек и пошлой олеографии, эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с самими собой. Они как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия — смертельна скучна, искусство и литература доступны лишьв самых сниженных проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную усмешку невежд, и только наука вызывает в них чувство инстинктивного уважения, как нечто бесспорно высшее, чем они. Их отдых — карты, водка, домино, спорт, примитивный флирт да кинематограф. И пусть не лгут, что я клевещу на этих людей: им слишком долго кадили фимиам, их растлевали потоками демагогической лести и лжи; приходит время, когда перед ними поставят собственные, ничем не разукрашенные портреты»[29].
Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, озабоченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все моральные устои, все то, чем испокон веков был жив русский человек.
Таким образом, равнодушие людей может привести к трагедии, разрушить человеческую жизнь, это «истинно вершина бесчеловечности».
Чем опасно равнодушие?
Равнодушие губит, ожесточает сердца, делает людей инертными, безразличными к окружающему миру, людям, природе. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — сказал Юлиус Фучик. К этой теме часто обращались русские писатели, например Ф.М. Достоевский в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке».
В этом рассказе Достоевский передает печальную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голодный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рождественских елках. Здесь Достоевский использует принцип антитезы. Праздничная рождественская елка, ее веселые огоньки, веселящиеся, беспечные люди — все это противопоставлено одинокому, забытому всеми ребенку. В душе этого мальчика живет страх, тоска, он испытывает чувство голода, дрожит на морозе. Однако окружающим нет дела до несчастного ребенка. Рождество должно нести людям радость, единение. Однако герою Достоевского этот праздник приносит гибель. Ребенок замерзает в одной из подворотен. И далее сюжет развивается в фантастическом плане: мальчик попадает на елку к Христу. И только здесь он оказывается в атмосферелюбви, участия, тепла, обретает дом, где его любят. Таким образом, в финале рассказа происходит чудо, которого нет в жизни.
Авторская позиция отчетливо выражена в этом рассказе. «Если в мире нет любви и сострадания, то неизбежно страдают дети», — говорит Достоевский. Детские слезы воспринимаются читателем как результат неправедной, греховной жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет нам приподняться над обыденностью, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.
Равнодушие к окружающим, близким людям, семье лежит в основе эгоизма. Именно эта мысль звучит в повести А. Алексина «Безумная Евдокия». В этой повести писатель создает образ немолодой учительницы — Евдокии Савельевны. Окружающие зачастую считают ее смешной, нелепой. Родители одной ученицы, талантливой, неординарной девочки, прозвали ее «безумной Евдокией», считая, что она критически настроена по отношению к их дочери. Однако финал этого произведения грустен — талантливая художница Оля оказывается эгоисткой, которой недостает душевной чуткости, внимательности к окружающим и, прежде всего, к самым близким людям — родителям. Уйдя в поход вместе со своим классом, она внезапно исчезает, чтобы первой пройти по маршруту Мити Калягина, героя, доставившего своему дяде-доктору лекарства и медицинские инструменты в годы Великой Отечественной войны. Олю начинаютискать, об исчезновении девочки сообщают ее родителям; И мама Оли, женщина с больным сердцем, не выдерживает: она сходит с ума. Девочка же, упоенная своим успехом, вскоре появляется дома и радостно сообщает о том, что она первой прошла по маршруту Мити Калягина и получила приз. Евдокия Савельевна с горечью говорит о недостатке человечности в душе этой девочки, ее равнодушии к окружающим, желании любой ценой быть первой. Она убеждена, что самое главное — не развить в детях талант, а воспитать в них доброту и чуткость. И «безумная Евдокия» оказывается права — ее правоту доказывает сама жизнь.
Таким образом, равнодушие способно разрушить человеческую жизнь, загубить семью, любовь.
«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго)
Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружающим, любовь к людям. Высшая форма этого качества — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, вражды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в повести «Матерь человеческая».
В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспоминает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе...». Тогда же, в перерывемежду боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году Спустя много лет он решил написать повесть об этой женщине. Так появилась «Матерь человеческая».
«Матерь человеческая» — это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, страданиях. Одновременно это произведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви, милосердии.
Героиня повести Мария — женщина непростой, драматической судьбы. В гражданскую войну белогвардейцы расстреляли ее отца-коммуниста. Когда девочке было шестнадцать лет, умерла мать. Потом Мария вышла замуж, у нее родился сын Вася. С приходом фашистов жизнь героини рухнула: на ее глазах повесили мужа и десятилетнего ребенка, сожгли хутор, жителей стали отправлять в Германию. Марии чудом удалось спастись, спрятавшись в кукурузном поле. Она осталась одна на «чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...». Убитая горем, Мария хочет умереть. Но она ждет ребенка, она «не одна... в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная, слабая жизнь...» Здесь словно происходит разговор разума и сердца героини: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!..» Здесь мы слышим и голос автора, он сливается с голосом неродившегося ребенка. И Мария остается в этом мире, ставшем для нее страшным, —среди трупов, пустоты, каркающих воронов. Она идет на кладбище, чтобы навестить своих близких, поделиться с ними своим несчастьем. Мария хочет посоветоваться с матерью, поговорить с дедом Корнеем. И это посещение кладбища дает ей новые силы.
Очень важным эпизодом становится в повести встреча героини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого беззащитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий юноша увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не случайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби — символ святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.
Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эвакуированы из ленинградского детского дома. С появлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много работать, как-то устроиться для того, чтобы спасти детей, помочь им выжить. Настоящим счастьемстановится для нее рождение собственного ребенка.
Трогателен и символичен финальный эпизод noLвести: командир кавалерийского полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке». Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, любви, милосердии, вере в людей.
Таким образом, справедливы слова В. Гюго: «...милосердие... должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение».
«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»(М. Горький)
Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохновение, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на самопожертвование. Эту мысль развивает А.М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль».
В этом произведении А.М. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.
Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.
Ларра — это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глазаего были холодны и горды, как у даря птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страшную муку обречен: «...он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... И нет ему места среди людей...». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал искать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему... Вот как был поражен человек за гордость!».
Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный индивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, — такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялюбие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в любви к людям, в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.
Таким героем у писателя является Данко, человек, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозные вспышки молний. И когда люди упали духом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. О<