Система заданий на установление литературных параллелей
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых сложных заданий по литературе для учащихся является поиск литературных параллелей, аллюзий и реминисценций в художественном произведении. Часто литературный текст воспринимается учащимися вне исторического контекста, вне литературных традиций. И задача учителя как раз в том и состоит, чтобы научить видеть взаимосвязи между литературными текстами, представлять литературный процесс как целостное явление.
В данном пособии представлены задания, которые направлены на поиск связей между произведениями, разными по жанру, по принадлежности к исторической эпохе, но имеющими схожую тематику или проблематику.
Задания сгруппированы по фамилиям писателей, чье творчество входит в программу изучения литературы 19 века. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина можно обратиться к традиции изображения родительского наказа или «темы сумасшествия» в русской литературе; а при знакомстве с произведениями А.П.Чехова подвести своеобразный итог изучения образа «маленького человека».
Стоит также обратить внимание на то, что литературные традиции не ограничиваются одним-двумя произведениями, как правило, ключевые темы, проблемы и образы являются сквозными и проходят, так или иначе, через многие произведения. Поэтому, изучая творчество А.С. Пушкина и находя параллели с текстами 18 – начала 19 века, нельзя забывать, что впоследствии и Гоголь, и Достоевский, и другие писатели продолжат традицию, привнеся свой индивидуальный взгляд на проблему или художественный образ. Если проводить поиск параллелей в системе, то формулировка обобщений не составит для учащихся никакого труда. В сносках к ряду материалов на это также обращено внимание.
В конце пособия приведена таблица (ПРИЛОЖЕНИЕ), где сгруппированы произведения по темам, образам, особенностям сюжета и композиции. Безусловно, она не носит исчерпывающий характер и может быть дополнена. С этими материалами можно работать и при изучении творчества конкретного писателя или поэта.
Представленные задания можно использовать как для подготовки учащихся к олимпиадам по литературе, так и для подготовки к ЕГЭ (задания С2, С4 – работа с контекстом).
А.С. Пушкин
Задание 1
В каких произведениях русской литературы нашла отражение тема сумасшествия? В чем своеобразие раскрытия данной темы в художественных произведениях русских писателей?
Для ответа:
А.С. Пушкин «Медный всадник» (настоящее сумасшествие Евгения от потери любимой Параши, возможность выразить своеобразный «бунт» против власти – грозит кулаком Медному всаднику и говорит: «Ужо тебе!»)
А.С. Пушкин «Не дай мне, Бог, сойти с ума» (выбор между сумасшествием и другими несчастьями в жизни: лучше нищета, чем отсутствие разума; пушкинское «Да здравствует разум!»)
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (мнимое сумасшествие, объявление Чацкого в светском обществе сумасшедшим из-за слуха, распущенного Софьей; сумасшедший, потому что не такой, как все – перекличка с Достоевским)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(временное помешательство Раскольникова после совершения им преступления, ощущение отчужденности от мира, во всех видит врагов, мнительность, непонимание некоторых своих поступков; второй сон – вновь совершенное убийство старухи топором, а она смеется над убийцей)
Ф.М. Достоевский «Идиот» (мнимое сумасшествие, которое приписывают герою за его незлобивость, желание помочь, наивность)
Ф.М. Достоевский «Записки сумасшедшего»[1]
Задание 2
Вспомните, в каких еще произведениях русской литературы вы встречали родительские наказы. Почему, на ваш взгляд, эти заветы так отличаются друг от друга?[2]
Для ответа:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отец-офицер завещает сыну Петруше Гриневу служить честно: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отец завещал Молчалину прислуживаться:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.»)
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (мать Митрофана, госпожа Простакова, посетив один из уроков сына, поучает свое чадо: «не учись этой дурацкой науке», выражая свое отношение в образованию и просвещению)
Задание 3
Найдите сходство в проблематике повести В. Распутина «Пожар», романа В. Быкова «Сотников» и повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Ответ: общая проблема: нравственный выбор человека в трудной жизненной ситуации, проблема совести и чести
Задание 4
Найдите сходство в восприятии образа моря в творчестве А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.
Для ответа:
А.С. Пушкин «К морю»(романтический образ, обращение как к живому существу), «Евгений Онегин»(лирическое отступление о море: «Адриатические волны…», «Ты помнишь море пред грозою//Как я завидовал волнам…»; море и любовь не разделимы)
В.А. Жуковский «Море»(восхищение морем, разделение моря и неба и земной жизни – двоемирие романтизма)
М.Ю. Лермонтов
Задание 1
В каком произведении 19 века, кроме романа Лермонтова «Герой нашего времени», образ дороги играет ключевую роль и помогает автору показать становление, развитие характера героя?
Для ответа:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (дорога Печорина по Кавказу и из России в Персию – путь одиночества героя, путь разрушения собственной жизни и жизни тех, с кем сталкивает героя судьба (княжна Мери, Бэла, Вера, Грушницкий, контрабандисты)
«Выхожу один я на дорогу» (дорога – кремнистый путь, по которому герой не хочет идти, мечта о покое)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (дорога из дома Петруши Гринева – дорога, которая учит жизни, выявляет качества характера персонажа: случай с проигранными Петрушей деньгами, встреча с Пугачевым в пургу)
Задание 2
Какие традиции пушкинской лирики продолжает М.Ю. Лермонтов? Что нового привносит поэт в трактовку художественных образов и тем?
Для ответа:
Можно предложить учащимся сопоставить стихотворения поэтов с одинаковыми названиями: «Пророк», «Узник», «Кинжал», «Демон».
Не обязательно выполнять эту работу в виде классического сопоставительного анализа, можно предложить составить таблицу, обратив внимание на формальные элементы текстов.
Например
«Демон» Пушкина | «Демон» Лермонтова |
Есть лирический герой (местоимения «мне», «наши встречи», «меня») и есть демон («он», «его» - анафора, «злобный гений») Дистанция между героями по желанию самого лирического героя | Есть только «он» (анафора), дистанция, недосягаемость |
Демон спускается к герою (пространство текста) | Демон в вышине, над миром «Носясь меж дымных облаков… Стоит его недвижный трон; На нем средь ветров онемевших…» |
Демон – это мир прошлого («В те дни, когда мне были новы // Все впечатленья бытия…»; «Тогда какой-то злобный гений //Стал тайно навещать меня».) | Демон – это настоящее («Он любит … сидит…//Он недоверчивость вселяет…Он все моленья отвергает.//Он равнодушно видит кров».); все глаголы в настоящем времени |
Нет равнодушия («язвительные речи, вдохновенье презирал, на жизнь насмешливо глядел») | Двойственный («равнодушно видит» НО «голос страстей») |
И.А. Гончаров
Задание 1
Как звали слугу И.И.Обломова? В каких произведениях русской классики образ слуги дополняет характеристику хозяина?
Для ответа:
Слуга Обломова – Захар
«Мертвые души» (лакей Петрушка – слуга ПавлаИвановичаЧичикова)
«Капитанская дочка» (Савельич – слуга Петруши Гринев)
«Ревизор» (Осип – слуга Ивана Александровича Хлестакова)
Задание 2
Определите, в чем можно найти сходство между Обломовым и героем рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».
Для ответа:
Оба героя отгородились от мира, и их единственным желанием было, чтобы их, в конечном итоге, оставили в покое
Задание 3
Определите, в чем можно найти сходство между Обломовым и героями романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Для ответа:
Всех этих героев можно отнести к типу «лишних людей». Обладая знаниями и имея возможности для самореализации, эти герои испытывают лишь скуку от жизни, не видят цели и не имеют ни малейшего желания воплощать какие-либо грандиозные замыслы.
А.Н. Островский
Задание 1
В каких произведениях русской классики нашли отражение нравы купеческого мира, в чем эти произведения можно сопоставить с драмой А.Н. Островского «Гроза»?
Для ответа:
Задание 2
Ф. Одоевский говорил: «Я считаю, что на Руси есть три трагедии: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. В чем парадоксальность подобной точки зрения? Что дает основание критику так оценить произведения?
При работе над данным заданием необходимо будет вспомнить проблематику произведений Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, характеристику образной системы, жанровые особенности, привлечь знания, полученные в 8 и 9 классах
Для ответа:
Все названные Ф. Одоевским произведения по жанру являются комедиями, критик называет их трагедиями, делая акцент на проблемах, которые поднимаются в произведениях. Авторы всех четырех пьес рисуют страшные картины российской действительности 19 века, выявляют пороки общества (крепостное право, необразованность дворянства, взяточничество, чинопочитание, неисполнение чиновниками своих прямых обязанностей, дикость нравов в купеческой среде, отсутствие уважения друг к другу в семье, разрушение традиций и т.п.). В центре внимания автора в каждом из этих произведений, кроме центральных героев, - отношения в семье, разрушение семейных ценностей, традиций.
И.С. Тургенев
Задание 1
В каких произведениях русской литературы спорявляется средством характеристики персонажей?
Для ответа:
Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети" (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров)
Максим Горький "Старуха Изергиль" (Ларра и племя скотоводов)
Михаил Афанасьевич Булгаков "Собачье сердце" (Филипп Филиппович Преображенский и Иван Арнольдович Борменталь)
В споре отражается речевая характеристика персонажа, взаимоотношения участников спора и их взгляды на то или иное событие, явление.
Задание 2
Один из вопросов, по которому расходятся точки зрения Базарова и П.П. Кирсанова в романе «Отцы и дети», - это отношение к искусству. В каком еще произведении русской литературы рассматривается подобная тема?
Для ответа:
И.С. Тургенев «Отцы и дети» («Рафаэль гроша ломаного не стоит», «искусство наживать деньги, а более - геморроя»)
Н.В. Гоголь «Портрет» (истинное и ложное искусство; истинное вызывает восхищение и остается в памяти людей на века, хотя требует огромных усилий, а ложное дает материальное благополучие, но оно временно и не дает морального удовлетворения художнику)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Задание
В сказке М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» отец завещает пескарю остерегаться, беречь свою жизнь: «Жизнь прожить – не мутовку облизать. Гляди в оба».
Вспомните произведения русской литературы, в которых важную роль играет наказ (завет) отца, как способ передачи традиций из поколения в поколение. Сделайте вывод о том, как изменялись отцовские наказы в литературе 19 века?
Для ответа:
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отец завещал Молчалину «угождать всем людям без изъятья…»)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отец-офицер завещает сыну Петруше Гриневу служить честно: «От службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»)
Н.В. Гоголь «Мертвые души»(отец завещает Павлуше беречь копейку: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»)
Л.Н. Толстой «Война и мир»[3] (наказ отца, старого князя Болконского, сыну Андрею перед отправлением последнего в армию: не опозорить честное имя отца, служить так, чтобы стыдно не было отцу за сына)
Каждый из героев идет по жизни, следуя заветам отца, не пренебрегает ими, наказы отражают особенности воспитания и образа жизни семей: жизнь по чести у Гриневых (Петруша защищает честь Маши Мироновой и свою – дуэль со Швабриным), страх за свою жизнь у пескарей (премудрый пескарь всю жизнь прячется и умирает в одиночестве, прожив сотню с небольшим лет), жажда накопительства и обогащения у Чичиковых (Павлуша постоянно поднимается, несмотря на удары судьбы, и упорно идет к своей цели), стремление выбиться в люди с помощью лести и интриг у Молчалиных (например, лицемерие героя в отношениях с Софьей и Лизой)
А.Н. Некрасов
Задание 1
В каких произведениях русской литературы 19 века одну из ключевых ролей играет образ дороги (мотив пути, странствия)? Какие возможности предоставляет автору использование этого образа (мотива) для воплощения художественного замысла произведения?
Для ответа:
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (дорога, по которой путешествуют крестьяне, дает возможность автору показать масштабный образ русской земли, встречи на пути с представителями самых разных сословий, в данном случае дорога объединяет всех героев поиском ответа на один вопрос – кто счастлив?)
Н.В. Гоголь «Мертвые души»(мотив дороги – ключевой, вспомним путешествие Чичикова, лирическое отступление о дороге: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и "Не белы снеги", и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души - все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке - что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся - и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего - везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок - и опять проснулся. На вершине неба солнце. "Полегче! легче!" - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.»; лирическое отступление о России – птице-тройке в финале первого тома: от жизненного пути предпринимателя Чичикова к пути развития России)
Н.С. Лесков «Очарованный странник» (путешествие Ивана Флягина по России – поиск себя, своего места в жизни, поиск Бога, так как герой был обещан Богу: «…взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь, а по стенам крылатые ангелы…»; дорога приводит его к монастырю, просьбе о новом более совершенном духе и новой цели в жизни: «Мне за народ очень помереть хочется»)
Ф. И. Тютчев
Задание 1
Какая тема объединяет стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» и Ф. И. Тютчева «Silentiun»?
Ответ: общая тема – невозможность высказать словами то, что хранится в душе человека, то, что ты видишь в окружающем мире; бедность человеческого языка («Невыразимое подвластно ль выраженью» и «Как сердцу высказать себя//Другому как понять тебя?»)
Задание 2
Какой образ (какая тема) сближает стихотворения А.С. Пушкина «Подражание Корану» (IX), М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и В.И. Тютчева «Все отнял у меня казнящий Бог»?
Ответ: образ Бога, тема судьбы, предначертанности, нет нужды роптать на бога, принимай то, что тебе дала судьба, не проси большего
А.А. Фет
Задание
Кто из поэтов 19 века воплощает образ природы, как мир непознанный, таинственный, стоящий над человеком?
Для ответа:
А.А. Фет «Учись у них, у дуба, у березы»(природа одушевлена, она гораздо более мудра, чем человек, и может научить людей, открыть им тайны мироздания)
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Природа – сфинкс. И тем она верней…»(природа – загадка, «в ней есть душа, в ней есть свобода», божественное происхождение природы)
Н.С. Лесков
Задание 1
В каких произведениях русской классики, помимо лесковского сказа, встречается образ богатыря? Какими общими и отличительными чертами обладают богатыри в восприятии русских писателей?
Для ответа:
Н.С. Леской «Очарованный странник» (Иван Флягин: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор")
Н.В Гоголь «Мертвые души» (МокийКифович: «Был он то, что называют на Руси богатырь, и в то время, когда отец занимался рожденьем зверя, двадцатилетняя плечистая натура его так и порывалась развернуться. Ни за что не умел он взяться слегка: все или рука у кого-нибудь затрещит, или волдырь вскочит на чьем-нибудь носу. В доме и в соседстве все, от дворовой девки до дворовой собаки, бежало прочь, его завидя; даже собственную кровать в спальне изломал он в куски»)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (Савелий – богатырь святорусский, покаяние за грехи свои, прощение)
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Два великана» (отражение темы Отечественной войны 1812 года, русские воины: «Да, были люди в наше время//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы», гипербола как основной прием описания у Лермонтова)
Сходство: сила («Русский человек со всем справится» - Н.С. Лесков), мощь, простодушие и доброта, любовь к жизни
Различие: у Гоголя и Лескова – неумение приложить силу там, где это необходимо, неумение ею распорядиться, поэтому МокийКифович все ломает вокруг себя и людей калечит (а отец ничего с этим поделать не может) так же, как Иван Флягин в его возрасте (голубенка случайно своими руками задушил, монаха кнутом зашиб, украл лошадей у графа, убил татарина в поединке и т.п.)
Задание 2
Какие черты присущи праведникам в художественных произведениях русской литературы? Что сближает праведников с «чудиками» В. Шукшина[4]?
Для ответа:
Ф.М. Достоевский
Задание 1
В композиции каких произведений русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского, присутствуют сны как внесюжетные элементы? Сформулируйте вывод о роли сна в художественном произведении.
Для ответа:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(сны Родиона Раскольникова – характеристика героя по воспоминаниям из детства, предупреждение совести, ведущий к очищению – сны отражают внутреннюю борьбу героя с самим собой и предсказывают неизбежность наказания; сны Свидригайлова – можно сказать муки совести за совершенные им злодеяния в течение жизни)
В.А. Жуковский «Светлана»(сон воспринимается читателем как реальность, понимаем, что это сон, только в конце баллады; сон отражает опасения героини, ее страхи, но в том числе показывает силу ее веры в Бога, в добро; ключевой прием построения сна - антитеза)
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны – сны-предсказания, четвертый сон – сон-утопия; в снах отражаются мечты героини, ее надежды на лучшую жизнь)
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»(сон пескаря как мечта о жизни, которой он хотел бы жить: семья, собственная значимость в своем маленьком мире, как противопоставление тому, что в итоге выбирает пескарь - затворничество в собственном доме и тихую смерть)
И.А. Гончаров «Обломов» (сон Обломова как воспоминание о детских годах в Обломовке, представление о воспитании героя, о причинах его нынешнего состояния, его лени и отсутствия стремления к чему-либо в жизни: излишняя забота родителей и нянек, нет необходимости в труде)
М.Ю. Лермонтов «Сон»(система снов; сон лирического героя о родине, сон его возлюбленной о его смерти)
Н.В. Гоголь «Ревизор»[5](городничий Сквозник-Дмухановский рассказывает о своем сне другим чиновникам; сон-предвестник неприятностей, приезд ревизора)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(Екатерина Львовна Измайлова рассказывает свои сны любовнику Сергею и тетушке, это сны-предупреждения после совершенных ею преступлений)
Задание 2
Найдите сходство между главными героями романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Для ответа: оба студенты, не дворянского звания, у героев есть теория, которая не проходит проверку жизнью (у Базарова - любовью, у Раскольникова - совестью)
Задание 3
В каких произведениях русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассматривается проблема преступления и наказания за него (юридического, нравственного катарсиса, Божьего суда и т.п.)
Для ответа:
Ф.И. Тютчев. Цикл стихов, посвященных Марии Лазич(лирическое преступление и наказание)
А.Н. Островский «Гроза»(преступление как грех, расплата - нравственное наказание)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»(притча о двух великих грешниках, судьба Кудеяра, внезапность расплаты – «вдруг…совесть Господь пробудил», проблема – может ли новое преступление смыть прошлые грехи)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(возмездие, все вернулось Катерине, ее любовник отвернулся от нее, стал открыто ее презирать, на чужом несчастье собственного не построишь)
Л.Н. Толстой
Задание 1
«Зеркало души – ее деянья» В. Шекспир. В чем сходство и различие в раскрытии темы страсти (запретной любви) в произведениях русской литературы?
Для ответа:
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (героиня подчиняется своим чувствам, разрушает семью, не в силах сделать выбор между любовью и долгом, совершает самоубийство)
А.Н. Островский «Бесприданница»(наивная вера в возможное счастье, гибель героини, сама выбирает свой путь),
А.Н. Островский «Гроза»(Катерину подталкивает Вера, героиня сопротивляется собственным чувствам, понимая, что совершает грех, изменяя мужу; будучи верующим человеком, не сможет пережить свой грех, видит знаки божьего суда над ней и совершает самоубийство)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(героиня полностью подчиняется собственной страсти, изменяя мужу и не скрывая своих отношений с Сергеем, ради любви совершает 4 убийства, в том числе убийство ребенка; знаки, которые ей подает судьба, не распознает; в конце концов, совершает самоубийство)
И. Бунин цикл «Темные аллеи»[6](любовь-страсть, любовь – солнечный удар, любовь на мгновение; у героев нет долгого счастья)
Задание 2
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Платон Каратаев рассказывает притчу. В каких еще произведениях русской классики встречается притчевая форма изложения (притча как внесюжетный элемент)? Какую роль она играет в структуре произведения?
Для ответа:
Л. Н. Толстой «Война и мир» (притча Платона Каратаева)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»(сказка Пугачева о вороне и орле)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»(притча о двух великих грешниках)
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»(притча о Лазаре)
А.П. Чехов
Задание 1
Какую традицию в изображении «маленького человека» продолжает А.П. Чехов? Как эволюционирует этот персонаж в произведениях русских классиков?
Для ответа:
А.П. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника»(самоуничижение маленького человека и отгораживание его от мира людей, нет интересов, нет увлечений, нет стремлений к чему-либо, продолжение гоголевской традиции, и достижение идеального футляра - гроба)
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»(всеми обижаемый и унижаемый, но добрый, искренний, которого хочется пожалеть; любящий свою дочь)
Н.В. Гоголь «Шинель»(нет человеческих связей, только любовь к вещи, которая заменила все общение; вещь вытеснила человека)
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»(маленький человек не только обижен жизнью, он жаждет власти – его тайная мечта)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(перекликается с темой «униженных и оскорбленных», спившийся Мармеладов, живущий за счет своей дочери Сони, не желающий что-то менять в своей жизни, понимающий всю тяжесть своего положения, жаждущий жалости и прощения только у Бога)
Задание 2
Найдите сходство в мировоззрении героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника».
Ответ: подобострастное отношение героя к власть имущим (Червяков, Очумелов, Молчалин)
Задание 4
Какая тема сближает рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Ответ: тема «сытых», пресыщенность благами жизни, эта же тема звучит в стихотворении А. Блока «Сытые», рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
ПРИЛОЖЕНИЕ
На основании представленной ниже таблицы можно формулировать самые разнообразные задания на соответствие, на поиск сходства и различия между тематикой, сюжетам, образной системой произведений[7].
Жанр | |
Стихотворные циклы | «Панаевский цикл» (Н.А. Некрасов) «Денисьевский цикл» (Ф.И. Тютчев) Цикл стихов Марии Лазич (А. А. Фет) Цикл стихов о Блоке (М.Цветаева) |
Романы-эпопеи | Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» |
Сказовая форма повествования | Н.С. Лесков «Очарованный странник» М. Шолохов «Судьба человека» |
Утопии и антиутопии | С.-Щедрин «История одного города» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (4 сон Веры Павловны) Е. Замятин «Мы» О. Хаксли «О дивный новый мир» Д. Оруэлл «1984» |
Художественные образы | |
Романтический образ моря | В. А. Жуковский «Море», А. С. Пушкин «К морю» |
Образ талантливого русского народа | Н.В. Гоголь «Мертвые души» (крестьяне, которых продает Собакевич) М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Н.С. Лесков «Очарованный странник» («Ты же русский человек. Русский человек все может») |
Образ двойников в литературе | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» С. Есенин «Черный человек» Р. Л. Стивенсон «Доктор Джекил и мистер Хайд» |
Герои-мечтатели | Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Белые ночи» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Тематика | |
Тема дружбы | А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «К Пущину», «К Чаадаеву» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Э.М. Ремарк «Три товарища» |
Человек (народ) и история (кто делает историю) | Л.Н. Толстой «Война и мир» (роевая жизнь, история как независимый от одного человека процесс), А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Борис Годунов» (историю творит народ, действуя или безмолвствуя) М.Ю. Лермонтов «Бородино» (русский солдат –богатырь творит историю) |
Природа как мир непознанный, стоящий над человеком | Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Природа – сфинкс. И тем она верней…» А.А. Фет «Учись у них, у дуба, у березы» |
«Странная» любовь к России | Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять» М.Ю. Лермонтов «Родина» М.Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия…» |
Столкновение поколений | М.Ю. Лермонтов «Дума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишневый сад» |
Отношение человека к искусству | Н.В. Гоголь «Портрет», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» И.С. Тургенев «Отцы и дети» (спор Базарова и Кирсанова об искусстве) |
Отношение к образованию и просвещению | Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» |
Сюжет и композиция | |
Кольцевая композиция в художественном тексте | А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «К***» М.Ю. Лермонтов «Сон» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим» Н.В. Гоголь «Мертвые души» А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» |
Вставные эпизоды как важный структурный элемент (повести, сны, легенды, притчи) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама» Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Лирические отступления как форма присутствия автора в тексте | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Антитеза как ключевой прием изображения героев | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Внутренние монологи героев | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Судьба человека» |
[1] К этому заданию можно вновь вернуться при изучении творчества Ф.М. Достоевского (одна из основных тем)
[2] К подобному заданию можно вернуться при изучении творчества Гоголя, С.-Щедрина, Л.Н. Толстого (см. С.-Щедрин)
[3] Данное задание можно выполнять при изучении каждого из произведений литературы 19 века, начиная с повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», постепенно дополняя этот ряд отцовских заветов. А при обращении к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» подвести своеобразный итог развития данной литературной традиции в 19 веке.
[4] Данное задание уместно рассмотреть при изучении творчества Лескова, так как рассказ Солженицына «Матренин двор» и рассказы Шукшина входят в программу 9 класса, значит, учитель может опереться на уже имеющиеся знания учащихся
[5] Курсивом выделены произведения, в которых сон не выполняет функцию вставного элемента, но будучи рассказанным самим персонажем, играет важную роль в раскрытии характера героя и в развитии дальнейших событий.
[6] Отдельные рассказы И. Бунина из цикла «Темные аллеи» входят в программу 9 класса, поэтому можно привлечь и творчество этого писателя.
[7] Курсивом в правой колонке представлены возможные варианты ответов, в том числе из произведений зарубежной литературы. Безусловно, данную таблицу можно продолжить.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых сложных заданий по литературе для учащихся является поиск литературных параллелей, аллюзий и реминисценций в художественном произведении. Часто литературный текст воспринимается учащимися вне исторического контекста, вне литературных традиций. И задача учителя как раз в том и состоит, чтобы научить видеть взаимосвязи между литературными текстами, представлять литературный процесс как целостное явление.
В данном пособии представлены задания, которые направлены на поиск связей между произведениями, разными по жанру, по принадлежности к исторической эпохе, но имеющими схожую тематику или проблематику.
Задания сгруппированы по фамилиям писателей, чье творчество входит в программу изучения литературы 19 века. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина можно обратиться к традиции изображения родительского наказа или «темы сумасшествия» в русской литературе; а при знакомстве с произведениями А.П.Чехова подвести своеобразный итог изучения образа «маленького человека».
Стоит также обратить внимание на то, что литературные традиции не ограничиваются одним-двумя произведениями, как правило, ключевые темы, проблемы и образы являются сквозными и проходят, так или иначе, через многие произведения. Поэтому, изучая творчество А.С. Пушкина и находя параллели с текстами 18 – начала 19 века, нельзя забывать, что впоследствии и Гоголь, и Достоевский, и другие писатели продолжат традицию, привнеся свой индивидуальный взгляд на проблему или художественный образ. Если проводить поиск параллелей в системе, то формулировка обобщений не составит для учащихся никакого труда. В сносках к ря<