Народное художественное творчество»
Актерское искусство»,
Культурология»
Кемерово 2011
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
Культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра литературы и русского языка
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(РАЗДЕЛ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»)
Учебно-методический комплекс для студентов
специальностей
Библиотечно-информационная деятельность»,
Режиссура ТПП»,
Народное художественное творчество»,
Актерское искусство»,
Культурология»
Кемерово 2011
Утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка 3. 03. 2011 г.,
протокол № 8.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного института
Теория и история литературы (Раздел «Русская литература XIX века») [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов специальностей 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 071301 «Народное художественное творчество», 070201 «Актерское искусство», 031401 «Культурология» / сост. М. В. Литовченко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 24 с.
Составитель: канд. филол. наук М. В. Литовченко
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс «Теория и история литературы» (раздел «Русская литература XIX века») предназначен для студентов специальностей 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 071301 «Народное художественное творчество», 070201 «Актерское искусство», 031401 «Культурология».
Раздел «Русская литература XIX века» является частью общего базового курса «Теория и история литературы», который предусмотрен федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
«Русская литература XIX века» является историко-литературным курсом. Поэтому актуальность его включения в учебный план специальностей обусловлена тем, что он является логическим продолжением предыдущего курса, а также историко-литературной базой для последующего изучения дисциплины «Теория и история литературы». Эта преемственность важна как в изучении историко-литературного процесса в целом, так и в постижении творчества отдельных писателей.
Кроме того, для целостной, духовно развитой личности весьма актуальным является адекватное восприятие искусства как такового, способность воспринимать литературный процесс как систему, имеющую собственные закономерности и логику.
Главная цель курса - создать у студентов базу историко-литературного характера; осознать литературу в ее динамике, преемственности, неизменности и новизне; способствовать постижению генезиса литературы в целом и отдельного произведения; сформировать умение выявлять в конкретных литературных произведениях художественно-эстетические принципы, характерные для той или иной эпохи.
Поставленная цель предполагает ряд задач, которые необходимо решить в процессе изучения данного курса:
− систематическое усвоение основополагающих понятий теории и истории литературы;
− формирование у студентов соответствующего понятийно-категориального аппарата;
− усвоение историко-литературного контекста;
− выработка навыка анализа и интерпретации художественного произведения;
− повышение читательской компетенции студентов, выработка навыка осмысленного чтения.
Структура лекционного курса представляет собой три блока. Это деление обусловлено общепринятым в науке о литературе делением XIX века на три периода: первая треть XIX века (1800-1840-е годы), вторая треть XIX века (1840-1860-е годы) и третья треть XIX века (1860-1890-е годы). В целом учебный курс организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыдущих историко-литературных курсов.
В учебно-методическом комплексе учитывается связь со смежными гуманитарными дисциплинами: философией, историей, культурологией, религиоведением. Поэтому в ходе лекционного курса большое внимание уделяется проблемам культурологическим, общеэстетическим, филологическим. Ключевая особенность литературного процесса заключается в многообразных взаимосвязях литературы и публицистики, политики, других форм общественной деятельности. Литературная жизнь XIX века становится значимым фактором общественной жизни, тем самым появляется целый ряд новых явлений и понятий: беллетристика, критика, литературный журнал.
Курс «Русская литература XIX века» изучается в течение одного семестра и включает 28 лекционных занятий и 6 семинарских занятий. В рамках данного учебного курса предусмотрены контрольные задания.
Учебно-методический комплекс включает общие методические рекомендации по изучению курса, тематический план и содержание курса, планы практических занятий, списки рекомендуемой учебной и научной литературы, список контрольных вопросов и заданий, а также вопросы к экзамену.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Указанные выше цели и задачи курса «Русская литература XIX века» могут быть успешно достигнуты с учетом некоторых важных особенностей методологического характера. Данный курс является историко-литературным курсом, что требует особого подхода к нему в рамках учебной деятельности. С одной стороны, необходимо учитывать знания, полученные студентами из других дисциплин в курсе «Теория и история литературы», а с другой стороны, особый смысл приобретает соответствие рассматриваемого учебного материала установке студентов на дальнейшее успешное обучение.
Изучение данного курса студентами необходимо для расширения общекультурного, профессионального кругозора, для формирования целостно развитой личности. Данный курс дает необходимое понимание, основанное на глубокой научной базе, о преемственности русской литературы, о закономерностях ее развития. Студент должен воспринимать литературу не как «школьный предмет», а как сложную подвижную систему, имеющую собственные законы. Только при таком восприятии художественной культуры, в том числе и литературы, возможно продуктивное изучение подобных дисциплин.
В процессе изучения курса студенты должны хорошо усвоить и представлять характер и закономерности развития русской литературы XIX века, основные особенности литературных эпох, специфику стиля отдельных писателей. В этой связи в изучаемом периоде выделяются наиболее значимые произведения русской литературы, наиболее ярко представляющие соответствующую эпоху. При изучении курса студенты должны ознакомиться с рядом теоретических понятий, необходимых для характеристики литературного процесса XIX века, а также усвоить некоторые литературоведческие категории, используемые для анализа художественного произведения (список ключевых понятий отражен в соответствующем перечне в конце учебной программы).
Следует отметить, что указанная цель и задачи, а также требования, предъявляемые студентам в процессе изучения курса «Русская литература XIX века», могут быть реализованы только при постоянном соотнесении основных реалий и фактов развития литературы рассматриваемого периода с апелляцией к соответствующим художественным текстам, их анализом и интерпретацией.
Анализ литературных произведений является важнейшей составляющей курса истории русской литературы XIX века. Только посредством включения студента в процесс анализа или интерпретации налаживается живой контакт между произведением и его читателем. Поэтому связь теоретических, историко-литературных знаний с конкретным художественным материалом должна ощущаться студентами как обязательная и насущная. Курс строится таким образом, что постоянное обращение к тому или иному художественному тексту является неотъемлемой частью работы преподавателя и студента как на лекциях, так и на семинарских занятиях. При этом усвоенные студентами термины и понятия, характеризующие литературный процесс и сам внутренний мир литературного произведения, должны свободно применяться в процессе работы над конкретными произведениями. Данная методологическая установка актуальна для всех видов деятельности и учебных форм указанного курса. Именно поэтому формулировки некоторых экзаменационных вопросов, вопросов контрольных и практических заданий отличаются общетеоретической направленностью (например, особенности конфликта, специфика образной системы, проблема целостности и т. п.). Эти вопросы призваны активизировать мыслительную способность студентов в процессе интенсивного освоения и понимания художественных произведений, а также отражают сам «ход» анализа литературного произведения. Грамотный анализ немыслим без актуализации многообразных аспектов: художественного, культурологического, исторического, национального и др. Тем самым художественное произведение обретает статус феномена в противовес узкопримитивной трактовке произведения только как «иллюстрации» определенных художественных направлений и школ литературы XIX века.
Основными формами организации учебного процесса по изучению русской литературы XIX века являются лекции, семинарские занятия, выполнение контрольных работ, консультации по темам, которые предложены для самостоятельного изучения.
Курс «Русская литература XIX века» предполагает также самостоятельную работу студентов. В ходе самостоятельной работы над изучением курса студент должен вести конспект лекций, изучать нужные главы учебных пособий (см. список литературы), обращая особенное внимание на те аспекты курса, которые подробно не освещаются в лекциях. Также в обязанности студента входит подготовка к семинарским занятиям и чтение обязательного минимума художественных текстов (см. планы занятий и список художественных текстов). В процессе чтения, анализа художественных произведений студентам предлагается вести (по желанию) «читательский дневник», содержащий выписки цитат, отдельных фрагментов текста. Дневником разрешается пользоваться на экзамене при подготовке устного ответа, но с условием отсутствия в дневнике конспектов лекций, энциклопедических и научно-исследовательских статей.
Курс русской литературы XIX века завершается экзаменом, который имеет форму устного ответа на экзаменационные вопросы. Экзаменационная оценка также может выставляться по итогам контроля самостоятельной работы студентов (тестовые и контрольные задания, собеседования по отдельным темам и разделам курса), с обязательным учетом работы на семинарских занятиях. Основным требованием допуска к экзамену является соответствующее количество прочитанных студентом художественных произведений из представленного списка обязательной литературы. Студент, не прочитавший или прочитавший не полностью произведения из списка, к экзамену не допускается. Также абсолютно неприемлемым представляет-ся чтение произведений русской классической литературы в сокращенном варианте. Подобные действия студентов будут расцениваться как грубейшее нарушение в рамках данной учебной дисциплины. Обращение к хрестоматиям или кратким популярным изложениям допустимо только в случае, когда студент желает освежить в памяти сюжетные ходы уже прочитанного в полном варианте произведения.
На экзамене студент должен показать знание историко-литературных фактов XIX века, а также умение анализировать художественное произведение. Методика анализа и интерпретации художественного текста будет предложена в ходе чтения лекционного курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
лекц. | практ. | ||
Раздел I. Первая треть XIX века | |||
1.1. Русский романтизм. Творчество В. А. Жуковского | - | ||
1.2. Творчество А. С. Пушкина. Лирика А. С. Пушкина | - | ||
1.3. Романтические поэмы А. С. Пушкина | - | ||
1.4. Драматургия А. С. Пушкина | - | ||
1.5. Проза А. С. Пушкина | - | ||
1.6. Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад» | - | ||
1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество Н. В. Гоголя | - | ||
Итого по разделу | |||
Раздел II. Вторая треть XIX века | |||
2.1. Литературный процесс 1840-х - середины 1860-х гг. Творчество И. С. Тургенева | - | ||
2.2. Творчество И. А. Гончарова | - | ||
2.3. Поэтическое творчество Ф. И Тютчева и А. А. Фета | - | ||
2.4. Творчество Н. Г. Чернышевского | - | ||
2.5. Драматургия А. Н. Островского | - | ||
Итого по разделу |
|