Занятие 2. Поэтический мир Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

(2 часа)

План

1. Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Поэзия мысли». Семантика и функции символико-мифологических категорий; «пантеизм» как определяющая черта поэтической системы Тютчева.

2. Концепция любви. Мотивы хрупкости бытия и одиночества человека, веры и безверия, пути и судьбы.

3. Своеобразие творческого метода Тютчева; переосмысление романтической традиции. Особенности поэтического языка, афористичность лирического выражения.

4. Философские основы поэтической системы А. А. Фета. Биографический элемент лирического «я». Эстетическая созерцательность как художественная установка А. А. Фета.

5. Концепция искусства («Мир как красота»). Импрессионистичность поэтического зрения Фета, музыкальная основа его лирики.

Литература

1. Берковский, Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский, Н. Я. О русской литературе. - Л., 1985.

2. Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.

3. Кожинов, В. В. Тютчев (Серия «Жизнь замечательных людей»). - М., 1988.

4. Маймин, Е. А. Фет. – М., 1989.

5. Орлов, О. В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

6. Эйхенбаум, Б. М. Фет // Эйхенбаум, Б. М. О поэзии. - Л., 1969.

Стихотворения:

Ф. И. Тютчев: «Silentium», «Фонтан», «Не то, что мните вы, приро­да...», «Седая ночь па небосклон взошла...», «День и ночь», «Тени сизые смесились…», «Природа - сфинкс. И тем она верней...» и др.

А. А. Фет:«Шепот, робкое дыханье...», «Только в мире и есть, что тенистый...», «Я тебе ничего не скажу...», «Печальная береза», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...» и др.

Задание:

1. Назовите основные тенденции развития русской литературы 1850-х годов. Какое место в ней занимает поэзия?

2. Подумайте, насколько закономерным было появление Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в литературной жизни того времени. Чем оно сопровождалось?

3. Проанализируйте особенности образной системы Ф. И. Тютчева. Какое место в ней занимают образы природы? человек? Попробуйте приме­нить понятие пантеизма к поэтической системе Ф. И. Тютчева.

4. Обратите внимание на звуковые образы в стихотворениях А. А. Фета.

Занятие 3. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»

(2 часа)

План

1. Гоголевские традиции в повести. Смысл и значение подзаголовков по­вести в редакции 1846 года («Приключения господина Голядкина») и 1866 года («Петербургская поэма»).

2. Фантастика и реальность в структуре повести. Фольклорные и литератур­ные источники.

3. Образ Якова Петровича Голядкина и его двойника. Социальные и пси­хологические мотивировки раздвоенности героя. Появление Голядкина-младшего и его место в художественном мире повести.

4. Особенности субъектно-речевой организации повести. Слово героя и сло­во рассказчика. Внутренний диалог героя, его формы и функции. Испо­ведальный характер слова героя.

Литература

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 242-265.

2. Ветловская, В. Е. Ф. М. Достоевский // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. - Л., 1982. - С. 12 – 69.

3. Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского. - Л., 1985. - С. 72-95.

4. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 240- 246.

5. Наседкин, Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. – М., 2003.

6. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу (любое издание).

7. Добролюбов, Н. А. Забитые люди (любое издание).

Задание:

1. Ознакомьтесь с указанной литературой. Подготовьте ответы на сле­дующие вопросы:

а) как оценивали В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов повесть Ф. М. Досто­евского «Двойник»?

б) какие оценки получила повесть в современном литературоведении?

2. Сделайте конспект работы М. М. Бахтина. Как понятие «чужого слова» при­менимо к повести Ф. М. Достоевского?

3. Проанализируйте элементы фантастики в повести. Для чего они необходимы? Найдите в мире повести образы и ситуации, перекликающиеся с фоль­клорными жанрами.

4. Проанализируйте образ главного героя.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Русская литература первой трети XIX века

Вариант I

1. Дайте определение элегии. Каких вы знаете поэтов в XIX и XX вв.,

у которых есть стихотворения в жанре элегии? Вспомните их названия.

2. Какие исторические события повлияли на развитие романтизма в России? Почему?

3. Сформулируйте основные ценностные предпочтения романтизма.

4. Какая евангельская притча лежит в основе повести А. С. Пушкина «Стан­ционный смотритель»? Какой это имеет смысл для данной повести?

5. Назовите мотивы, объединяющие «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.

6. Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обоз­начьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте ком­позицию, особенности лирического героя и т. д.

Вариант II

1. Дайте определение балладе. Каково происхождение этого жанра?

Какие известные вам писатели и поэты обращались к жанру баллады?

2. Назовите основные периоды в развитии русского романтизма.

3. Как повлияли романтические тенденции на творчество писателей первой трети XIX века? Назовите конкретные примеры.

4. Назовите мотивы, объединяющие пьесы, входящие в цикл «Маленькие трагедии»
А. С. Пушкина.

5. Подумайте и ответьте, почему драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова имеет такое название.

6. Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обоз­начьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте ком­позицию, особенности лирического героя и т. д.

Русская литература второй трети XIX века

Вариант I

1. Чем характеризуется так называемое «гоголевское направление» в литературе?

2. Что такое беллетристика? Какое место занимает это понятие в развитии русской литературы второй половины XIX века?

3. Какова эстетическая программа «натуральной школы»?

4. Какие жанры стали особенно популярными в 40-60-е годы XIX века?

5. Поясните смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

6. Назовите типы читателя, описанные в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Вариант II

1. Что такое процесс демократизации литературы?

2. Что такое русский реалистический роман? Опишите его характерные чер­ты.

3. Дайте определение утопии. Какие утопические произведения XIX ве­ка вам известны?

4. Что такое русский реалистический театр? Кто его создатель и идеолог?

5. Какова композиция романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»? Ка­кой смысл она имеет?

6. Какая роль отведена образу рассказчика в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника»?

Русская литература третьей трети XIX века

Вариант I

1. Что такое сказ? Кто из писателей XIX века активно использовал в своем творчестве сказовую форму?

2. Сформулируйте эстетические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Каков смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение»?

4. Назовите основные особенности чеховского театра.

Вариант II

1. Что такое аллегория? В каких произведениях XIX века можно увидеть этот литературный прием?

2. В чем заключается психологизм творчества Л. Н. Толстого?

3. Как изображена семья в романе М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»?

4. Проанализируйте жанровое движение в творчестве А. П. Чехова.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности русского романтизма. Баллада как один из ведущих жанров эпохи романтизма. Баллады В. А. Жуковского.

2. Лирика В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии: тра­диции сентиментализма и романтизма.

3. Лирика А. С. Пушкина: этапы развития, особенности образной системы. Художественное осмысление образа Музы, поэта, поэзии. Анализ 2-3 сти­хотворений.

4. «Южные» поэмы А. С. Пушкина как романтические произведения. Тип романтического героя. Романтический конфликт.

5. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как цикл. Особенности конфликта. Противоречие как способ организации внутреннего мира героя.

6. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»: жанровые особенности, харак­тер конфликта. Анализ пространственно-временной организации. Роль ремарок.

7. «Повести Белкина» А. С. Пушкина как художественное целое: анализ на уровне сюжета, образной структуры, типа героев. Образ И. П. Белкина как цик­лообразующий элемент повествовательной структуры текста.

8. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»: пространственно-временная ор­ганизация; образ карточной игры. Или: Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Образ главного героя. Роль образа Петра I в поэме. Столкно­вение человека и истории.

9. Своеобразие литературного процесса 1830-х годов. Становление реалис­тической художественной системы.

10. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя как художественное целое. Анализ 1-2 повестей.

11. Соотношение романтической и реалистической эстетики в «Петербург­ских повестях» Н. В. Гоголя. Смысл фантастических образов.

12. Этапы творчества М. Ю. Лермонтова. Особенности поэтической систе­мы. Подробный анализ одного стихотворения.

13. Драма «Маскарад»: особенности жанра, система персонажей, тип конф­ликта.

14. Своеобразие литературного процесса 1840-60-х годов. «Натуральная шко­ла» в истории русского реализма.

15. Проблема целостности и особенности организации «Записок охотника» И. С. Тургенева. Связь с традициями «натуральной школы» и их пере­осмысление.

16. Соединение реалистического и романтического методов в романе «Дво­рянское гнездо» И. С. Тургенева. Система персонажей; смысл названия.

17. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как «роман частных судеб» (Н. А. Вердеревская). Герои-идеологи в романе. Образ города и деревни. Или: Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Особенности сюжета. Характеристика героев.

18. Особенности художественной формы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: образ читателя и образ автора; специфика композиции и сюжета.

19. Система персонажей в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Про­блема «нового» и «старого»; традиции жанра утопического романа.

20. Поэтика лирики Ф. И. Тютчева. Влияние идей Шеллинга. Философия пантеизма. Анализ стихотворения.

21. Особенности поэтического мира А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Музыкальное начало в поэзии Фета. Анализ стихотворения.

22. А. Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Драма «Бесприданница»: конфликт, система персонажей.

23. «Снегурочка» А. Н. Островского: фольклорная природа, специфика об­разной системы.

24. Роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Образы геро­ев. Проблемы семьи и общества, личного и частного.

25. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского-«роман-синтез». Смысл ком­позиции; образы героев. Или: Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: цен­тральная коллизия; тип героя; система персонажей.

26. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»: фантастика и реальность; тема «двойничества» в художественном пространстве повести.

27. Полифонизм романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Художественное преломление образа семьи.

28. Сказ как вид литературного повествования в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. Особенности сюжета. Или: Организация повествования в произведении Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». Смысл названия.

29. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» как роман нового типа. Характер конфликта. Система персонажей.

30. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Внутренний монолог героя как способ организации повествования. Философское содержание. Или: Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Особенности повествования. Компо­зиция. Специфика изображения внутренней жизни героя.

31. Творчество В. М. Гаршина. Жанровое своеобразие рассказов. Гаршинский герой и способ его мышления. Пространственно-временная орга­низация произведений.

32. Рассказы В. Г. Короленко. Специфика жанра. Тип героя. Анализ одного рассказа. Или: повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Об­раз музыки, его место в смысловой организации повести. Особенности поэтики.

33. Рассказы А. П. Чехова. Особенности поэтики. Образ человека в прозе Чехова. Анализ 2-3 рассказов.

34. Драматургия А. П. Чехова. Особенности чеховского театра. Система пер­сонажей, специфика конфликта.

Наши рекомендации