Уроки 1 — 2. Горькая правда лагерной жизни
«Один день Ивана Денисовича»
Тема. Художественный мир рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Цель. Познакомить учащихся с содержанием первого рассказа писателя. Выявить особенности художественного мира в рассказе; подчеркнуть углубленное внимание А. И. Солженицына к детали и обратить внимание на особенности его индивидуального мастерства в использовании традиционных приемов художественной изобразительности: сюжета, пространства, времени, пейзажа, портрета, интерьера. На основе анализа формы рассказа показать особенности его содержания.
Информация для учителя.Название урока на доске записано без первого слова: « правда лагерной жизни». Во второй учебной ситуации ученики подбирают необходимое, по их мнению, определение.
В ходе урока используется карточка № 1 «Примечания к истории создания и публикации рассказов А. И. Солженицына 60-х годов»[15].
Класс делится на 3 группы. Ученики получают предварительные домашние задания и работают с текстом. 2-3 человека («художники») готовят необходимые наглядные пособия.
Предварительное домашнее задание. Групповые задания.
Первая группа подбирает материалы к карточке № 2 «Впечатления читателей — современников первой публикации рассказа»[16].
Кроме того, группа получает задание подготовить выразительное чтение (или рассказ наизусть) подобранных материалов. Для выполнения этого задания можно рекомендовать книгу Н. А. Решетовской[17]
Вторая группа получает задание представить по материалам рассказа «Один день Ивана Денисовича» план лагеря и подготовить сообщение на тему «Особенности изображения в рассказе пространства, пейзажа, интерьера». Это сообщение может иметь форму монтажа — «прохода» читателя по всему тексту рассказа и называться «Вслед за героем». Для выполнения задания можно рекомендовать такую последовательность работы:
· выбрать (выписать) из текста детали, которые обозначают все названные автором объекты, находящиеся на территории лагеря;
· выявить общее смысловое значение этих названий (например, баня, каптерка, столовая и т.п. — это слова, соотнесенные с бытовыми, обиходными понятиями);
· отметить, если на это указывает автор, особенности взаиморасположения названных объектов;
· проследить последовательность передвижений героя по территории лагеря и именно в этой последовательности построить рассказ о пространстве зоны.
Для сообщения об особенностях изображения пейзажа и интерьера ученики могут:
· подобрать наиболее выразительные (с их точки зрения) описания;
· проанализировать их содержание, опираясь на детали-подробности;
· подготовить выразительное чтение подобранных описаний.
Художники представляют в виде плана, схемы и т.п. пространство зоны.
Третья группа получает задание подготовить сообщение «Цвет, свет, звук в рассказе», итогом выполнения которого должен стать ответ на вопрос:
sкакова смысловая нагрузка цвета, света, звука в рассказе?
Наиболее сложной оказывается работа с деталями, обозначающими цвет. Для ее выполнения можно рекомендовать такую последовательность:
· выписать из текста все словосочетания, в состав которых входят слова, называющие цвет;
· сгруппировать эти словосочетания по цвету (белый, черный, красный и т.п.) и — внутри «цветовых» групп — по классу предметов, характеристикой которых является данный цвет (например, одежда, пища и т.п.); таким образом получится сложная (но соответствующая сложности текста) система классификации цвета (например, черным обозначены одежда, пища, толпа и т.п.) — такая классификация дает возможность выстроить объемную цветовую картину мира;
· произвести количественный подсчет всех цветовых обозначений (например, чаще всего в тексте встречается черный цвет, реже всего — желтый и т.п.) и на основе количественных соотношений уточнить цветовую характеристику пространства;
· обобщить наблюдения.
Обозначения света в тексте нечасты, поэтому в основу работы по световой характеристике пространства мы предлагаем положить количественный анализ: например, какой свет преобладает в тексте, почему автор отдает предпочтение именно ему, в какой последовательности и почему возникают обозначения света.
Звуковые характеристики происходящего встречаются в тексте чаще всего. Можно, как и в предыдущих видах работ, рекомендовать выписать все словосочетания, в которых упоминается звук (как правило, это будут глагольные словосочетания); затем:
· распределить накопленный материал «по громкости» звучания (например, шептал, кричал и т.п.);
· выявить в этих группах наиболее часто повторяющийся звук и предмет, с которым он соотносится;
· ответить на вопрос, почему автор обращается к определенным звуковым обозначениям (слова с семой крик);
· обобщить все наблюдения по характеристике цвета, света, звука и ответить на предложенный к заданию вопрос.
Художники готовят схемы цвета и света.
Индивидуальное задание. Сообщение «История создания и публикации рассказа». (За основу можно взять материалы из статьи П. Паламарчука)[18].
ХОД УРОКА
Учитель. Мы начинаем разговор с рассказов Александра Исаевича Солженицына, стоящих несколько особняком в его творчестве 60-х годов. Их в эти годы было создано сравнительно немного — всего девять, но автор придавал жанру рассказа большое значение. Так, готовя к печати первое, достаточно полное издание своих сочинений, писатель, обратившись к форме «малого» собрания сочинений, куда вошли основные его произведения, третий том составил только из рассказов. Собрание сочинений выходило в 1991 году как приложение к журналу «Новый мир», и тираж его составил 1 миллион 100 тысяч экземпляров, так что рядовой читатель имел возможность приобрести эти книги. На авантитуле третьего тома находим пометку: «Восстановлены полные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором». Эта пометка очень важна как одна из характеристик внутреннего мира писателя, путь которого начался рассказом на тему о лагерной жизни. Это рассказ — «Один день Ивана Денисовича», написанный в 1959 году.
Познакомьтесь с карточкой № 1.
Карточка № 1