Использование литературы о природе в работе с дошкольниками

Использование литературы о природе в работе с дошкольниками

План :

1. Значение природоведческой литературы.

2. Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников.

3. Виды природоведческой литературы.

4. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах

5. Место и роль устного народного творчества

Литература основная:

1. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1992. – С. 126-129.

2. Мир природы и ребенок – СПб, 2000. – 155-158.

Литература дополнительная:

1. Виноградова Н. Ф. Рассказы и загадки о природе как один из приемов развития речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1971. - № 3.. – С. 34-40.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985. – 160 с.

3. Петрас З. Художественная литература в воспитании интереса и любви к природе // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

4. Пулах М.Г. Загадки в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 3. – С. 63-64.

5. Пушкина А. Использование задач проблемно-игрового характера в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

6. Стреха Е.А. Чтение природоведческой литературы как метод ознакомления с природой в теории и практике дошкольного воспитания 20-30-х годов.// Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 77-79. (в соавторстве)

7. Стреха Е.А. Использование загадок в процессе экологического воспитания старших дошкольников // Наука, освіта, суспільство очима молодих: Материалы конференции. – Ровно. 2008. – С. 35-36.

8. Стреха Е.А. Значение и место загадок в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 78-81.

9. Стреха Е.А. Использование пейзажной лирики в процессе экологического воспитания дошкольников // Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения. Сб. материалов междунар. научно-практ. конф., 25-26 сентября 2002 г. /Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Брест, 2002. С. 74-76.

10. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду: Книга для воспитателей детский садов – М., 1972. – 78 с.

11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 7. – 18-21 с.

12. Шевлякова Н.В. Я загадываю, а ты отгадывай // Дошкольное воспитание. – 1960. - № 1. – С 71-72.

Значение природоведческой литературы

1. Чтение художественных произведений о природе помогает педагогу обогащать дошкольников знаниями, уточнять имеющиеся представления о природе и обобщать их. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает познать природу во всем ее многообразии. В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д. показывает сложные явления в природе с высокой биологической точностью и в то же время в занимательной и высокохудожественной форме.

Н.М. Павлова – ученый - растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый»

Множество увлекательных книг о природе создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности.

2. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в произведениях о природе они закладывали идею ответственности человека за ее сохранение, призывали беречь, защищать и изучать природу.

3. Художественные произведения о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием произведений, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнения, радость, страх.

4. Произведения о природе учат и эстетическому восприятию окружающего мира. Этому способствует образный язык произведений и иллюстрации художников.

5. Во многих произведениях о природе авторы описывают модель поведения человека в природе.

Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников

Требования можно условно подразделить на две группы:

1. Требования к подбору произведений природоведческого содержания.

2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания.

Охарактеризуем подробно каждую группу требований.

Требования к подбору произведений природоведческого содержания

К выбору книг для чтения детям следует относится очень серьезно. При выборе художественного произведения о природе педагог должен помнить:

· Сообщаемые автором сведения должны быть правильными и реалистичными

· Связи и закономерности природы должны быть раскрыты в доступной для детей форме.

· Произведения должны быть занимательными (интересная фабула, четкая сюжетная линия)

· Произведения должны быть небольшими по объему

· Содержание произведений должно отличаться логической последовательностью излагаемых событий и конкретностью образов

· Произведение должно быть эмоционально насыщенным поэтическими образами, выразительными средствами

· Произведения о природе должны быть высокохудожественными.

· Героями произведений о природе должны быть дети, взрослые, животные, растения, которых дети хорошо знают.

2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания:

· Педагог при чтении произведений о природе должен обратить внимание детей не только на содержание, но постараться раскрыть настроение, помочь детям проникнуться этим настроением. Поступки и речь героев следует передавать в строгом соответствии с характером и поведением. Так, воспроизведение образа Мити (из произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого, увлекающегося мальчика – будут соответствовать бодрые, жизнерадостные интонации. Передача образа отца – человека опытного, спокойного, рассудительного - потребует от педагога более низкого голоса, более замедленного темпа, рассудительной интонации.

· Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова о природе, педагог должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.

· Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе. Пейзажная лирика, например стихотворение С. Есенина «Береза», читается мягко, напевно, медленно. Она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразной интонации и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

· При чтении произведений обращать внимание на описание места действия (в лесу, в поле и т.д.)

· Следует чутко относится к языку произведения в целом: выделять меткие слова, эпитеты, сравнения. Например, в произведении В. Бианки «Хвосты»: «Эх, и хвост у лисицы! Пышный, да рыжий, красивый-красивый!»

· В произведениях о природе фразы короткие, простые по построению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают у детей ясные представления. Это обязывает педагога вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает и стараться эмоционально передавать это при чтении. Например, в произведении М. Пришвина «Лисичкин хлеб»: «… принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины, слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста…». Надо ясно представлять каждое описываемое растение, посмотреть их изображения, подумать с какой целью упоминает о них автор. Нельзя выразительно прочитать то, о чем сам не имеешь представления.

Группа «Малыши»

В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка»

Н. Калинина «Про жука»

Группа «Почемучки»

Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей»

Группа «Фантазеры»:

Е. Чарушин «Птичье озеро», «Воробей», «Медвежата»

Л. Толстой «Лев и собачка»

В. Бианки «Хвосты», «Первая охота», «»Как муравьишка домой спешил», «Снежная книга», «Снегирушка-милушка»

Р. Погодин «Жаба»

Э. Шим «Жук на ниточке»

· Описательные произведения о природе

Младшая,средняя группа

Л. Толстой «Пришла весна»

М. Пришвин «Журка»

Старшая группа

М. Пришвин «Золотой луг», «Лесной доктор»,

К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей»

Н. Сладков «Птенцы-хитрецы»

Г. Скребицкий «В зимнюю стужу», «На лесной поляне»

· Стихи о природе

Младшая группа

А. Плещеев «Травка зеленеет»

А. Пушкин «Ветер, ветер», «Месяц, месяц»

Младшая.средняя

А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Уж небо осенью дышало…»

Ф. Тютчев «В небе тают облака»

А. Плещеев «Дождь шумел»

С. Есенин « Поет зима – аукает…»

В. Жуковский «Птичка»

Н. Некрасов «Перед дождем»

А.Фет «Ласточки пропали»

А. Майков «Осень»

Старшая группа

А. Пушкин «Под голубыми небесами»

Н. Некрасов «Зеленый шум»

В. Жуковский «Жаворонок»

А. Толстой «Осень», «Вот уж снег последний…»

А. Блок «Зайчик», «Снег да снег», «На лугу»

Ф. Тютчев «Зима не даром злится»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский « Лес осенью»

· Стихи, специально написанные для детей

Младшая

А. Барто «Снег», «Птичка», «Кто как кричит», «Солнышко»

З. Александрова «Капель», «Елочка»

Е. Благитнина « Дождик, дождик», «Свети, свети солнышко…»

С. Черный «Жеребенок»

Д. Хармс «Веселые чижи»

Младшая,средняя

З. Александрова «Дождик»

С. Маршак «Детки в клетке»,

И. Токмакова «Ива», «Сосны»

Г. Сапгир «Садовник»

Старшая

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

А. Барто «Птичьи разговоры»

З. Александрова «Подснежник»

Младший дошкольный возраст

· Для чтения произведений о природе группу детей 2-3 лет лучше разбить на подгруппы, а детям 3-4 лет можно читать всем сразу.

· Перед началом чтения следует приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.

· Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

· Педагог подбирает небольшие по объему произведения о природе с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия.

· Рекомендуется повторное чтение художественного произведения, во время которого педагог должен следить за восприятием его детьми.

· В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.п.

· Прерывать чтение произведения не рекомендуется.

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки» (Вода).

Однако иногда забывается, что в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитыватьне только природоведческую тематику загадок, но и ихсодержание. Тщательно изучив содержание загадок, используемых в практике работы дошкольных учреждений, мы обнаружили, что часть из них несет ненаучную информацию.

Например, «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет» (Лиса). В то время как повседневной пищей лис являются полевые и лесные мыши, зайцы, некоторые дикие птицы.

Или закрепляя знания детей о зайце, воспитатели используют загадку «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку». Но в природе в естественных условиях зайцы питаются ветками деревьев, в начале зимы озимыми хлебами и не так часто попадают на огород с морковкой и капустой.

Помимо содержания, значимой в работе с дошкольниками является и форма загадки. Она, как любая задача или вопрос, содержит определенную трудность, которая требует размышления, мобилизации знаний для решения проблемы, то есть развивает в ребенке догадливость и сообразительность. Поэтому загадку можно использовать для создания проблемных ситуаций в разных формах воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, загадки, подчеркивая ту или иную специфику предметов и явлений природы, заставляют более внимательно взглянуть на них, показывают их сходство с другими. Загадка освещает новым светом примелькавшиеся особенности знакомых предметов и явлений природы, потерявших свою привлекательность из-за обыденности. Она как бы учит смотреть на мир природы в его многообразных связях. И эта особенность загадок можно широко использоваться в процессе экологического воспитания дошкольников.

Вопросами методики использования загадок в процессе работы с детьми дошкольного возраста занимались многие исследователи (Н.Ф. Виноградова, Ю.Г. Илларионова, З. Петрас, М.Г. Пулах, А. Пушкина, А.П. Усова, М. Хмелюк, Н.В. Шевлякова и др.). Однако их интересы были направлены на решение проблем развития речи дошкольников, умственного развития детей дошкольного возраста.

· Приметы

Наблюдая за природой, человек учится целенаправленности и гармоничности. Отмеченную многовековыми наблюдениями взаимосвязь природных явлений в разные времена года народ связывает с закономерностями в природе: «Зима снежная – лето дождливое», «Январь метет - июль зальет», «Пока гром не грянет – земля не оттает», «Журавли летят высоко – зима еще далеко», «Журавли летят низко – зима уже близко».

Проблема использования народных примет в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой пока еще недостаточно изучена.

Для работы с дошкольниками важно отбирать народные приметы, исходя из следующих требований:

- содержание примет должно быть понятным для дошкольников. Например, такие приметы как «Коли на святого Федота дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род», «Поздний листопад – на тяжелый год» требуют подробных объяснений и сами явления, затрагиваемые в приметах, не являются близкими, значимыми для детей;

- следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать. Например, «Ласточки летают низко – к дождю», «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться», «Птицы хохлятся – к ненастью»;

- не следует использовать много долгосрочных примет, типа «Рябины уродило много – к мокрой осени и суровой зиме», «Если первый снег выпал на зеленые листья, зима будет суровой», «Береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя». Ознакомление дошкольников с такими приметами требует организации длительных наблюдений на протяжении нескольких сезонов, регулярной фиксации наблюдаемых явлений, объектов, подготовку детей к рассказыванию о происходящих изменениях;

- не следует использовать приметы, связанные с негативным отношением к объектам природы или демонстрирующие отрицательную модель поведения по отношению к объектам природы. Например, «Черная кошка перебежала дорогу – к несчастью», «Если раздавить лягушку - пойдет дождь»;

- важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение, любование ими. С нашей точки зрения этому может способствовать и художественная обработка народных примет для ознакомления с ними детей дошкольного возраста. Например,

· «в ясные весенние дни цветы мать-и-мачехи горят золотыми звездочками, но стоит показаться в небе дождливой тучке, как цветочки закрываются, звездочки гаснут»,

· «еще не ударили первые капли дождя, а нежные фиалки уже согнули свои прозрачные тонкие стебельки и опустили «глаза» к земле, так им легче перенести удары дождевых капель»,

· «перед дождем пушистые шарики одуванчика сжимаются и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются».

Непосредственное наблюдение привлекательных объектов природы в сочетании с народной мудростью, образной речью взрослого стимулирует стремление детей любоваться природой, восхищаться ее красотой и отображать ее в процессе изобразительной деятельности.

Использование литературы о природе в работе с дошкольниками

План :

1. Значение природоведческой литературы.

2. Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников.

3. Виды природоведческой литературы.

4. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах

5. Место и роль устного народного творчества

Литература основная:

1. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1992. – С. 126-129.

2. Мир природы и ребенок – СПб, 2000. – 155-158.

Литература дополнительная:

1. Виноградова Н. Ф. Рассказы и загадки о природе как один из приемов развития речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1971. - № 3.. – С. 34-40.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985. – 160 с.

3. Петрас З. Художественная литература в воспитании интереса и любви к природе // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

4. Пулах М.Г. Загадки в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 3. – С. 63-64.

5. Пушкина А. Использование задач проблемно-игрового характера в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.

6. Стреха Е.А. Чтение природоведческой литературы как метод ознакомления с природой в теории и практике дошкольного воспитания 20-30-х годов.// Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 77-79. (в соавторстве)

7. Стреха Е.А. Использование загадок в процессе экологического воспитания старших дошкольников // Наука, освіта, суспільство очима молодих: Материалы конференции. – Ровно. 2008. – С. 35-36.

8. Стреха Е.А. Значение и место загадок в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование в ХХ1 веке: Материалы студ. конфер. С. 78-81.

9. Стреха Е.А. Использование пейзажной лирики в процессе экологического воспитания дошкольников // Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения. Сб. материалов междунар. научно-практ. конф., 25-26 сентября 2002 г. /Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Брест, 2002. С. 74-76.

10. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду: Книга для воспитателей детский садов – М., 1972. – 78 с.

11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 7. – 18-21 с.

12. Шевлякова Н.В. Я загадываю, а ты отгадывай // Дошкольное воспитание. – 1960. - № 1. – С 71-72.

Наши рекомендации