Учитель русского языка и литературы I категории средней школы №13 города Тараза
Мележик Ольга Геннадьевна.
Содержание
Аннотация ………………………………………………………………….4
Контрольно - проверочные работы по литературе:
§ Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. «Горе от ума» ……………..5
§ Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ..7
§ Итоговый тест по биографии и творчеству А.С. Грибоедова ……9
§ Жизнь и творчество А.С. Пушкина ………………………………..10
§ Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова ……………………………15
§ Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова …………………………………………………………..20
§ Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова ………………………………………………..…………21
§ Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. «Мертвые души»………………24
§ Жизнь и творчество И.С. Тургенева. «Отцы и дети» ……………..42
§ Жизнь и творчество И.А. Гончарова. «Обломов» ………………...48
§ Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса ………….49
Контрольно - проверочные работы по русскому языку:
§ Простое и сложное предложение …………………………………..53
§ Сложносочиненное предложение …………………………………54
§ Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных предложений по значению ……………………………………………………55
§ Сложноподчиненные предложения. Позиция придаточного предложения по отношению к главному предложению……………….59
§ Запятая на стыке двух союзных «скреп» в сложном предложении ………………………………………………………………………...60
§ Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение» ………………………………………………………………………...61
§ Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» ………………………………………………………………………...68
§ Сложные союзные предложения …………………………………69
§ Бессоюзное сложное предложение ………………………………79
§ Обобщающий тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»…………………………………………………………………..80
Ответы к контрольно - проверочным работам по литературе……………………………………………………………………………...82
Ответы к контрольно - проверочным работам по русскому языку……………………………………………………………………………86
Аннотация
Предлагаемый сборник контрольно-проверочных работ по русскому языку и литературе подготовлен на основе учебных программ по курсу «Русская литература» и «Русский язык» по «Государственному стандарту среднего образования Республики Казахстан» и может применяться в учебных аудиториях, работающих по различным учебникам русского языка и литературы, поскольку составлен с учетом современных действующих программ.
Сборник контрольно-проверочных работ создан в помощь учителям, работающим в 9 классах, и содержит контрольные работы различного типа по основным разделам предметов «Русский язык» и «Литература». Материалы сборника позволят учителям организовать текущий и итоговый контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе. Контрольно – проверочные работы могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии. Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для учащихся, по каким-либо причинам пропустившим занятия по теме.
Контрольно – проверочные работы составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.
Тесты закрытого типа содержат условие (вопрос) и 2-5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – до 75% заданий, «удовлетворительно» – до 60% заданий, «неудовлетворительно» – менее 60% заданий.
Контрольно - проверочные работы
По литературе
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.
«Горе от ума».
Вариант 1.
1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:
А) Скалозуба, Б) Молчалина, В) Чацкого, Г) Софью.
2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:
2. «Подписано, так с плеч долой» | А) Софья, Б) Чацкий, В) Молчалин, Г) Фамусов, Д) Горич, Е) Скалозуб, Ж) Репетилов. |
3. «…Чтобы чины давать - есть многие каналы». | |
4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся». | |
5. «Он слова умного не выговорил сроду». | |
6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед». | |
7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». | |
8. «Да умный человек не может быть не плутом». | |
9. «Что мне молва?» |
10. Афоризм – это:
А) Художественное обоснование поступков героев.
Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:
11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества. | А) Лиза Б) Чацкий В) Молчалин Г) Хлестова Д) Скалозуб |
12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, фельдфебель, ушибена. | |
13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик. | |
14. Минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с. | |
15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься. |
Вариант 2.
1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».
А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич; В) А. С. Пушкин.
2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:
А) Виссарион Белинский;
Б) Иван Андреевич Крылов,
В) Апполон Григорьев.
3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:
А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;
Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;
В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.
4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?
Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;
Б) Репетилов в разговоре с Чацким;
В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.
5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:
5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит» | А) Фамусов Б) Софья В) Лиза |
6. «Он славно пересмеять умеет всех» | |
7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?» |
8. В кого влюблена Лиза?
А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.
9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:
А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова;
В) признаться в своих чувствах Молчалину.
10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?
А) скука; Б) ссылка;
В) несчастная, безответная любовь; Г) болезнь.
11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?
А) год; Б) три года; В) пять лет; Г) десять лет.
12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?
А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.
13. Композиция – это:
А) Эпизод литературного произведения.
Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
Г) Столкновение, противоборство персонажей.
14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:
А) комедия; Б) трагедия; В) трагикомедия.
15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
А) Д. И. Писарев. Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.
Вариант 3.
1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:
А) В. Белинский; Б) И. А. Крылов В) А.С. Пушкин
2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?
А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;
Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;
В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;
Г) молодой человек «враг исканий…».
3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г) Чацкому.
4. Сколько лет Софье?
А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.
5. Чей это портрет?
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!...
А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны; В) Хрюминой; Г) арапки.
6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?
А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.
7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?
А) философскую; Б) социальную; В) семейно-бытовую; Г) политическую; Д) совокупность разновидностей.
8. Молчалина звали:
А) Павел Афанасьевич; Б) Александр Андреевич;
В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович;
Д) Алексей Степанович.
9. Кому в комедии «спится» от русских книг?
А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В) Фамусову;
Г) Молчалину; Д) Хрюминой.
10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.
10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова | А) главные герои Б) второстепенные В) эпизодические Г) образ-пародия Д) внесценические персонажи Е) герои, необходимые для связи сценического действия |
11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович | |
12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов | |
13. Г.D. – Г.N. | |
14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич | |
15. Репетилов |
Контрольная работа