АВТОР: Кожевникова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы, ВК, МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

ДРУЖБА И ВРАЖДА

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

1. Разберемся в сущности этических понятий «дружба» и «вражда»:

Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе ценностных ориентиров человека.

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДРУЖБА» (СЛОВАРИ С.И. ОЖЕГОВА И В.И. ДАЛЯ) ЕГО СИНОНИМЫ ПРОДОЛЖИТЕ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ДРУЖБЕ: какой она бывает?
      Крепкая, фронтовая, настоящая, проверенная временем, между народами…  

Антитезой к теме дружбы звучит в русской и мировой литературе тема вражды и её разрушительных последствий. Вражда разрушительна как для отдельных людей, так и для целых народов.

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРАЖДА» (СЛОВАРИ С.И. ОЖЕГОВА И В.И. ДАЛЯ) ЕГО СИНОНИМЫ ПРОДОЛЖИТЕ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ВРАЖДЕ: какой она бывает?
      Бессмысленная, непримиримая, кровная, между родными…  

ОПЫТ И ОШИБКИ

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

1. Заполните таблицу:

Дайте определение словам «опыт» и «ошибки» с опорой на:
Толковый словарь (Ожегова или Даля)    
Афоризмы и пословицы    
Свой жизненный опыт    
К какому выводу вы пришли, размышляя над смыслом этих явлений?:    

2. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок. Попробуйте соотнести характер опыта и ошибок с известными вам произведениями:

об опыте, предотвращающем ошибки об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути об ошибках непоправимых
     

Предлагаемый список литературы (можно привести свои примеры):

• «Слово о полку Игореве»

• А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».

• М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени».

• И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».

• Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

• Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».

• А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».

• И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».

• А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».

• М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».

• О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».

• Д.Киз «Цветы для Элджернона».

• В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».

• А.Алексин «Безумная Евдокия».

• Б.Екимов «Говори, мама, говори».

• Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3. Прочитайте текст И. Радунской, выделите ключевые слова. Добавьте недостающие микротемы текста. Сформулируйте общую тему и главную проблему (в форме вопросительного предложения). Сделайте самостоятельно вывод – сформулируйте ответ на поставленный вопрос.

Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя».. И что же? Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчетов, хитроумные устройства, бесконечные опыты – всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?

Нет, это далеко не так. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.

Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился.

Микротемы:

1. Мысль о «вечном двигателе» стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

2. _________________________________________________________________________________

3. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями.

4. _________________________________________________________________________________

Тема:______________________________________________________________________________

Проблема:__________________________________________________________________________

Авторская позиция:_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Составьте кластер:

Проблема-вопрос Тезис -ответ Литературный пример-подтверждение тезиса
  Мудрость – это опыт, нажитый в сложных ситуациях.  
  Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить об ошибках в прошлом.    
  Поиск смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.  
  Человека создает его сопротивление среде. (М Горький)    

Попробуйте составить «целое» рассуждение, раскрывающее сущность этических понятий «опыт» и «ошибки», используя данный фрагмент как основную часть. Для этого сначала отработайте ключевые слова, определите главную мысль фрагмента и определите вопрос-проблему. Придумайте подходящие по смыслу вступление и концовку – соотнесите их с проблемой и основной мыслью.

Общие положения

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Требования к реферату

Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.
1. Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
7. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.

РАЗУМ И ЧУВСТВА

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой

1. Поразмышляй над сущностью приведенных афоризмов о разуме и чувства. Соотнесите их содержание с возможными аспектами направления:

АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ АФОРИЗМ, В КОТОРЫХ ЭТИ АСПЕКТЫ НАХОДЯТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Разум и чувства влияют на устремления и поступки человека  
Разум и чувства в гармоническом единстве  
Разум и чувства сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности  

Предлагаемый список афоризмов для заполнения второй графы:

Ø Мысль прежде чем стать мыслью, была чувством. (К. С. Станиславский)

Ø Великие мысли происходят от великого чувства. (Франсуа де Ларошфуко)

Ø Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес. (В. Гюго)

Ø Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. (Лукреций)

Ø Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский)

Ø В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).

2.Прочитайте отрывок из научной статьи А.П.Маркова «Смысл как антропологическая константа и базовая ценность культуры»:

1) Выделите этические понятия, необходимые для осмысления как сущности «разума» и «чувства», так и характера взаимосвязи этих понятий.

2) Составьте свои короткие комментарии к содержанию статьи, в которых попробуйте определить авторское отношение к проблеме сущности «разума» и «чувства». С этой целью можете воспользоваться высказываниями на эту тему (задание 1)

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ ВАШИ КОММЕНТАРИИ
…Смысл – итог цельного знания, синтеза сердца и совести, а не только рассудка. Враг смысла – однобокая рациональность, которая умерщвляет «сердце» смысла, лишает его целостности и полноты. Рациональное познание нуждается не только в творящей энергии веры, но и в любви, устанавливающей глубинный контакт с предметом познания. Академик Д.С.Лихачев, вспоминая о своем выборе предмета научных исследований, писал: «Многие убеждены, что любить Родину – это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – любви-жалости. И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься с 1923 года древнерусской литературой и древнерусским искусством. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии мученической жизни». Следовательно, производство и постижение смыслов возможно на основе синтеза рацио и веры. Творение и постижение смысловых миров культуры преимущественно рациональными способами малоэффективно. Духовная глубина смыслов ускользает от непосредственного восприятия, она способна «открыться» в ответ на усилие духовно–целостной личности, – на усилие, в котором интегрированы рациональные и чувственные энергии разума и души: интеллект, интуиция, вера, любовь. У П.Флоренского есть мысль о том, что познание истины совершается не только интеллектом, но и верой, любовью, оно становится родом общения с предметом познания, способом целостного самоосуществления человека познающего. Осмыслить – значит понять синтетически, соединив веру и рацио, ум и сердце. Вера в структуре смыслополагания играет фундаментальную роль – она позволяет проникнуть за пределы вещественного, почувствовать сопричастность к Истине, стать участником ее оестествления. Без этой энергии попытка прикоснуться к смыслу становится способом его убийства. И такого рода синтез все в большей степени утверждается в современном гуманитарном знании, «уставшем» и разочаровавшемся в возможностях «рациональных упражнений». В контексте сказанного выше очевидной становится важная миссия гуманитарного знания: во-первых, «просветлять» высший смысл культуры, понять и практически осуществлять ее гуманитарное содержание, способствовать ее развитию, которое осуществляется через хаос к гармонии, через расширение «сектора свободы» (Д.С.Лихачев); во-вторых, востребовать смыслы, находящиеся в «запасниках» гуманитарной культуры (в ее философских, научных, духовных, художественных текстах), ввести их в живую ткань культурного творчества, в актуальное пространство национального самосознания и индивидуальной жизнедеятельности; в-третьих, творить новые смыслы, восстанавливающие единство духовного пространства культуры, преемственность ее настоящего и прошлого, создавать «защитные» психокультурные практики, позволяющие современному человеку осмысленно существовать в сегодняшнем мире.  

Вспомним, как менялось отношение искусства к вопросу значимости разума и чувства в жизни человека. Прочитайте внимательно фрагменты из учебных статей по литературе об особенностях развития литературных течений. Выделите те мысли, которые помогают вам понять отношение литературы к проблеме сущности взаимосвязи разума и чувства; сделайте вывод.

Литературное направление «классицизм». В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» — разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

В отличие от классицизма с его просветительским пафосом сентиментализм, появившийся в это же время, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».

Но реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство — враждебным природе человека и его личностной свободе. Рождается «романтизм»: мир «разделился» на реальный и идеальный. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.

В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени).

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность. Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений.

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ф.М. Достоевский в разное время говорил:

Ø Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

Ø Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Ø Разум - подлец, оправдает что угодно.

Ø Без детей нельзя было бы так любить человечество.

Ø Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Ø Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Ø Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

Ø Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Ø Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Ø Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные.

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ

1. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах:

социально-исторический нравственно-философский психологический
Рассуждение может быть связано с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира Рассуждение может быть связано с проявлениями вечной борьбы добра со злом, со спором человека с судьбой, с правом и ответственностью человека сделать нравственный выбор Рассуждение может быть связано с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

2. Но в каком бы аспекте ни разворачивалось размышление, проблематика литературного материала, к которому вы обратитесь за поддержкой собственных мыслей, за поиском примеров, непременно будет носить этический характер. Попробуйте соотнести некоторые из них с художественными произведениями:

Этические проблемы, возникающие в связи с главным вопросом: в чем сущность понятий «победа» и «поражение» Художественные произведения, в которых происходит осмысление этических проблем, что позволяет раскрыть сущность понятий «победа» и «поражение»
Проблема моральной оценки трагического исхода исторического события  
Проблема нравственного самостояния человека: нравственного выбора, ответственности человека за мир и благо близких, народа  
Проблема сущности нравственной философии человека  
Проблема гуманистического осмысления процесса пробуждения патриотического сознания народа  
Проблема гибели целой нации, народа  

3. Размышления о сущности понятий «победа» и «поражение» невозможно без приложения проблемы к конкретным обстоятельствам – без обращения к сюжетам и характерам литературных произведений. Попробуйте соотнести некоторые мотивы с известными литературными произведениями (Мотив* в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета, обладающий особой значимостью):

Мотив тревоги за все сущее на земле  
Мотив спора о призвании человека, о его месте в жизни  
Мотив раздумий о прошлом, настоящем и будущем  
  Л.Н. Толстой «Война и мир»
  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  М. Булгаков «Собачье сердце»

4. Одерживает победу человек, народ. Попробуйте соотнести нравственную оценку героя(-ев) и художественное произведение:

ОДЕРЖИВАЮТ ПОБЕДУ ТЕ, КТО… ЭТО ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ…
И в счастье и горе не изменяют своей внутренней сущности  
Погибли в неравной борьбе, но нравственная победа за ними  
В центре образ мужественного человека, для которого главное – защитить свою землю, не допустить кровопролития, сохранить народ  
Наперекор внешним жестоким обстоятельствам смогли сохранить важнейшие нравственные ценности – человеколюбие, чувство справедливости, милосердие  
Верит в царство истины, в вечную жизнь души – не лжет ради спасения своей жизни, не отступает от своих нравственных принципов  

5. А теперь попробуйте дать нравственную оценку тем литературным героям, которые потерпели поражение:

ОНИ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО… ЭТО ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ…
    Наполеон (Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»)
    И.Обломов (Роман И.А. Гончарова «Обломов»)
    Д.Старцев (Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»)
    Гитлеровская Германия (Рассказ М.А. Шолохова)

6. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуация, что находит свое отражение и в известных афоризмах:

Ø «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

Ø Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.

Ø Нет предела совершенствованию мира человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно…(В. Дудинцев)

История каких литературных героев подтверждает неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение»?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7. Напишите небольшое эссе по поводу сущности одного из афоризмов:

(НАПОМИНАНИЕ: Эссе - Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это небольшое по объему произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и "воды". Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Произведите комплексный анализ текста (ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ):

Способен ли человек противостоять злу победить его утвердить добро или обречённый на поражение он должен отступить признать своё бессилие?

Нет предела совершенствованию мира человека поэтому и зло можно ограничить но победить окончательно... Вряд ли. Но пока жив человек он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

В. Дудинцев

(1)Чем дальше мы от даты 9 мая 1945 года, тем чаще видим снос памятников и мемориалов, посв_щенных Великой Отечественной войне. (2) Я говорю о январе 2007 года, когда парламент Эстонии прин_л закон "О защите воинских захоронений", который позв_ляет сносить памятники сове__ким солдатам, в час_ности, перезахоронить останки советских с_лдат из Братской могилы на холме Тынисмяги в Таллине и демонтировать Бронзового с_лдата - монумент Воину-освободителю.(3) Я говорю об апреле 2009 года, когда власти города Стрые Львовской области решили демонтировать памятник советскому Воину-освободителю, что(бы) отправить в музей т_талитаризма в качестве эксп_ната, так как, по словам депутата радикальной националистической партии «Свобода» Олега Панькевича, «памятник негативно влияет на формирование нац_онального сознания, и его устр_нение станет одним из актов утв_рждения нац_онал-государственных символов».(4) Я говорю о декабре 2009 года когда в Грузии в городе Кутаиси был снесен Мемориал Славы посв_щенный советскому народу-победителю в Великой _течественной войне.

(5)Да, наверное, молодому пок­_лению без разницы: есть мемориал или его нет!(6) А я хочу лишь напомнить.(7) Ещё 30 марта 1941 года на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер за_вил, что война против СССР будет вестись на ун_чтожение, что это будет истребительская война в полном смысле слова. (8)«У тебя, - говорилось в обращении фашис__кого к_мандования к с_лдатам, - нет сердца, нервов, на войне они не нужны. (9)Ун_чтожай в себе жалость и сочу_ствие – убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…».

(10)В Домачевском детском доме Брес__кой области Белорус_ии находилось 100 детей в возр_сте до 12 лет. (11)Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, гитлеровцы застрелили трех ребят и двух ранили.(12) Вечером 23 сентября 1942 года в детдом пр_была пятитон_ая машина с шестью вооружен_ыми гитлеровцами.(13) Воспитателям объявили, что детей перевозят в Брест. (14)Только двоим детям удалось бежать. (15)Остальные 54 ребенка и воспитательница были погружен_ы в машину и увез_н_ы в направлении станции Дубица. (16)Возле пограничного дзота, в 800 метрах от реки Западный Буг, их рас_треляли.

(17)22 марта 1943 года (не)большую белорус_кую деревню Хатынь окружил к_рательный б_таль_н войск СС особого назначения. (18)К_ратели врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу.(19)Жителей (с,з)гоняли в сарай. (20)В нем становилось все теснее. (21)Матери пытались успокоить детей, но, чу_ствуя что(то) страшное, сами не могли сдержать слез. (22)Люди в сарае (не)догадывались о своей уч_сти. (23)Они наде_лись на лучшее. (24)Ведь надежда ум_рает последней.(25) Обречен_ые не видели, что каратели обл_жили сарай соломой, облили бензином, под_жгли. (26)Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого.(27) Их сж_гают живыми! (28)Многие пытались вырваться из огня. (29)Тщетно! (30)Эсесовцы хладнокровно, без промаха рас_треливали из автоматов.(31) Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним в их жизни. (32)Мучительную смерть приняли 75 детей.

(33)Чудом выжил Иосиф Каминский. (34)Изранен_ый обг_ревший он нашел в себе силы поднят_ся когда к_ратели покинули деревню. (35)Поднялся и среди трупов отыскал изувечен_ое тело сына Адама.(36) Он ум_рал у него на руках…(37) «В огне погибли четверо моих детей и жена. (38)От деревни остались лишь печные трубы да пепел. (39)Люди, не допустите больше такого!» - сказал И.И. Каминский при откр

Наши рекомендации