Тема 3.1. Иван Алексеевич Бунин. Стихотворения. Рассказы

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки» (по выбору).

Философичность лирики Бунина. Поэтизация исторического прошло­го: точность восприятия психологии человека и мира природы.

Художественное своеобразие бунинской прозы.

Студент должен:

знать:

- содержание нескольких рассказов И. А. Бунина;

- отличительные особенности прозы И. А. Бунина;

- значение творчества И.А. Бунина как последователя традиций классической русской литературы;

уметь:

- составить рецензию на рассказ И.А. Бунина;

- анализировать произведения Бунина с элементами пересказа, близкого к тексту;

- находить примеры использования художественных средств языка в произведениях писателя.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов, сообщений о жизни и творчестве И.А. Бунина.

2. Знакомство с литературными портерами Бунина о Л. Толстом, А.П. Чехове.

3. Составление рецензии на прочитанный рассказ.

Тема 3.2. Александр Иванович Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет» (по выбору).

«Олеся»: поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини; трагическая судьба Олеси. «Гранатовый браслет»: смысл спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любви Желткова, тема неравенства в повести.

Студент должен: знать:

- содержание одной из повестей А.И. Куприна;

- художественные особенности изучаемого произведения; уметь:

- анализировать произведения А. Куприна с элементами пересказа;

- находить в тексте примеры использования художественных средств
языка.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов, сообщений о жизни и творчестве А.И. Куприна.

Тема 3.3. Иван Сергеевич Шмелев. «Лето Господне», «Богомолье» (по выбору).

Жизненный и творческий путь Ивана Сергеевича Шмелева.

«Лето Господне», «Богомолье».

Философская направленность творчества Шмелева и его художественное своеобразие. Картины жизни, быта замоскворецкого купечества конца прошлого века.

Мир в восприятии ребенка - отрока Вани. Особенности композиции и языковых средств «Лета Господня» и повести «Богомолье».

Русский критик - философ Иван Ильин о творчестве И.С. Шмелева.

«Христианские идеи в русской литературе»: Духовные пути русской эмиграции. Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра, ее роль в жизни России и Москвы.

Студент должен: знать:

- основные жизненные и творческие этапы И.С. Шмелева;

- содержание одного из произведений «Лето Господне» или «Богомолье» (по выбору студентов);

- идейно-художественные особенности произведений И.С. Шмелева «Ле­то Господне», «Богомолье»;

- историческую эпоху, отраженную в произведениях Шмелева (жизнь, быт, обряды, верования замоскворецкого купечества и в целом русского народа);

уметь:

- выразительно читать отрывки из рассказов с комментарием;

- использовать различные виды пересказа;

- выделять речевую характеристику героев как средство создания образов;

- вычленять композиционные части произведения;

- находить в тексте художественные средства языка.

Самостоятельная работа.

1. Сообщения студентов о жизни и творчестве И.С. Шмелева; о быте замоскворецкого купечества и других сословий конца прошлого века.

Тема 3.4. «Серебряный век» русской поэзии.

Обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору преподавателя и студента). (Поэзия И. Анненского, К. Бальмонта, Н. Гумилева, М. Цветаевой и др.).

Общая характеристика «серебряного века» и развития различных литературных направлений этого периода.

Проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений начала века; формы ее решений в творчестве символистов, акмеистов, футуристов.

«Христианские идеи в русской литературе»: «Серебряный век» и духовные искания поэтов-символистов.

Студент должен: знать:

- характеристики литературных направлений начала 20 века («серебряно­го века»);

- творческий путь одного из поэтов «серебряного века»;

- наизусть стихотворения поэтов «серебряного века»;
уметь:

- выразительно читать и комментировать стихотворения поэтов «серебряного века»;

- выделять идейно-художественные средства языка поэзии «серебряного
века».

Самостоятельная работа.

1. Подготовка докладов, сообщений о жизни и творчестве одного из поэтов «серебряного века» (По выбору).

Раздел 4. Из литературы первой половины XX века

Наши рекомендации