Соотношение цвета и деталей, им обозначенных

Красный Оранжевый Желтый Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Зеленый Голубой Синий Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Фиолетовый Белый Черный
Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru Соотношение цвета и деталей, им обозначенных - student2.ru    
Пространство Время Пейзаж Портрет Интерьер Детали обихода Пища Одежда
                               

Если проанализировать условную схему соотношения цвета и деталей, им обозначенных, то получится картина густого переплетения всех цветовых линий. Это значит, что мир, изображенный автором, обретает объем и динамичность, а это, в свою очередь, усиливает эмоциональное восприятие этого мира.

Но цветоряд, представленный Солженицыным, имеет определенную особенность: в нем доминируют белый (двадцать шесть обозначений), черный (двадцать), красный (семнадцать) цвета. Цветовая гамма, таким образом, очень ограничена, зато объемлет весь окружающий мир: так, белый используется при описании пейзажа, интерьера, деталей обихода; черный — при изображении портретов, одежды заключенных, пищи; красный (и его оттенки) — времени, портретов, деталей обихода.

Видимо, обращение к цветовому соотношению белый — черный — красный позволяет автору говорить не столько о красочности окружающего мира, сколько об определенной напряженности отношений, существующих внутри него. В связи с этим необходимо прежде всего сказать об противопоставленности значений «черный» — «белый» и возникающем на ее основе противопоставлении явлений, обозначенных этими цветами. Так, например, «белый» — это простор, свобода, «черный» — неизвестность, неволя. Действительно, белым обозначена степь за спинами конвоя — недостижимый идеал свободы для заключенных, черным — цвет их одежды, их «стадо» (78), «толпа» (104), вышки для охраны. Игра лексических значений белого и черного, противопоставлений и ассоциаций, возникающих на ее основе, создают своеобразную символику неосуществимого. Но мир, воссозданный Солженицыным, сложнее: человек, с его точки зрения, всегда будет стремиться к свободе, и поэтому между координатами свободы (белый цвет) и несвободы (черный) появляется новое обозначение — «красный». В большинстве случаев этот цвет (или его оттенки) связан в рассказе с описанием солнца. Оно дает тепло и самое жизнь. В нашем конкретном случае красный цвет, обозначающий его, может быть воспринят как символ надежды.

Свет

«...за окном... как и среди ночи... была тьма и тьма» (5)

«...во всем полутемном бараке...» (7)

«...в полутьме... спешили к выходу» (8)

«Было все так же... темно в небе...» (14)

«Было дивно Шухову сидеть... при яркой лампе...» (16)

«Все еще темно было... Небо с восхода светлело...» (20)

«И — темней внутри. Оттого печь ярче...» (41)

«Там после солнца совсем темно ему показалось...» (55)

«В растворной... темно...» (71)

«Уж небо темное...» (75)

«И на полном свету их осталось... трое...» (82)

«...в белой светлой ночи настаивался мороз...» (83)

«На дворе все светлей в сиянии месячном...» (89)

«Радужно светятся лампочки...» (89)

«И звезды кой-где — самые яркие...» (95)

«...звезды яркие...» (104)

Световая характеристика лагерной жизни крайне ограничена. Во-первых, в достаточно пространном повествовании свет упоминается очень редко (мы не учитываем косвенные характеристики типа «рассмеркивалось»). Во-вторых, градация световых обозначений скупа: это «темный», «яркий», «светлый». Темным и светлым чаще всего у Солженицына оказывается небо, но взгляд на небо не обозначает любования им — это попытка определить себя в пространстве и времени. Попытка эта постоянно прерывается «ярким» светом — он «бьет» в глаза, заставляя закрывать их. Чередование световых обозначений достаточно ритмично: жизнь человека идет от неизвестности («темный») через вспышку («яркий») к некоторой определенности («светлый») и — наоборот. Таким образом, световые характеристики обозначают как направление движения, идущего по кругу, т. е. имеющего замкнутый характер, так и его ритм — бесконечно однообразный, повторяющийся. Время и пространство, в которых находятся герои, оказываются для них замкнутой системой.

Звук

Значения глаголов, характеризующих звук, варьируются от указания на тихое звучание («шептал») — через повышение громкости («хлопнули») — к максимальной звучности («кричит», «орет» и т. п.) Доминан­той в звуковом оформлении оказываются глаголы (40 слов) с семой «очень громко». Из этого следует, что мир лагерной жизни неспокоен, отношения между людьми построены в нем на «высоких тонах», и выражением этих отношений оказывается крик: кричат конвойные, кричат зэки. Причины такого «шумного» поведения, как показывает автор, различны: конвой кричит, поскольку считает крик единственно возможной формой обращения с заключенными, заключенные же кричат от возбуждения, охваченные азартом работы или бега вперегонки с колонной мехзавода, или от злобы, когда выясняется, что уходит впустую их личное время (сцена с молдаваном).

Так писатель позволяет со все остротой почувствовать, что спокойного, уважительного тона в отношениях между охраной и заключенными нет вообще, а во многих случаях нет спокойствия и во взаимоотношениях между самими зэками: они то «бранятся», то «стучат», то «хлопают» и т. п. С одной стороны, все, кто находится в лагере, вынуждены жить бок о бок друг с другом, с другой стороны, они не хотят этого. Звуковой фон во многих случаях показывает отчуждение людей друг от друга, особенную психологию «человека зоны», настоянную на вражде и страхе.

Выводы.Детали, с помощью которых автор изображает цвет, свет, звук, точны, лаконичны, вместе с тем достаточно «объемны» с точки зрения общего их количества в тексте. Этот «объем» является продолжением «художественной плотности», о которой Солженицын говорит как о важнейшем принципе воссоздания лагерной действительности. «Плотность» изображения цвета, света, звука помогает автору создать объемный, динамичный мир и формирует важную для него мысль: при любых условиях своего бытования в этом мире человек будет искать опору, даже если опора эта будет столь эфемерна, как цвет, свет или звук. Так, писатель, создавая цвето-свето-звуковую «оболочку» лагерной жизни усиливает как эмоциональное восприятие повествования — сострадание героям — так и «сознательность» чтения.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

sКаковы особенности изображения времени в рассказе?

sВ чем своеобразие построения сюжета?

sО каких сторонах внутренней жизни героя говорит автор?

Составить таблицу «Художественный календарь рассказа».

Для более тщательного — или в целях экономии времени — выполнения работы мы предлагаем разделить класс на несколько групп. Их количество определяет учитель, исходя, например, из параметров времени, обозначенных в тексте: утро, день вечер. В случае такого распределения первая группа получает задание заполнить таблицу, материалы которой будут ограничены временными рамками от подъема (начало рассказа, 5) до полудня (46, «Вдруг прогудел гудок с энерговоза...»); вторая группа — от полудня (46, «Вдруг прогудел гудок...») до времени окончания работ на ТЭЦ (72, «Отпыхался Шухов пока, оглянулся — а месяц-то, батюшка...»), третья группа — от времени окончания работ на ТЭЦ (72) до конца рассказа.

Чтобы пояснить характер работы с текстом, полезно начать ее на уроке.

Наши рекомендации