Глава II. Иван Алексеевич Бунин.
Содержание.
Введение
Глава I. Русская литература рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте эпохи.
Глава II. Иван Алексеевич Бунин. (1870 – 1953гг.)
Глава III. Александр Иванович Куприн. (1870 – 1938гг.)
Глава IV. Литература русского зарубежья.
ГлаваV. Русская поэзия «серебряного века».
Глава VI. Максим Горький. (Алексей Максимович Пешков). (1868 – 1936гг.)
Глава VII. Александр Александрович Блок. (1880 – 1921гг.)
Глава VIII. Владимир Владимирович Маяковский. (1893 – 1930гг.)
Глава IХ. Сергей Александрович Есенин. (1895 – 1925гг.)
Глава X. Михаил Афанасьевич Булгаков. (1891 – 1940 гг.)
Глава XI. Михаил Александрович Шолохов. (1905 – 1984 гг.)
Глава ХII. Анна Андреевна Ахматова. (1889-1966гг.)
Глава ХIII. Борис Леонидович Пастернак. (1890-1960гг.)
Глава ХIV.Александр Трифонович Твардовский (1910-1971гг.)
Глава ХV. Поэзия 60-х годов
Глава ХVI.Александр Исаевич Солженицын. (1918-2008гг.)
Глава ХVII. Литература 80-х
Глава ХVIII. Деревенская проза
Глава ХIX. Обзор литературы последних лет.
Глава XХ. Итоговые тесты по литературе XX века.
Список использованной литературы.
Введение.
Художественная литература ХХ столетия – это литература вопросов и ответов, такая форма общения, которая учит размышлять об окружающем, а овладеть этим далеко не просто.
Литература ХХ века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой революционной действительности. Всё это не могло не сказаться на художественных исканиях времени. Социальные катаклизмы начала столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Обострённые раздумья о будущем России, болезненные переживания о трагическом состоянии современности – характерная особенность их произведений. Вместе с тем в литературе того времени не чувствуется поучительных интонаций, напротив, в них слышатся страстные, полемические ноты – желание проникнуть в неоднородные пласты жизни. Бурное, противоречивое время заново «направило» взор художников к внутреннему бытию человека, к сложным истокам его душевных устремлений: мечтам, подсознательным чувствованиям, ощущениям депрессии. Не на все вопросы действительности, мучившие человека, могли дать ответы писатели, поэтому всем содержанием и построением своих произведений они как бы призывали самих читателей к совместному поиску истины, к сотворчеству.
Изучая литературу ХХ века, вы должны сами размышлять, а порой и спорить в поисках доказательных аргументов своей точки зрения.
Учебное пособие, состоит из 20 глав, каждая из которых содержит лекционный, справочный материал, а также тесты для самопроверки, что поможет вам в подготовке к занятиям по литературе.
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
«Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!»
Глава I. Русская литература рубежа XIX-XX веков в контексте эпохи
Любовь к земле, людям идёт в России
от сочувствия к ним…
В.Пикуль.
Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской культуры - начало столетия. Сегодня этот период, вслед за «золотым» XIX веком (когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой), называют «серебряным веком» русской литературы. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю литературу, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в начале XX в. выдвинулась на первый этап литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдавалась дань предшественникам, но в первую очередь А.С. Пушкину.
Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, «рубежность» общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО (от франц. - упадок), МОДЕРНИЗМ (от франц. - новейший, современный).
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман «Воскресенье», в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Л. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. В это время А.П.Чехов создал свои лучшие произведения: повести и рассказы «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и другие. В 90-е годы начался творческий путь А.М. Горького. Свой первый рассказ «Макар Чудра» Горький опубликовал в 1892 г. в газете «Тифлисский вестник». Вышедший в конце 1890-х годов сборник «Очерки и рассказы» принес писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном «безумству храбрых», отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песня о Буревестнике» - он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.
В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В 1893г. в журнале «Русское богатство» появился первый рассказ И.А. Бунина «Танька». В 1987г. вышел сборник его рассказов «На край земли», посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 1890-х г. появляются первые значительные произведения А.И. Куприна: «Олеся», «Молох».
Однако на рубеже XIX и XX веков литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Новое видение мира, таким образом, и определило новое лицо реализма XX века, который, своей «модерностью», по определению И. Бунина, существенно отличался от классического реализма предшественников. Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл действительности. Вековые течения истории и философия - вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения. Политика в смысле проникновения в ход истории и влияния на неё и философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души - такова цель, неудержимо влекущая нас к себе…», - писал В.В. Розанов. Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страшно, безнравственных идей, ибо, как предсказал еще Достоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ человеческих наследий, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на наследие, обернувшееся террором, - все эти черты, свидетельствующие о глубочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.
В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались политические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. «Атлантида» - такое пророческое название даст кораблю, где развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст его описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.
Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценностей, центр (философы называют его ценностным), к которому так или иначе сходятся все пути художественного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала история с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех - от конкретного человека до народа и государства. Прокатившаяся по России первая революция 1905-1907 годов потерпела поражение, но ее осмысление имело огромное значение для судеб русской культуры. Ответом на революционный террор был в 1907-1909 годах террор правительственный. Маятник насилия продолжал набирать ход: за три года после подавления революции военно-полевые суды вынесли более 5 тысяч смертных приговоров. Общественная атмосфера отравлялась и разгулом черносотенных сил. Для лучшей части российской интеллигенции становится ясна абсолютная бесперспективность «социальной хирургии», использования насильственных методов в социальном реформаторстве.
Именно на это время приходится рассвет русской религиозно-философской мысли, которая чаще всего обозначалась современниками как течение богоискательства. Начало этому разветвленному течению было положено еще в 1901 году деятельностью религиозно-философского общества в Петербурге. В 1903 году выходит в свет сборник работ «Проблемы идеализма», в котором центр внимания авторов переносится с социологической на этическую проблематику. В 1909 году примерно та же группа авторов, в которой заметное место занимали бывшие «легальные марксисты» Н. Бердяев, С. Булгаков и другие, выпускает философско-публицистический сборник «Вехи», сыгравший исключительную роль и истории культуры России XX века. Авторы «Вех» раскрыли опасность фанатичного следования каким бы то ни было теоретическим программам, обнажили теоретическую несостоятельность и моральную недопустимость веры в абсолютное знание и универсальную спасительность тех или иных общественных. «Вехи» по существу были книгой-предупреждением о гибельности революционного пути в Россию, но предупреждение не было услышано.
Участие России в первой мировой войне уже поставило страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало здоровье неокрепшей экономики. Чрезвычайность военной ситуации провоцировала на насильственные меры как правящую верхушку, так и противостоящих ей политиков-радикалов. Русская история завершилась октябрьским переворотом. Конец старой и начало новой эпох были обозначены актом социального насилия.
Настоящее возрождение переживает на рубеже веков национальная философская традиция, идущая от двух взаимно противоположных направлений - славянофильского и западнического.
В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов - эти и другие крупные философы оказали сильное влияние на развитие разных сфер русской культуры, а некоторые из них активно проявляли себя и в собственно литературном творчестве.
Новые тенденции намечаются и в развитии русского искусства. Более демократический пореформенный общественный порядок, рост городского населения, успехи в сфере просвещения и, наконец, совершенствование технических средств, обслуживающих искусство, - все это приводит на рубеже веков к стремительному количественному росту зрительской, читательской аудитории. Открытие в 1885 году Московского частного оперного театра С.И. Мамонтова, развитие с 1895 г. самого массового вида искусства - кино, начало деятельности в 1890-е годы доступной демократическому зрителю Третьяковской галереи и Московского художественного театра, обращенного к массам демократической России, - все эти факты свидетельствуют о возрастающем резонансе событий культурной жизни.
Художники, музыканты, режиссеры ощущают теперь принципиально новую аудиторию, а искусство получает невиданные прежде возможности влияния на духовную жизнь страны. Однако общие процессы демократизации имели свою обратную сторону. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются кризисные процессы, которые приводят к формированию типа так называемой массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Возникают и все сопутствующие ему атрибуты: внимание прессы не столько к сути творчества художника, сколько к его частной жизни; самореклама, вплоть до провоцирования шумных скандалов, у некоторой части творческой интеллигенции; обострение соперничества все новых и новых художественных и литературных группировок за внимание публики и т.п. Противовесом «массовой культуре» пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, «посвященных», искусство элитарное. Таким образом, искусство и литература становятся все более неоднородными, расколотыми на течения и группировки, разделенными на конфликтующие полюса.
Ещё одна заметная особенность искусства этой поры - усиление контактов с мировой культурой, более активное обращение к опыту не только отечественного, но и европейского искусства. К концу XIX века русская культура естественным образом вписалась в контекст мировой: безусловными авторитетами стали Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое новое явление, скажем, французской культуры немедленно становилось и явлением русской культуры. И наоборот: организованный С. Дягилевым русский балет немедленно становится феноменом европейской культуры. Такому активному взаимообмену русской и европейской культур во многом способствовали активная переводческая деятельность, меценатство российских промышленников, да и, наконец, конвертируемость русского рубля. Новые произведения М. Горького одновременно публиковались на русском и немецком языках (известный факт - первое издание романа «Мать» на английском); известны случаи, когда книги иностранцев прежде издавались по-русски и лишь потом на родном языке автора. Эти факты, не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к жизни культуры, не стоит недооценивать. Русское искусство начала XX века гораздо более свободно в обращении с опытом мирового искусства разных эпох, чем отечественное искусство предшествующих столетий.
Глобальное, эстетическое противостояние в литературе определяется борьбой реализма и модернистских течений. Литература конца XIX – начала XX века – явление чрезвычайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе своей, поскольку все направления отечественного искусства развивались в общей социальной и культурной атмосфере и по-своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем.Так, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В.В. Маяковского или А.М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных преобразованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского. Лирический герой А.А. Блока выразил смятение человека, уходящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни. Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Красоты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могущество Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязыкой» ощущал лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания (Долой!..). Идеал Руси – «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастья ключи» выступили пролетарские поэты. Естественно, что свои ответы литература давала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объединивших писателей, близких представлениями о роли творчества, важнейшими принципами достижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.
Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX вв. «можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой, еще неизведанной общественной деятельности.
«…Небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению», - так писала одна из участниц педагогических движений 60-х годов XX столетия.
Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос его творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность
Символизм
(от греческого symbolon – символ, знак) – литературно-художественное направление конца XIX - начала XX века. Основы эстетики символизма сложились конце 70-х гг. в творчестве французских поэтов – П. Верлена, Лотриамона, А. Рембо, С. Малларме и др.
Символизм возникает на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа. Апокалипсис в восприятии мира – одна из характерных черт символизма.
Идея Ницше о цикличности развития цивилизации: упадок чередуется с расцветом; упадок наступает тогда, когда дух утрачивает «музыкальную стихию», теряет ощущение силы и могущества, когда культура начинает выражаться в цивилизаци.
Символизм оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.
Основные признаки:
- Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
- Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающее прорваться «сквозь покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира». Таким образом, символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий (напр. формой и цветом, между звуком и запахом и проч.)
- Музыкальная стихия объявлялась праосновой жизни и искусства (идея, находящая свое выражение еще у Вагнера и Ницше). Отсюда – господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.
- Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.
Русский символизм:
Воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере переломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»). Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, в которую он развивался. Возникнув и развившись в 10-е гг. XX века, русский символизм отличался еще более катастрофическим мировоззрением (творчество А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В. Иванова). Символизм напрямую связан с таким понятием, как «декадентство» (букв. – упадок), это особенно остро ощущается в русском символизме. Другая особенность русского символизма – обостренное внимание к поиску роли личности в истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса».
В области жанров символисты были приверженцами строгих форм. Широкое распространение получил такой жанр, как сонет. Однако многие старые жанры претерпевали символистическую «модернизацию» - например символические пьесы А. Блока («Балаганчик», «Роза и крест»), возрождавшие средневековую театральную традицию и театр эпохи Возрождения («комедию масок»), романы А. Белого («Петербург», «Москва»).
Организационные центры русских символистов – издательства «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет»; журналы «Весы», «Золотое руно», частично «Мир искусств».
КАМЫШИ
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут, о чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосёт.
«Кого? Для чего? – камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
Над тобой – эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою
Ты скользишь, преображённый
Отражённой красотою.
Ласка нежности бесстрастной
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный,
Лебедь чистый, лебедь белый!
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
Библиографическая справка
1 декабря (по ст.стилю), 1873 – родился в Москве
1885-1893 – учёба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией французских символистов, первые поэтические опыты
1893-1899 – учеба на историко-филологическом факультете Московского университета
1894-1895- издание трёх сборников «Русские символисты» (большая часть стихотворений принадлежала самому поэту, выступившему под несколькими псевдонимами). В третьем сборнике – знаменитое стихотворение «О, закрой свои бледные ноги».
1895 – издание первой самостоятельной книги стихов «Chefs d’ouevre» («Шедевры»)
1896-1899 – знакомство с литераторами символисткой ориентации в Москве и Петербурге, общение с Бальмонтом, сплочение символистов вокруг Брюсова
1897 – вторая книга стихов «Me eum esse» («Это я»)
1898- начало сотрудничества в периодике (журнал «Русский архив»), публикация историко-литературных работ
1900- издание сборника «Tertia vigilia» («Третья стража») в новом издательстве «Скорпион». С этого времени Брюсов- признанный лидер символизма.
1907-1908 – Публикация романа «Огненный ангел», - самого известного прозаического сочинения Брюсова.
1909 – Книга стихов «Все напевы»- итоговая для символистического творчества поэта.
1910-1912 – Работа в журнале «Русская мысль». Издание книги литературно-критических и историко-литературных работ «Далёкие и близкие».
1910-е гг. – Разнообразная литературная, редакторская, литературно-критическая, переводческая работа. Изучение наследия А.С.Пушкина.
1917 г. – Лояльное отношение к Октябрьской революции, сотрудничество с большевиками.
1917-1924 – Административная работа в педагогических и культурно-просветительских организациях, стихи на политические темы.
9 октября 1924 г – дата смерти В.Я.Брюсова (похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве)
ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ (1905)
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По ещё не открытым Памирам.
На нас ордой опьянелой
Рухните с тёмных становий –
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме, -
Вы во всём неповинны, как дети!
А вы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
И что под бурей летучей,
Под этой грозой разрушений
Сохранит играющий Случай
Из ваших заветных творений?
Бесследно всё сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
БЛИЗКИМ (1905)
Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,
Мне странен ваш неокрылённый крик,
Но в шумном круге к вашей общей чаше
И я б, как верный, клятвенно приник!
Где вы – гроза, губящая стихия,
Я – голос ваш, я вашим хмелем пьян,
Зову крушить устои вековые,
Творить простор для будущих семян.
Где вы – как Рок, не знающий пощады,
Я – ваш трубач, ваш знаменосец я,
Зову на приступ, с боя брать преграды,
К святой земле, к свободе бытия1
Но там, где вы кричите мне: «Не боле!»
Но там, где вы поёте песнь побед,
Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать – я буду с вами! Строить – нет!
АКМЕИЗМ:
(от греческого acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии 10-20-х годов XX века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декламировали конкретно-чувственное восприятие «вещего мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н.С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С.М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913) О.Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликованная в 1919), А.А. Ахматовой, М.А. Зенкевича, Г.В. Иванова, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-1914, возобновилась в 1920-1922 гг.), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-1913 гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М.Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».
Общая характеристика лирики
Н.С.Гумилёв начал свой путь в литературе в период расцвета символистической поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902 г., а первый сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел в свет в 1905 г. Неудивительно, что в его ранней лирике (кроме первого сборника к раннему периоду творчества относят следующие два) весьма ощутима зависимость от символизма. Интересно, что будущий акмеист следует в своём творчестве не за хронологически ближайшим себе поколением младосимволистов, а ориентируется на поэтическую практику старших символистов, прежде всего Бальмонта и Брюсова. От первого в ранних стихах Гумилёв учился броским внешним эффектам, со вторым начинающего поэта сближала опора на твёрдые качества характера. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Будто споря со своим Царскосельским учителем, сделавшим слово «невозможно» музыкальным ключом лирики, Гумилёв утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грёз, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена трагизма, столь свойственного поэзии Анненского, Блока, Белого. Более того, Гумилёву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он не приемлет, называя его неврастенией. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективно, настроение передаётся зрительными образами, упорядоченными в стройную «живописную» композицию.
Символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни, принцип сплошных соответствий подразумевал малоценность единичного, отдельного. Гумилев и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилёва - постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации.
ЖИРАФ (Сентябрь 1907)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на острове Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт,
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
ДОН - ЖУАН (1918)
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;
А в старости принять завет Христа,
Потупить взор, посыпать пеплом темя
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжёлого железного креста!
И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,
Испуганный в тиши своих путей,
Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.
Я и ВЫ (1918)
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришёл из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам
Тёмным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарем на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт.
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшим в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!
СЛОВО (1919)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъярёмный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово - это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в устье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Тема Родины.
Родившись в Москве, Марина Ивановна ощущала себя детищем города.
Цикл: «Стихи о Москве».
1916-1917гг. – её восприятие революции – сложное, противоречивое; «Сегодня ночью я одна в ночи», «Белое солнце и низкие, низкие тучи» (это не плач, но и не злоба):
Чем прогневили тебя эти серые хаты, –
Господи! – и для чего стольким простреливать грудь…
Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь…
На чужбине (1922-1939 – Берлин, Прага, Париж – жизнь в пригороде: в столицах дорого) трагизм тоски по Родине усиливается:
Той России – нету,
Как и той меня.
Символ России для Цветаевой – рябина:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась…
Запись в «Дневнике»(1930): «Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант, что я по духу – там, оттуда…»
«Тоска по Родине»(1934):
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё равно, и всё едино.
Но если по дороге куст
Встаёт, особенно рябина…
Она не могла не вернуться, потому что не могла жить вне своего народа, вне русского языка. Она не надеялась найти «домашний уют», но искала дом для сына, дом для стихов, а обрела ироничное неприятие и эвакуацию, беды и гибель:
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых…
Тема любви.
1912год – сборник «Волшебный фонарь»: впервые появляется эта тема.
ЛЮБОВЬ в творчестве Цветаевой многолика; в ней дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня; причём любовь у неё изначально обречена на разлуку:
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?..»
Цветаева требовала достоинства в любви и достоинства при расставании:
И слёзы ей – вода и кровь –
Вода, – в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости!
Удивительно отношение Цветаевой к Пушкину: она его любит, ревнует, спорит с ним, как с живым человеком. В ответ на пушкинское:
Тьмы истин нам дороже
Нас возвышающий обман –
она пишет: «Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины».
У Цветаевой женская любящая душа – это не только хрупкая свеча, не только прозрачный ручеёк, созданный для того, чтобы в нём отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой.
Самостоятельная работа:
составить тезисный план по биографии и творчеству поэта
- подготовить сообщение о творчестве М.И.Цветаевой; об основных темах её лирики;
- читать выразительно и уметь дать краткий анализ стихам М.И.Цветаевой
ФУТУРИЗМ
(от латинского futurum - будущее) – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века, получившее большее развитие в Италии и России. Идеи футуризма, формировавшиеся, прежде всего в пространственных искусствах (скульптура), нашли выражение в литературе, театре, музыке, кинематографе, а так же искусствоведении или литературоведении.
Первая декларация – «Манифест футуризма» 1909 г.
Основные признаки: