I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория

Публичное (publicus – общественный) выступление – это выступление в аудитории, в парламенте, на конференции, на митинге, в суде и т.д.

Публичное выступление – это выступление оратора (в основном – монолог) непосредственно перед присутствующими. Это может быть развернутый ответ студента на занятии, лекция преподавателя, научный доклад ученого, выступление политического деятеля, речь защитника или прокурора, поздравительное слово юбиляру и т.д.

Публичное выступление может быть официальным и непосредственно перед присутствующими. Официальное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую должность занимает и т.д. Непосредственно перед присутствующимиозначает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Публичное выступление может осуществляться как в устной, так и письменной форме. В зависимости от темы публичного выступления в нем могут проявляться черты не только публицистического стиля, но и других стилей: научного, художественного, разговорного (см. Раздел 2).

Выделяют следующие основные виды публичного выступления (красноречия):

• монологическое и диалогическое;

• эмоциональное и рациональное;

• общественно-политическое, академическое, судебное, церковное и социально-бытовое.

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую она выполняет с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Основные роды и виды речи (по Н.Н. Кохтеву)

Род речи Вид речи

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru I. Особенности устной публичной речи, оратор и его аудитория - student2.ru

В публицистических текстах описываются социально значимые события: политические, экономические, культурные, спортивные, бытовые. Адресат публицистического текста является массовым. Изначальная цель автора-публициста – донести до адресата определенную информацию. Однако при этом для автора публицистического текста крайне важно дать оценку информации и убедить в своей правоте слушателей, читателей, зрителей. Эта особенность определяет выбор языковых средств: информация излагается нейтральными, лишенными окраски средствами языка, а оценка – средствами экспрессивными. Использование средств языковой экспрессии делает публицистический текст авторским, и в этом его основное отличие от стандартизированных официально-делового и научного стилей.

Автор публицистического текста обязательно должен учитывать фактор адресата. Адресат публицистического текста является массовым, однако при этом ему свойственны черты однородности: слушателями речей общественных деятелей являются взрослые граждане страны, интересующиеся политикой, читателями спортивных газет – преимущественно мужчины, читателями глянцевых журналов – молодые люди, живущие в городах, и т.д. Таким образом, автор-публицист должен четко представлять, кто является его адресатом, и строить свой текст в соответствии с его характеристиками (возраст, пол, уровень образованности, социальный статус, уровень жизни, жизненные интересы).

Наука, которая изучает способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной, называется риторикой. Риторика– это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Человека, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей, называют оратором. Ораторскому искусству нужно долго и упорно учиться.

Советы начинающему оратору:

1. Говорите только о том, что хорошо знаете, что волнует вас лично, интересно тебе.

2. Уважайте своих слушателей, не думайте, что они глупее вас.

3. Не повышайте голос. Убеждайте аргументами и фактами, а не силой голоса.

4. Не стремитесь сказать о многом. Будьте краткими, но убедительными и логичными. Старайтесь говорить проще.

5. Обращайтесь не только к разуму, но к сердцу слушателя.

6. Следите за правильностью своей речи. Если не уверены, что произносите слово с правильным ударением или неточно знаете его значение, не употребляйте его, замените другим словом.

7. Пословицы, поговорки, крылатые выражения – ваши друзья. Употребляйте их. Они помогут сделать вашу речь образной и выразительной.

8. Помните, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Важнейшим условием эффективности ораторской речи является контакт со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. На установление контакта влияют разные факторы: актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления. Кроме того, большое влияние на аудиторию оказывает личность оратора, его репутация. Необходимый фактор установления контакта – учет особенностей аудитории. К ним относятся:

▪ степень однородности / неоднородности аудитории (пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт);

▪ количественный состав слушателей;

▪ эмоциональный настрой аудитории. Возникает под действием таких психических механизмов, как заражение (бессознательное повторение действия окружающих), подражание (осознанное воспроизведение образцов поведения других людей), конформизм (влияние поведения большинства на отдельного человека);

▪ мотив действия слушателей.

Выступающему необходимо владеть приемами управления аудиторией. К ним относятся:

▪ вопросно-ответный ход (оратор вслух размышляет над поставленной

проблемой, он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, приходит к определенным выводам);

▪ юмор (нередко в серьезную по содержанию речь оратор вводит шутки, каламбуры, анекдоты, что является действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории);

▪ прием сопереживания;

▪ прием соучастия (оратор ссылается на свое участие вместе со слушателями в каких-то мероприятиях);

▪ апелляция к речи предыдущего оратора (соглашается / не соглашается с мнением предыдущего оратора, цитирует его и т.д.);

▪ апелляция к событиям;

▪ ссылка на известные источники;

▪ апелляция к интересам аудитории (оратор подчеркивает актуальность, значение данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности и т.п.);

▪ апелляция к личности оратора (оратор обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни);

▪ апелляция к погодным условиям;

▪ голосовые приемы (повышение / понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи, пауза и др.).

II. Подготовка ораторской речи

Выбор темы

1. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

2. Если тема выступления задана заранее, подумайте, как лучше преподнести ее аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы.

3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.

Структурно-логическая схема действий и операций по подготовке устного выступления

1. Определение значения темы и постановка цели выступления.

§ Каковы интересы и запросы слушателей?

§ Для чего им нужно выступление по данной теме?

§ Какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать?

2. Составление плана выступления.

§ Продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты.

§ Подготовить вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?)

§ Продумать основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение.

§ Составить заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей).

3. Отбор (подбор) материала для выступления.

§ Поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того содержания, которое отвечает цели выступления.

§ Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности.

§ Подбор знакомых слушателям примеров из практики для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов.

§ Подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования.

4. Написание текста выступления.

§ Подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на «подвопросы», формулировка их названий и наметка выводов по ним).

§ Распределение материала по «подвопросам» и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.).

§ Написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией.

§ Выделение в тексте основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.

§ Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов.

§ Распределение времени на изложение вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно, где-то с расчетом на запись, где-то на слушание без записи).

Наши рекомендации