Вторая учебная ситуация. «Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не смог придумать лучше»

Учитель. Обратимся к репродукциям полотен русских художников, на которых запечатлен образ дороги (А. Куинджи «Осенняя распутица», «Дорога. Зима»; А. Саврасов «Повеяло весной»; К. Васильев «Часовня».)

s Какие мысли возникают у человека, когда он смотрит на уходящую за горизонт дорогу? Какие понятия ассоциируются с образом дороги?

В течение нескольких минут звучит музыка. Ученики осмысливают свои ассоциации, связанные с образом дороги, выполняют творческое задание «Образа дороги».

Дорога — это...

· движение, преодоление расстояния, времени, приближение к цели;

· воля, мужество, выбор: продолжать двигаться вперед, повернуть назад — или сойти с дороги, свернуть в сторону;

· бесконечность, неизведанность, постоянные ожидания — или безысходность, отчаяние;

· одиночество, случайные встречи, добрые попутчики, неожиданные враги;

· открытость небесам, свету — или погруженность во мрак, в туман...

Учитель. С давних пор существует метафорическое восприятие дороги как человеческой жизни. Выполнив творческое задание, вы определили, на основе каких признаков происходит сближение понятий «дорога», «путь» и «жизнь», «судьба». Они могут быть использованы в рассуждении о бытии человека, об особенностях его внутреннего мира.

Судьба А. Солженицына — это борьба с несвободой, физической и интеллектуальной, нравственной и психологической; литературная деятельность явилась воплощением этой борьбы. А. Солженицын разделил судьбу десятков тысяч людей, репрессированных в послевоенные годы или преследуемых в 60 — 70-е.

s Какими событиями наполнена литературная судьба А. Солже­ницына (после 1962 г.)?

Ученики, опираясь на материалы домашнего задания, представляют важнейшие события из биографии А. Солженицына-писателя.

· 1962 — публикация повести «Один день Ивана Денисовича».

· 1963 — выдвижение на соискание Ленинской премии.

· 1965 — обыск, изъятие личного архива, рукописи «Архипелага ГУЛАГ».

· 1968 — публикация за рубежом романа «В круге первом».

· 1968 — 1969 — издание за рубежом повести «Раковый корпус».

· 1970 — присуждение Нобелевской премии.

· 1971 — публикация за рубежом первого варианта романа «Август 14-го».

· 1973 — публикация за рубежом первого тома «Архипелага ГУЛАГ».

· 1974 — выдворение за пределы СССР, жизнь и деятельность в Германии, Швейцарии.

· 1976 — отъезд в США, штат Вермонт, напряженная научная и литературная деятельность.

· 1976 — создание Фонда А. И. Солженицына из средств от го­нораров за публикацию «Архипелага ГУЛАГ». Цель Фонда — материальная поддержка жертв политических репрессий в СССР.

· 1980 — создание издательской серии «Исследования новейшей русской истории» под ред. А. И. Солженицына.

· 1983 — создание «Всероссийской мемуарной библиотеки» под ред. А. И. Солженицына.

· 1988 — издание «Словаря языкового расширения».

· 1990-е — завершение работы над исторической эпопеей «Красное колесо».

· 1990 — публикация в «Комсомольской правде» эссе «Как нам обустроить Россию?».

· 1994 — возвращение в Россию, общественная и литературная работа, выступление перед депутатами Государственной Думы, встреча с президентом Б. Ельциным.

· 1995 — 1997 — издание трехтомного собрания публицистики 1964 — 1994 годов.

· 1996 — публикация доработанного издания цикла очерков «Бодался теленок с дубом».

· 1997 — учреждение литературной премии Фонда А. И. Солжени­цына для литераторов, внесших особо значительный вклад в развитие русской языковой культуры. Первые лауреаты премии: 1998 — академик В. Н. Топоров, филолог; 1999 — поэтесса И. Ли­снянская; 2000 — прозаик В. Распутин.

· 1998 — издание публицистической книги «Россия в обвале».

Учитель. Внешней последовательностью событий не исчерпывается жизнь человека, перечнем литературных произведений не исчерпывается судьба писателя.

s Какие события стали самыми драматичными испытаниями для А. Солженицына как писателя и общественного деятеля?

Вся жизнь Солженицына — это череда испытаний, из которых он выходил с честью. Как человек «частный», он пережил несправедливое обвинение, арест, ужасы лагерной жизни, угрозу неизлечимой болезни… Но особенно драматичным для Солженицына, писателя и общественного деятеля, стало испытание судьбой «Архипелага», испытание изгнанием, испытание возвращением.

Третья учебная ситуация. Испытания…

Учитель. Теперь нам предстоит работа по группам, каждая из которых будет работать над одной из проблем:

· испытание судьбой «Архипелага…»;

· испытание изгнанием;

· испытание возвращением.

s Как воспринимал А. Солженицын испытания, возникающие на его жизненном пути?

Карточка для организации работы первой группы

Испытание судьбой «Архипелага…»

Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний Е. Чуковской.

Составьте цитатный план воспоминаний.

Ответьте на вопросы.

1. Какими испытаниями обернулась для А. Солженицына работа над «Архипелагом ГУЛАГ»?

2. Перед каким выбором был поставлен писатель?

3. Как встретил А. Солженицын все трудности, связанные с борьбой за «Архипелаг»?

Е. Чуковская. Из выступления на вечере по случаю 25-летия издания «Архипелага ГУЛАГ»[11].

1. «Я всегда верила и сейчас думаю, что «Архипелаг» — это то, что останется от большого и страшного периода в истории нашей страны. «Архипелаг ГУЛаг» прослеживает историю нашего общества на протяжении почти сорока лет — с 1917 по 1956 год, рассказывает о множестве конкретных судеб, обладает невероятной плотностью изложения...

Когда я прочитала «Архипелаг», у меня было такое чувство, что я открыла книгу одним человеком, а закрыла ее — другим. Я была потрясена каждой страницей, не только тем, ЧТО я читала, но и тем, КАК это написано. Это слово, сказанное поразительным художником, поэтому книга берет за душу и заставляет себя услышать и пережить.

Солженицын сделал то, что считал своим долгом: сохранил память об этой эпохе, сохранил голоса людей, погибших друзей. Он выжил и поэтому должен был рассказать об их судьбе... Он мне говорил: «Я не отличаюсь и не выделяю себя из тех, с кем сидел. Разница только в том, что мне надо многое сказать»... «Надо печататься, надо же как-то воздействовать на окружающих»... Меня всегда поражала твердость, с какой Александр Исаевич шел своим путем, бесконечное трудолюбие, преодоление самых немыслимых препятствий, быстрота, с которой он принимал решения и действовал. Причем свои действия он обдумывал на много шагов вперед: пока разворачивалась репрессивная машина, он успевал перевезти, напечатать, передать... Он очень быстрый, деятельный, ответственный человек. И это поражает на фоне нашей расхлябанности, растерянности...»

2. «Из послесловия к «Архипелагу» известно, что Солженицын задумал эту книгу в 58 году и тогда же составил ее план и написал некоторые главы. Когда я с ним познакомилась в 1965, значительная часть книги уже была написана…

Осенью 1965 года Солженицын по приглашению Корнея Ивановича (Чуковского) жил в Переделкине, потом, приезжая в Москву, часто останавливался на нашей московской квартире.

Естественно, я ничего об «Архипелаге» тогда не знала. Александр Исаевич все построил таким образом, чтобы внешне выглядело так, что он поглощен работой над другими книгами. Работа над новыми редакциями «Архипелага» совпала с годами борьбы за печатание «Ракового корпуса» — шли разговоры, обсуждения, письма в защиту. Речь шла и о печатании «В круге первом». Под завесой этих хлопот Солженицын и вернулся к свой потаенной работе…

Сейчас трудно себе представить, в каких условиях работал Солженицын, в каком темпе велась эта работа. Вся рукопись «Архипелага» никогда не лежала перед автором на столе, а была только та глава, с которой он работал. И когда он узнавал какой-то новый факт, который нужно было поправить, он должен был ехать — иногда на другую улицу, а иногда в другой город — и вносить исправление в рукопись. Или вызывать человека, хранящего эту страницу, к себе. Солженицына трудно было застать врасплох, он многое продумывал заранее, и поэтому когда он начинал писать, то сразу думал: как он будет хранить рукопись, кто будет приносить ее, где она будет лежать, в скольких экземплярах, какой объем будет занимать. Он держал рукопись у друзей, под разными шифрами, так, чтобы любую часть архива можно было в любой момент запросить, привезти, отвезти. Те вещи, которые не ходили по рукам, хранились очень строго. И Солженицына всегда окружали люди, которые были ему настоящими друзьями. Это они хранили, перевозили, передавали...»

3. «Третья редакция «Архипелага», которой я была свидетелем, делалась в марте — мае 68 года. (Это была почти окончательная редакция, потом Александр Исаевич возвращался к своей книге уже на Западе.) Работа шла с фантастической быстротой. Был переделан и сильно дополнен весь первый том. Первый том он правил в Рязани и присылал мне главы, которые я печатала. Рукописи мне привозили его школьные ученики.

В самом начале мая Елизавета Денисовна Воронянская и я поехали на дачу Солженицына в Рождество-на-Истье. Это был маленький деревянный дом, неотапливаемый, куда невозможно было проникнуть до тех пор, пока не закончится разлив рек. Была там комнатка внизу, где жили мы с Елизаветой Денисовной, и комнатка наверху, где жили Александр Исаевич и Наталья Алексеевна, и еще была терраска, на которой мы собирались.

Работали с раннего утра и до ночи. Александр Исаевич готовил главы из «Архипелага» для переписки, и мы с Елизаветой Денисовной их печатали на двух машинках. Потом он внимательно читал и правил напечатанное. К середине июня вся эта работа была закончена. Наталья Алексеевна сняла на фотопленку всю огромную рукопись — более полутора тысяч страниц. И во все время работы никогда весь «Архипелаг» не находился на даче. Все время приезжал кто-нибудь из друзей, увозил и прятал заново перепечатанные главы. Запомнилось, как Александр Исаевич нашел несколько ошибок в главах, копии которые были уже увезены, и назвал список обнаруженных опечаток «Поздние слезы».

Шестая и седьмая части книги были только в рукописи, одна из глав — под названием «Мужичья чума» — была закопана на огороде, существовала в единственном экземпляре, и Александр Исаевич при нас ее выкапывал».

4. «Когда была закончена третья редакция «Архипелага», а пленка отправлена за границу на хранение, Александр Исаевич обратился к прежним своим хранителям и помощникам с просьбой уничтожить все предыдущие варианты. А этих предыдущих вариантов было два: одна его перепечатка и — вторая редакция — то, что перепечатала в Ленинграде Елизавета Денисовна. По этой ее перепечатке и велась вся правка для последней редакции. Все хранители ему написали, что уничтожили промежуточные экземпляры. То же самое написала Елизавета Денисовна. Но она (как выяснилось позже) не уничтожила свой экземпляр...

Однако Александр Исаевич считал, что осталось строго ограниченное число экземпляров, три или четыре, и они хранились так: один — был переплетен и доступен только автору, остальные завернуты в газету, заклеены скотчем и зашиты в неброские мешки… Даже человек, который это хранил, не мог читать или давать читать родным и знакомым. То есть принимались все меры, чтобы об «Архипелаге» ничего не было известно…

Но в августе 1973 году произошел этот ужасный провал... Летом 1973 года велась травля Сахарова и Солженицына в печати, выступали академики, писатели...

Тем летом Елизавета Денисовна Воронянская вместе со своей приятельницей Ниной Пахтусовой отдыхала в Крыму. А я попала в тяжелую автоаварию и была в больнице. Елизавета Денисовна часто писала мне из Крыма. Она была человеком восторженным, экзальтированным, очень немолодым, ей было уже за 70. Она тяжело болела, с трудом ходила, жила в коммунальной квартире на Лиговке в каком-то достоевском темном доме. Я до сих пор помню ее адрес: Роменская 4, кв. 42. Там у нее была комнатка рядом с кухней. И вот она из Крыма писала мне, что они познакомились с журналистом — Генрихом Моисеевичем Рудяковым. Он гораздо моложе их, но он их первый друг, они читают друг другу стихи на берегу моря и много говорят о литературе. И последнее, что она мне написала, — он купил им билеты на поезд. В Ленинграде их встретили прямо в вагоне, и Елизавета Денисовна была увезена на допрос. Пять дней подряд ее допрашивали. Она назвала место, где хранится несожжен­ная рукопись «Архипелага». Вернулась домой и повесилась. Я узнала об этом 30 августа 1973 года.

Для Солженицына случившееся было потрясением. В тот самый день, когда он обо всем узнал, он дал распоряжение опубликовать «Архипелаг». Фотопленка давно лежала у надежных людей за рубежом. Через 3 месяца в Париже, в издательстве «ИМКА-Пресс» вышел первый том книги, и начался этот чудовищный скандал».

5. «Ведь что такое было в 1973 году печатать «Архипелаг» от себя, ни за кого не прячась?!.. Здесь опять современников поражало не только то, что писал Солженицын, — поражала совершенно небывалая и не свойственная советскому человеку модель поведения, как он отстаивал и утверждал свои взгляды в обстановке травли и угроз. Солженицын реагировал на все совершенно по-своему и без всяких колебаний. Несмотря на то что у него были крошечные дети, что в Москве его не прописали, что он увлеченно работал над «Красным колесом» да еще в это время писал «Письмо вождям» — он сразу все это отодвинул, понимая, что его ждет. Еще в 1965 году Солженицын говорил, что «Архипелаг» он будет печатать в 1972 — 73 годах. А по его судьбе, закрученной в эти годы, получилось, что он все откладывал. Он знал, что это будет обрыв в его жизни, перелом. Но когда все случилось — он абсолютно не колебался.

Многим памятны газеты января-февраля 1974 года, улюлюканье и свист по поводу первого тома «Архипелага», который вышел в Париже по-русски. 12 февраля А. И. Солженицын был арестован, лишен гражданства и вывезен на самолете из СССР. Его книги были изъяты из библиотек, имя запрещено и не упоминалось в нашей стране десятилетиями».

6. «Но вернусь в август 1973 года, к трагедии Елизаветы Воронянской. На обыске у нее были конфискованы ее воспоминания, а у ее подруги Н. Пахтусовой — ее дневник. Теперь и то и другое напечатано среди казенных протоколов ЦК и нечитаемых обкомовских обсуждений в сборнике «Кремлевский самосуд».

Вот что пишет Елизавета Воронянская об «Архипелаге»: «Ни один мыслящий и думающий человек не пройдет мимо этого Эвереста русской литературы. Непостижимое народное страдание, показавшее потаенную, скрытую каторжную жизнь доброй половины русского народа за полвека правления коммунистов... Эта книга поведала самую страшную, самую кровавую трагедию двухсотмиллионного народа за всю его вековую историю... В «Архипелаге» он рассказал о пламени, в котором сгорела наша страна».

Пахтусова в своем дневнике так характеризует «Архипелаг»: “Такой книги еще не было ни разу во всей истории человечества: и по содержанию, и по жанру, который не поддается определению. Это не литературный жанр и не литературное произведение, а сама жизнь человеческая, сжатая в кровавый сгусток страдания, смирения, отчаяния и бунта. Это Евангелие XX века! И создал его Прометей, а в политическом смысле это бомба, и случись такое чудо, что свободно прочел бы ее весь народ — да это повело бы к восстанию и баррикадам”».

7. «Эти записи очень выразительно передают настроения первых читателей «Архипелага». Когда писалась эта книга, а потом хранилась для будущего, казалось, что, как только люди ее прочтут, потрясенный мир изменится. Оказалось, мы все-таки либо переоценили веру в силу слова, либо недооценили желание людей не знать очевидных вещей. Мне кажется, что осмысление «Архипелага» — его издание, прочтение, обдумывание, обсуждение — в нашем обществе пока не заняли того места, которое должны были бы занять. И это не вопрос литературного вкуса, это вопрос нашего отношения к своей истории. Эту книгу должны были бы изучать в школе, по крупицам восстанавливать судьбы людей, иногда лишь бегло упомянутых на ее страницах, собирать читательские конференции.

«Архипелаг» продолжает оставаться современным, он не устаревает, он написан с поразительной лирической силой. Я уверена, путь нашей страны был бы другим, если бы «Архипелаг» люди как следует прочли и обдумали. И сейчас Александр Исаевич — как сжатая стальная пружина. Это человек, который живет на других скоростях. Он встает в 6 часов утра, и все равно ему не хватает суток, потому что он должен ответить на письма, опубликовать литературную коллекцию, написать задуманное. Это фантастическая работа. И еще. Как известно, все гонорары за «Архипелаг» Солженицын передал учрежденному им «Русскому общественному фонду». Его фонд с середины семидесятых годов помогает по всей стране тысячам людей — сперва оказывалась помощь политзаключенным и их семьям, теперь — старикам-репрессированным»[12].

Вариант выполнения задания.

Работа над «Архипелагом…» стала для писателя испытанием на способность трудиться напряженно, самозабвенно, на твердость и уверенность в правильности выбранного пути, на умение мужественно переносить утраты, доводить до конца начатое дело.

Выбор, перед которым оказался писатель, требовал от него высшей степени решимости; это был выбор между возможностью спокойной, безопасной жизни его самого, членов его семьи, близких людей — и необходимостью завершить труд, без которого будет невозможна даже надежда на торжество истины в его стране.

А. Солженицын без колебаний, твердо шел по избранному им пути служения истине.

Карточка для организации работы второй группы

Испытание изгнанием

Обратитесь к материалам периодической печати февраля 1974 года, к текстам заявлений А. Солженицына, обращениям его единомышленников, документам правительства и письмам граждан.

Ответьте на вопросы.

1. Что чувствовал писатель в этот драматичный период его жизни? Какие свои мысли настойчиво подчеркивал?

2. Что в Солженицыне восхищало его единомышленников?

3. Что в писателе вызывало негодование людей, поддерживавших решение правительства?

Жить не по лжи

«Я заранее объявляю неправомочным любой уголовный суд над русской литературой, над единой книгой ее, над любым русским автором. Если такой суд будет назначен надо мной — я не пойду на него своими ногами, меня доставят туда со скрученными руками. Такому суду я не отвечу ни на один вопрос. Приговоренный к заключению, не подчинюсь приговору иначе, как в наручниках... В самом заключении я не буду работать на угнетателей больше ни получаса.

Я оставляю за ними простую возможность открытых насильников: вкоротке убить меня за то, что я пишу правду о русской истории».

А. И. Солженицын. На случай ареста

12 февраля 1974 года, в 17 часов вечера, в квартиру писателя обманом и силой ворвались восемь человек. От волнения они были очень грубы. Солженицыну было предъявлено постановление о приводе в прокуратуру. Автор «Архипелага ГУЛАГ» хорошо знал, с кем имеет дело. Он понимал, что это — арест. Вещи были собраны заранее. Но когда жена подала ему их, один из насильников скривился: «Не ломайте комедию! Он скоро вернется».

Солженицын не вернулся. В тот вечер его доставили в Лефортовскую тюрьму. В 9 вечера прокуратура подтвердила: да, Солженицын задержан.

Весть об аресте молнией облетела страну. В 10 часов вечера 12 февраля академик А. Д. Сахаров сделал по телефону заявление Канадскому радио и телевидению.

Наши рекомендации