Вдумчиво прочитайте оба стихотворения. Обратите внимание на элементы речевого этикета. Выучите стихотворения наизусть.

1) Когда моя жизнь, дорогая, Придет к своему рубежу, Три слова тебе, дорогая, Я в час мой последний скажу. То слово... Хватило бы силы Мне вымолвить тихо его. "За все, дорогая, спасибо", – Сказал бы я прежде всего. Смогу ли я слово второе, Успею ли произнести? Глаза я устало прикрою: "За все, дорогая, прости". И третье я вымолвлю слово, Своей покоряясь судьбе: "О будь, дорогая, здорова, Здоровья желаю тебе". А если судьба милосердно Сказать мне дозволит еще, Я те же три слова усердно Опять повторю горячо. О, только хватило бы силы Их явственно произнести! За все, дорогая, спасибо... Здоровья тебе... И – прости... (Р. Гамзатов)
2)Ш_лестят з_леные сере_ки, И горят серебря_ые росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: С добрым утром! (С. Есенин)  
       

Прочитайте тексты. Выпишите отдельно слова благодарности. Подберите к ним синонимичные выражения, объяснив разницу в их употреблении.

1)Дорогая Римма Александровна!

Получили ваше письмо и фотографии. Следует отдать должное мастерству Ильи Федоровича – карточки превосходны. Спасибо большое.

2)Дорогой Роман Алексеевич!

Большое спасибо за хорошее письмо! Очень тронута Вашей отзывчивостью. Посылаю Вам интересующую вас брошюру.

3)Дорогая Нина!

Спасибо за поздравление. С опозданием поздравляю и тебя, и твою семью с наступившим Новым годом. Желаю от души исполнения всех желаний и всего-всего хорошего.

______________________________________________________________

Прочитайте внимательно письма В. Маяковского своей матери. Подчеркните формулы речевого этикета. Определите тональность этикетных формул данной ситуации (официальная, нейтральная, непринужденная).

1) Дорогие мамочка, Людочка, Олечка!

Спасибо за письма. Я живу ничего. Пью, ем, сплю, одет, обут. Что же касается моих дел, то пока я сам об этом ничего не знаю. Во всяком случае, пока все говорит за то, что я устроюсь хорошо. Приеду ли скоро в Москву, не знаю, как сложатся обстоятельства. Обо всем важном, конечно, немедленно сообщу вам. Вы меня не забывайте, пожалуйста.

Целую вас всех крепко.

Ваш Володя. (Из письма В. Маяковского)

2) Дорогая, родная и милая мамочка!

Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете и поэтому, конечно, на меня не сердитесь за то, что не сумел зайти перед отъездом. Я уехал страшно неожиданно.

Целую вас, родная мамочка. Поцелуйте Люду и Олю.

Ваш весь Вл. (Из письма В. Маяковского)

Напишите несколько искренних, теплых строк с обращением к своим родителям или к человеку, который вам очень дорог.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно строки из писем М. Горького. Выделите зачины и концовку в текстах писем. Найдите стереотипные формулы извинения с признанием своей вины, объяснение причины «проступка».

1) Мне крайне неловко перед вами, уважаемый профессор. Принося мои извинения, убедительно прошу Вас верить, что все это произошло не по вине редакции… Еще раз примите, почтенный Юрий. Желаю всего доброго.

А. Пешков. (Из письма М. Горького)

2) Кланяюсь, жму руку, еще раз – спасибо за книгу! Не отвечал столь долго потому, что угнетен делами и до последних дней оседлости не имел, а вел жизнь кочевую и терял адреса.

Если будете близко… надеюсь, увидимся?

А. Пешков. (Из письма М. Горького)

9. Выразительно прочитайте текст. Приведите внизу примеры 4-5 ситуаций из повседневной жизни, когда можно было бы использовать первые четыре строки из басни И.А. Крылова.

Обезьяна

Как хочешь ты трудись, Но приобресть не льстись Ни благодарности. Ни славы, Коль нет в твоих трудах Ни пользы, ни забавы. Крестьянин на заре с сохой Над полосой своей трудился; Трудился так крестьянин мой, Что градом Пот с него катился: Мужик работник был прямой. Зато, кто мимо ни проходит, От всех ему: «Спасибо, исполать!*» Мартышку это В зависть вводит: Как их не пожелать! Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан – И ну над ним возиться! Хлопот Мартышке полон рот: Чурбан она то понесет, То так, то сяк его обхватит, То поволочет, то покатит; Рекой с бедняжки льется пот; И, наконец, она, пыхтя, Насилу дышит, А все ни от кого Похвал себе не слышит. И не диковинка, мой свет! Трудишься много ты, Да пользы в этом нет.

Хвалы приманчивы, *ИСПОЛАТЬ – «хвала тебе, слава тебе»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик, и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость. Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?

Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек... он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.

– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.

– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас...

– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец...

...Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

Наши рекомендации