Диалогическая природа литературы.

Данная сущностная характеристика оформилась наукой недавно и относиться к современному литературоведению. Ее разработка связана с Г.Гадамером и М. Бахтиным – 20 г.

Предмет научного исследования пассивен по отношению к человеку. «Субъекту противостоит безгласная вещь» (Бахтин).

Но между художником и окр.миром в процессе его познания идет диалог, который воплощяется в художественном тексте.

Объективный мир –художник –текст.

Диалог ведется не только с окр.миром, но и воображаемым читателем.

Установка на диалог с читателем, это важная онтологическая характеристика литературного творчества.

Бахтин выделил 3 вида таких диалогов: Диалог с читателем прошлых эпох.

Диалог с современниками и диалог с воображаемым читателем будущих веков.

1. Диалог с прошлым – это диалог с культурой и традициями прошлых эпох. Он был открытым и понятным для читателей предшествовавших автору. В тексте он воплощается с помощью цитат, реминисценций (лит.цитата), аллюзий (исторические цитаты). Данный тип диалога отражает высокую культурную и историческую эрудированность писателя. И для раскрытия этих цитат нужна такая же эрудированность у читателя.

2. Диалог с современниками – это наиболее изученный тип диалога. На нем построен принцип классического историзма. Актуальные проблемы времени создания произведения. Басни Крылова и т.д. Иногда нам приходиться восстанавливать его, чтобы понять на что намекает автор.

3. Диалог с читателями будущих веков обусловлен нашим современным культурно-историческим опытом. Можно считать это критерием особого таланта писателя. Он отражает направленность писателя к будущему. В каждую эпоху было много популярных писателей – 2 тип диалога, но мало кто достиг читателей будущего. Нужно учитывать что все три типа диалогов не могут формироваться в тексте изолированно друг от друга.

10. Теоретическая поэтика как научная дисциплина. Основные характеристики художественного произведения.

В широком смысле слова – учении о словестном искусстве в целом. Синоним слова – лит.вед.

В узком смысле – теоретическая поэтика одна из разделов литературоведения.

1. Учение о лит.произведениях, состав, функции, а так же методиках анализа его интерпретации.

2. Учение о теоретических понятиях и категориях, которыми располагает теоретическая поэтика и теория литературы в целом.

Лит. Роды, виды. Жанры. Лит методы, стили, направления, сюжет, композиция.

Теор.поэтика как научная дисциплина стала разрабатываться в 10 годы XX столетия.

Руссккие формалиты – Юрий Пинянов, Жрновский и т.д. До формалистов изучались не сами произведения, а внешние причины, которые обусловили их содержание.

Представители мифологичекой школы исследовали сторону о том, как в них трансформировались универсальные мифы.

Представители культурно исторической школы уделяли внимание тому, как в них проявляются исторические реальности и периоды их создания.

Формалисты уделили внимание изучению самого текста, изучению законов его постороенияю Юрий Пинянов много работал над понятиями сюжета и композиции. Теоритеское понятие – конструктивный принцип худ.текстка. Пинянов разрабатывает закон динамики центра и переферии.

1. Формалистическая школы «Воскрешение слова» В. Шкловский. Пинянов «Лит.ревлюция».

2. Социологичекое Перевезев о Шиненли Гоголя.

3. Ученые оторые не принимали 1 и 2. Они разрабатывали идеи диалогизма в теоретичекой поэтике Бахтин. «Поэтика романа Достоевского», Аскольдов и д.р.

1 Идут процессы освоения зарубежной терминологии. (Дискурс, Нарротив).

2 Углубление своих теор. Понятий.

11. Герменевтика как научная дисциплина.

В последнее время оформилась специальная наука – герменевтика – опонимании и интерпретации худ.т. Ключевое понятие – понимание текста.

С философской т.з.понимание текста это неодномоментный процесс ,а длительный (возможно всю жизнь). Принцип иероглифов – со временем все больше.

Герменевтический круг – что бы понять текст как целое ,нужно понять его части. Но чтобы понять часть, нужно знать целостный замысел проивзедения. Разорвать круг можно так: в каждом элементе текста мы осмысливаем его целостный замысел, например в назване – его часть. И в нем весь смысл произведения.

Поль Рекер – различает 2 вида герменевтики.

Теологическая г. – раскрытие авторского смысла

Архиологический тип г. – выявление скрытого подтекста произведения, которое выходит а рамки авторского замысла – эмерджентный смысл.

Нередко они противопоставляются друг другу. Традиционное лит.вед. за 1.

Современные деконструктивисты за 2.

Очевидно в процесс герменевтической интерпретации текста необходимо взаимодополнять 2 этих принципа.

Характеристики:

1. Лит. П. создается индивидуально на основе авторского замысла, категория авторства важнейшая характеристика. Народное творчество. Несколько авторов – но единый замысел и осуществляется в условиях особой творческой либоратории. 2 автора – 1 тврческая личность.

2. Стабильность худ.п. котороеостается неизмененным после смерти автора. Не путать с вариативностью различных редакций одного и того же текста, созданные самим автором.

3. Интертекстуальность – направленность текста на восприятие. Любой талантливый текст – диалогичен.

4. Единство формы и содержания – целостность худ.п.

Содержание и форма художественного произведения.

Целостность худ.произведения. Форма и содержание – ключевые понятия в традиционном лит.вед. Аристотель: некое «что» - предмет подражания, и некое «как» - способ подражания.

В XIX понятия форма и содержания разрабатывались в трудах Ггеля и Белинского.

В современной науке эти понятия наполнены новыми смысловыми оттенками.

Представитель структурализма Лтман предлагаз заменить эти понятия структура (форма) и идея(содержание). Постструктуралисты предлагают ввести понятия – смысл (содержание) и ценность (идея).

Очевидно не целесообразно отказываться от традиционных понятий формы и содержания. Но дихотомический (2-х уровневый) подход к тексту нужно заменить многоуровневым. Этот подход разработан в современных методиках интерпретации текста.

Например система комплексного подхода к изучению текста базируется на «каждый худ.т. содержит несколько уровней».

1. Идейно-тематический

2. Сюжетно – композиционный

3. Образно – символический ,знак

4. Ритмико – интонационный

5. Фонетический и т.д.

В традиционном исследовании понятие содержания часто закрепляется за каким-то уровнем. Темы , идеи, проблемы поставленные автором.

Остальное формальные проявления текста, формы.

Но целостный подход к изучению произведения предполагает содержание произведения, его смысл, не закрепленный за уровнем текста, это результат взаимодействия всех уровней.

Понимание диалектики. 3 основных периода:

1. Форма – второстепенная, зависит отсодержания.

2. Форма самостоятельная, изолированная (формалисты).

3. Рассмотренные диалектические взаимодействия формы и содержания худ.п.

В связи в этим Бахтин вводитпонятие Содержательная форма, оформленное содержание.

Наши рекомендации