Значение природоведческой литературы
1. Чтение художественных произведений о природе помогает педагогу обогащать дошкольников знаниями, уточнять имеющиеся представления о природе и обобщать их. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает познать природу во всем ее многообразии. В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д. показывает сложные явления в природе с высокой биологической точностью и в то же время в занимательной и высокохудожественной форме.
Н.М. Павлова – ученый - растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый»
Множество увлекательных книг о природе создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности.
2. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в произведениях о природе они закладывали идею ответственности человека за ее сохранение, призывали беречь, защищать и изучать природу.
3. Художественные произведения о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием произведений, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнения, радость, страх.
4. Произведения о природе учат и эстетическому восприятию окружающего мира. Этому способствует образный язык произведений и иллюстрации художников.
5. Во многих произведениях о природе авторы описывают модель поведения человека в природе.
Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников
Требования можно условно подразделить на две группы:
1. Требования к подбору произведений природоведческого содержания.
2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания.
Охарактеризуем подробно каждую группу требований.
Требования к подбору произведений природоведческого содержания
К выбору книг для чтения детям следует относится очень серьезно. При выборе художественного произведения о природе педагог должен помнить:
· Сообщаемые автором сведения должны быть правильными и реалистичными
· Связи и закономерности природы должны быть раскрыты в доступной для детей форме.
· Произведения должны быть занимательными (интересная фабула, четкая сюжетная линия)
· Произведения должны быть небольшими по объему
· Содержание произведений должно отличаться логической последовательностью излагаемых событий и конкретностью образов
· Произведение должно быть эмоционально насыщенным поэтическими образами, выразительными средствами
· Произведения о природе должны быть высокохудожественными.
· Героями произведений о природе должны быть дети, взрослые, животные, растения, которых дети хорошо знают.
2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания:
· Педагог при чтении произведений о природе должен обратить внимание детей не только на содержание, но постараться раскрыть настроение, помочь детям проникнуться этим настроением. Поступки и речь героев следует передавать в строгом соответствии с характером и поведением. Так, воспроизведение образа Мити (из произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого, увлекающегося мальчика – будут соответствовать бодрые, жизнерадостные интонации. Передача образа отца – человека опытного, спокойного, рассудительного - потребует от педагога более низкого голоса, более замедленного темпа, рассудительной интонации.
· Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова о природе, педагог должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.
· Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе. Пейзажная лирика, например стихотворение С. Есенина «Береза», читается мягко, напевно, медленно. Она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразной интонации и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
· При чтении произведений обращать внимание на описание места действия (в лесу, в поле и т.д.)
· Следует чутко относится к языку произведения в целом: выделять меткие слова, эпитеты, сравнения. Например, в произведении В. Бианки «Хвосты»: «Эх, и хвост у лисицы! Пышный, да рыжий, красивый-красивый!»
· В произведениях о природе фразы короткие, простые по построению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают у детей ясные представления. Это обязывает педагога вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает и стараться эмоционально передавать это при чтении. Например, в произведении М. Пришвина «Лисичкин хлеб»: «… принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины, слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста…». Надо ясно представлять каждое описываемое растение, посмотреть их изображения, подумать с какой целью упоминает о них автор. Нельзя выразительно прочитать то, о чем сам не имеешь представления.