Современные методики интерпретации художественного текста.
Худ.произведение – исходная единица творчества как отдельного писателя. Так и литературного процесса в целом.
В современной науке есть различные методики интерпретации текста.
Смирнов – худ.смысл и эволюция поэтиской системы. Метод на стыке лит.вед. и не классической логики.
Рижинашвилли – психологический метод, теория информации.
В традиционной науке анализ текста тяготел к наиболее полному раскрытию авторского смысла.
Данный подход направлен на то, чтобы видеть в тексте только то, что хотел сказать автор, но это стало обеднять более глубокий смысл произведения, который могли восстановить сами читатели.
В современном лит.вед. помимо автора учитывается и вторая категория – читатель. В процессе интерпретации текста читатель может переосмыслить его содержание опираясь на свой опыт. Это позволяет раскрыть в тексте глубинные, спящие, смыслы, который в полной мере могли не осозноваться автором. Но они могут воплощяться в тексте на неосозноваемом уровне. Мы, читатели будущих эпох эти смыслы можем восстанавливать. Смыслы могут:
1. Дополнять друг друга, расширять авторский замысел
2. Порой противоречить ему.(совр метод интерп текста)
Главная опасность в полном игнорировании авторского замысла. Такая позиция характерна для пост структуралистов (Барт «Смерить автора») и деконструктивистов (Жан Дерридан «О граммотологии»).
В этом смысле оказываются бесконечными возможности интерпретации текста, поскольку меняется исторический опыт, читателям и в воспроизведении будут открываться новый грани.
Интертекстуальная методика – в каждом худ.п. есть и не авторское, чужое слово. Бахтин. Эпилоги.
Данный термин ввела в научный оборот Юлия Кристева 1967г. Концепция Бахтина.
Идея была давно. 3 исторических источника:
1. Бахтин о чуждом слове и диалогической природе лит.
Постструктуралисты свели эту идею к набору культурных цитат. В античности – центоны. Неверно понятая интерпретация в количественном, а не в качественном смысле. Скрытые цитаты следует соотносить с авторким замыслом или выходящим за его рамки неосознанным смыслом. Есть Осознанные и не осознанные цитаты.
2. Теория пародии Пинянова (Формализм)
В пародии всегда есть первоначальный текст. Следует различать пародию и стилизацию (2 текста должны совпадать). Пародия на комедию – трагедия. Каждый элемент текста обалдает конструктивной функцией. Т.е. вступает во взаимодействие с другими элементами текста. Синфункции. Автофункции – с др.т.
3. Теория анаграмм Ф. Де Соссюра
Фонетический уровень. Павел Флоренский исследовал «Циган» Пушкина и прочел имя Мариула, которое сложилось на фонетичеком уровне.
Теоретические понятия.
1. Была разработана четкая система литературных родов и д.р.
2. Литературные направления, течения, школы.
3. Понятие стиля, художественного метода, сюжета, фабулы, композиции.
Однако, в определенный период эти понятия стали с трудом применяться к современному литературному процессу. Они приобрели слишком жесткое значение.
Худ.метод – принципы познания и худ.отражения действительности писателя в своих произведениях.
В традиуионном литературоведении худ. Произведения стали соотносить только с каким-то конкретным худ.методом. ОТсуда стали возникать многочисленные споры. Принцип «или-или» не срабатывал.
Возникла задача: Теоретически переосмыслить содержание самой этой категории. Представить ее как системное единство.
Например Блок: 1 уровень (типолог.ур. метода) поэт-романтик. 2 уровень проявляется в традициях конкретного исторического периода к которому принадлежит автор. 3 уровень – отражает внутренний мир автора, зрелый этап творчества Блока – реализм.
1- Общее, 2- особенное, 3- единичное. Т.о. – худ. Метод это сложное единство.
Современные подходы в определении сути теоретических понятий и категорий основаны на диалектическом осмыслении, углублении их содержания.
Старые понятия не нужно откидывать, их нужно переосмысливать. Внедрить в современную науку зарубежный категориальный аппарат.
Понятие стиля.
1.парасловестный диалог. Лермонтов
2.диалектика души (малейшие душевные переживания). Толстой
3.описание внутреннего психологического облика героев через детали вещного, предметного мира. Гоголь
4.Гончаров, Обломов на стыке Гоголя и Толстого.
5.Достоевский жестокий талант, бессознательные душевные движения своих героев. Глубинные чувства. Психологически невыносимые ситуации.