Система прямых значений слова. Художественные функции синонимов и антонимов.

Следует обратить внимание на то, что синонимы и антонимы выполняют в нашей речи различные функции. Синонимы позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов, служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления, помогают выразить отношение субъекта речи к предмету высказывания. Антонимы составляют особое лексическое единство и, употребляясь в контексте совместно, они нередко придают высказыванию особую точность, выразительность, эмоциональность.

В работе с синонимическими и антонимическими средствами необходимо привлекать примеры из художественных произведений, а также отсылать учащихся к словарям («Краткие словари синонимов», составленные В.Н.Клюевой и З.Е.Александровой, «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова).

Форма отчетности:индивидуальные задания по определению роли синонимов и антонимов в предложенных художественных текстах.

Формы контроля и закрепления изученного:

- составление синонимических рядов;

- выборочные диктанты с заданием: выписать синонимы или антонимы из художественных текстов;

- семантико-стилистический анализ синонимов (найти стержневое слово синонимического ряда, указать разницу в значении синонимов и определить мотивы авторского выбора слова, расположить слова по степени убывания признака);

- составить тексты с синонимами и антонимами;

- сопоставить два художественных образа и указать использованные автором синонимы и антонимы, комментируя его выбор;

- рассмотрение нескольких редакций отрывков из произведений художественной литературы с обсуждением причин замены синонимов и антонимов;

- редактирование художественных текстов и определение изменения смысловых оттенков после замены слов синонимичными.

- выявление в тексте художественных приемов, основу которых могут оказаться синонимы или антонимы (антитеза, образный параллелизм, эпитет, градация, оксюморон и др.).

Вопросы для самоконтроля:

- Что включает в себя понятие художественной речи?

- Какие языковые явления входят в систему прямых значений слова?

- Какие виды тропов основаны на категории количества?

- Какие фонетические явления рассматривает звукопись?

.Понятие о теме, проблеме и идее художественного произведения.

1. Понятие о теме, проблеме и идее. Тематика, главные и частные темы, тематический мотив.

2. Соотношение темы и проблемы. Типы проблематики.

3.Идея как отражение авторского мировоззрения.

Ключевые слова: тема, тематика, тематический мотив, лейтмотив, проблема, проблематика, идея, пафос.

Литература:3,4,8,13,29,21.

До настоящего времени в литературоведении нет четкого разграничения понятий «тема», «проблема» и «идея» художественного произведения. Существует множество определений, смешивающих эти термины в единое целое. Наиболее удачное разграничение, на наш взгляд, в свое время было проведено П. Поспеловым, Ф. Головенченко, А. Есиным.

Тема(от греч. thema – нечто, положенное в основу) - объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, взаимоотношения человека с обществом, природой, бытом), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Это область отражения реальности.

Например, тема рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий» - «Мелкое русское чиновничество конец XIX века» (нейтральна).

Проблема(от греч. problema – нечто, брошенное вперед, выделяемое из других сторон жизни) – область осмысления, понимания отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. Это область постановки вопросов.

Проблема рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий» - «Добровольное холопство в среде мелкого чиновничества того времени, вопрос о причинах и целях самоунижения» (выявляет авторскую точку зрения, сопоставляет различные ценности).

Идея(от греч.idea - первообраз, идеал) - главная мысль, выраженная в образной форме. Это сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и отдельным его проявлениям, где утверждается или отрицается определенная система ценностей. Это область художественных решений.

Идея рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий» - «Утверждение чести и внутреннего достоинства, отрицание добровольного лакейства» (автор утверждает одну систему ценностей и отрицает другую).

Тематикав большей степени является объективной стороной содержания, однако в самом отборе жизненных явлений выражается авторская индивидуальность, субъективность. Для верного определения темы конкретного произведения необходимо раскрыть характеры, воплощенные в персонажах. Так, тема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - не конфликт Чацкого с фамусовским обществом (это художественные образы, вымысел, а тема идет из действительности), а конфликт между просвещенным и патриархальным дворянством в России нач. XIX века.

При анализе тематики следует различать следующие виды тем:

Конкретно-исторические –раскрывающие характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они не повторяются во времени и локализованы в пространстве (тема «лишнего человека» в русской литературе XIX века, тема Великой Отечественной войны): «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Вечные -фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, в различных вариациях повторяются во времени и пространстве (темы любви, дружбы, взаимоотношений отцов и детей): «Я вас любил» А.С. Пушкина.

Нередко единая тема художественного произведения объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты, одинаково важные для осмысления художественного произведения. Так, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» это: 1) столкновение дворянства и разночинцев; 2) взаимоотношения поколений, разделенных возрастным барьером.

Наряду с вечными и конкретно-историческими темами в произведениях запечатлевается индивидуальный, духовно-биографический опыт авторов. Такая литература называется автобиографической, а по отношению к лирике её называют ещё автопсихологической. Произведения «исповеднического характера» повествуют о собственных жизненных ситуациях, переживаниях («Поэма без героя» А.Ахматовой).

Проблематика – область осмысления, понимания отраженной реальности. На этом уровне читателю как бы предлагается диалог, дискуссия о какой-либо системе ценностей. Этот аспект художественного произведения был глубоко проанализирован М. Бахтиным, который пришел к выводу о том, что художественное произведение – особая форма литературоведческого научного познания, познания как диалога автора и читателя. Это познание, по идее Бахтина, является бесконечным до тех пор, пока продолжают сменяться поколения читателей.

Если количество тем довольно ограничено, то количество проблем бесконечно. Своеобразие проблематики в значительной мере обусловливает специфику автора. Так, одну и ту же тему поэзии А. Пушкин рассматривает через проблематику «служенья муз», М. Лермонтов акцентировал внимание на одиночестве поэта, В. Маяковский – на отношении к поэту как к рабочему, производящему стихи, и т.п.

Для выявления художественного своеобразия произведения значительную роль играет определение типа проблематики в данном художественном произведении (работы М.М. Бахтина, Г.Н. Поспелова, А.Б. Есина). Выделяются следующие типы проблематики:

1.Мифологическая – фантастико-генетическое осмысление какого-либо явления природы или культуры: фольклор, античная литература, современная научно-фантастическая литература. (Миф о Прометее).

2.Национальная. Рассмотрение внешнего исторического бытия нации, народа, а также сущности национального характера. («Слово о полку Игореве», «Василий Теркин» В. Твардовского).

3.Социокультурная. Изучение устойчивых общественных отношений, условий и образа жизни какой-либо части общества. Акцент делается на устойчивые, повторяющиеся особенности бытия и мировоззрения большой группы людей, на статику общественного состояния. («Ревизор» Н.Гоголя, «Волк и ягненок» И. Крылова).

4.Романная. Главный интерес сосредоточен на проблеме личности, рассматриваемой в динамике, в развитии.

5.Философская. Осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, «истины в конечной инстанции», статики закономерностей («Пир во время чумы» А.Пушкина, «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, лирика Ф. Тютчева).

Произведение, проблематика которого представляет собой осмысление различных сторон многих различных характеров, изображенных в произведении, называется многопроблемным произведением.

Для правильного осмысления художественного произведения понятие идеи должно включать в себя также систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения. В сфере идеи выявляется авторское отношение к миру и его ценностям. Идея является главной обобщающей мыслью художественного произведения. Она может формулироваться автором в тексте произведения, высказываться каким-либо персонажем или же проявляться в подтексте. При этом важно помнить, что вычленяемая из произведения идея несколько упрощает и объединяет его смысл, это лишь «одна из правд, которую можно сказать» (Л. Толстой).

Конфликт – столкновение, противоположность между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия. Конфликт – ядро темы, а его разрешение – это главный момент идеи. Конфликт является движущей силой произведения, источником развития сюжета.

Вопросы для самоконтроля:

- Каковы способы художественного выражения идеи произведения?

- Приведите примеры произведений ко всем видам пафоса.

- В чем различие между героикой и романтикой, сатирой и юмором, сатирой и инвективой?

- Каково соотношение темы и идеи с конфликтом?

Наши рекомендации