Особенности устной публичной речи

Риторика – особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи", т.е. наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Другое название этой науки – ораторское искусство, красноречие, мастерство устного публичного выступления, (устар.) элоквенция.

Риторика как наука и как искусство.

Понятие «логическая культура оратора» включает в себя следующие умения:

- на этапе подготовки речи – подбор и отбор фактического материала, разработка плана и композиции выступления, формулировка тезиса (основной мысли), выстраивание системы доказательств и аргументов;

- в ходе самого выступления – парирование контраргументов оппонентов

- на этапе подведения итогов выступления – анализ ошибок и промахов, допущенных во время речи.

Языковая культура оратора предполагает умение выбрать языковые средства, соответствующие теме, аудитории, ситуации, обеспечивающие эффективность, выразительность и убедительность речи.

483 – 367 гг до н.э.: Горгий – основатель риторики

Виды ораторской речи

Виды красноречия: академическое, судебное, социально-политическое, социально-бытовое, церковно-бытовое.

При подготовке публичного выступления следует ответить на 3 общих вопроса: для кого говорю? что хочу сказать? зачем хочу это сказать?

и 4 частных: как сказать правильно? как сказать понятно? как сказать интересно? как сказать убедительно?

Общие риторические места – набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Это вспомогательное средство, которое позволяет отказаться от спонтанной и несистематической разработки темы. Оратор может «извлекать» из сознания аудитории те представления, которые уже там содержатся. Общие риторические места – это приёмы, с помощью которых автор речи выявляет аспекты темы: часть, целое, причина, время, место. Слово «общие» означает, что это положения общие для оратора и аудитории, в одинаковой степени разделяемые ими.

Основные виды аргументов

При доказательстве тезиса оратор использует стратегии убеждения и выстраивает структуру аргументации.

Структура аргументации включает: 1) тезис (положение, которое нуждается в доказательстве) 2) аргументы (суждения, которые приводятся для обоснования тезиса), 3) демонстрацию (действие, показывающее, что тезис оратора логически вытекает из предлагаемых аргументов).

Тема 9. Полемическое мастерство

Полемическое мастерство. Общая структура. Понятие спора

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента есть владение полемическим мастерством.

Структура полемического мастерства:

− знание предмета спора,

− понимание сущности публичного спора и его разновидностей,

− соблюдение основных требований культуры спора,

− умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента,

− использование полемических приемов,

− умение противостоять уловкам противника.

Выделяют следующие типы полемики:

а) познавательная, б) деловая, в) игровой (спортивный) тип полемики

Спор – 1) словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение; 2) разногласие, разрешаемое судом.

Основные факторы, влияющие на характер спора:

- цель спора,

- социальная значимость предмета спора,

- количество участников,

- форма проведения спора (устная или письменная).

Основные виды споров

Существуют разные виды споров. Однако их единая классификация еще не найдена.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды споров:

− спор из-за истины,

− спор для убеждения кого-либо,

− спор ради спора,

− спор для победы.

Виды спора

Дискуссия – Диспут – Полемика – Дебаты(прения).

Наши рекомендации