Поэзия сентиментализма. Стихотворения Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева.

Не поэзия, а проза была основным путем развития русского сентиментализма. Карамзин, В. Измайлов, Подшивалов и другие более или менее видные теоретики и практики русского сентиментализма были прежде всего прозаики. В их «Повестях», «Путешествиях», «Письмах» и утверждался сентиментализм на русской почве как определенное мироощущение и эстетическое течение.

Что же касается поэзии и в особенности лирики, то здесь сентиментальные чувствования явились не столько эстетическим принципом, сколько непосредственным объектом изображения. Бедность реального содержания этих чувствований, их эстетизированный характер привели сентиментальную лирику к однообразному воспеванию «сладких и нежных» «колебаний сердца» и наложили на нее общий отпечаток беспредметной слезливости и приторности.

Не дав русской поэзии ни одного более или менее крупного лирика, дворянский сентиментализм породил большое количество третьестепенных поэтов — ранее упомянутый кн. П. Г. Гагарин, кн. Г. А. Хованский (ум. 1796), кн. Ал-др Черкасский, Анна Турчанинова, А. В. Аргамаков, А. В. Лопухин и др., — в свое время с успехом удовлетворявших непритязательные вкусы «чувствительного» читателя, но впоследствии основательно и справедливо забытых. Наиболее типичным представителем этой «массовой» сентиментальной лирики явился кн. П. И. Шаликов, имя которого стало для последующих литературных поколений синонимом слезливости и слащавости.

Поэзия сентименталистов внешне остается еще в пределах жанрового репертуара отечественного классицизма. Но соотношение отдельных жанров внутри этого репертуара и самый их характер у сентименталистов меняются. Постепенно разрушается и самый принцип иерархии жанров, разделение поэзии на «высокие», «средние» и «низкие» роды.

Торжественная ода по традиции еще занимает в изданиях стихотворений сентименталистов первое место, но фактически бытует как жанр, равноправный с другими «чувствительными» жанрами. Широкое распространение получают жанры так называемой «легкой поэзии»французского классицизма — стихи в альбом, стихи на случай, надписи, мадригалы, эпиграммы, басни, сказки, послания, сатиры, песни.Все эти жанры были известны и поэзии русского классицизма, но занимали там самое незначительное место и относились частью к средним, частью к низким родам. В поэзии же сентиментализма они вдвигаются в число самых изысканных, изящных жанров.В числе достойных представителей русской легкой поэзии Батюшков называет Богдановича, Хемницера, Дмитриева, Нелединского-Мелецкого, Карамзина и др.

Основная поэтическая задача Карамзина - создание субъективной и психологической лирики, выражения настроений души: поэт должен "вы­ражать оттенки разных чувств, не мысли оглашать". Общественно-политическое содержание сознательно обходится Карамзиным-поэтом. Гражданской, государственной и героической тематике классицизма про­тивопоставляется психологически-личное содержание его поэзии (басня "Соловей, галки и вороны", " Соловей"). От социальных потрясений поэт скрывается под свой "тихий кров", чтобы наслаждаться любовью, друж­бой, природой и переживаниями собственного сердца ("Послание к жен­щинам", "Меланхолия". "Осень", «К разлуке с Петровым", "Плещееву"). Карамзин создает образ поэта-мечтателя, живущего в своих грезах и ин­тимных впечатлениях, которые отличаются изысканной изменчивостью настроений. Новое содержание обуславливало жанровое своеобразие и требовало обновления стихотворных форм. Карамзин писал и оды, и мад­ригалы, и мелкие надписи, и басни, но характерными для Карамзина поэтическими жанрами являются элегии и дружеские послания. Карамзин часто отказывался от ямба, много писал хореем и трехсложными стопами, увлекался белым стихом. "Граф Гваринос" и "Раиса" являются первыми в России опытами романтических баллад.

Из представителей школы Карамзина следует рассмотреть Дмитрие­ва. В своей сатире "Чужой толк" Дмитриев выступает против одической поэзии, '"высокой", риторической линии в литературе. Знакомство с этой сатирой важно для определения поэтики сентиментализма. В творчестве Дмитриева появляются образцы балладного жанра; историко-романтическая песня-баллада "Ермак" и. шуточная баллада "Отставной вахмистр" ("Карикатура"). Излюбленными жанрами Дмитриева становятся жанры басни, послания, любовной песни-романса Песни-романсы пользо­вались большой популярностью и в XIX веке ("Стонет сизый голубочек", "Ах! когда о я прежде знала..."). Некоторые из них поэт стремился созда­вать на фольклорной основе, В произведениях Дмитриева прослеживается ориентация автора на изящество стиля, на салонно-сентиментальные вкусы читателей конца XVIII века. Интересен жанр стихотворной сказки в твор­честве Дмитриева - образцом ее является шутливая новелла-анекдот "Модная жена". Достижения Дмитриева заключаются к создании разго­ворно-поэтического слога его произведений, в сближении поэзии "с про­стотой и естественностью, словом - с жизнью и действительностью".



Наши рекомендации