Экономико-Математическая школа
Экономико-Математическая школа
Открытая конференция ЭМШ
Исследовательская работа на тему:
«Увлеченность людей вымышленными мирами, их влияние на личность человека и их значение в его жизни на примере легендариума Дж. Р. Р. Толкина»
Автор работы:
Кухтина Наталья Егоровна
Научный руководитель:
Москалева Александра Андреевна
Москва – 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Краткий экскурс в мир Толкина. 5
1. Автор и его произведения. История. 5
2. Что есть мир Толкина?. 6
2.1. Устройство Мира. 6
2.2. Счет времени. 6
2.3. Территории. 7
3. Существа, населяющие Эа, Мир Сущий. 8
3.1. Айнур. 8
3.2 Дети Илуватара – эльфы и люди. 9
3.3 Хоббиты.. 9
4. Теории толкования творчества Толкина. 10
4.1. Теория религиозного смысла. 10
4.2. Теория параллельной Вселенной. 12
4.3. Теория исторической реальности описываемых событий. 13
Глава 2. Психологическое влияние на человека вторичных миров. 17
1. Первичная характеристика поклонников Толкина. 18
2. Интервьюирование. 19
3. Анализ исследований влияния фэнтези на личность человека. 24
4. Моделирование. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы: 30
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32
Приложение 1. Расы существ, населяющих Арду. (на основании всех книг цикла о Средиземье, а также Писем Толкина) 32
Приложение 2. Территории Арды (карты). 37
Приложение 3. Результаты опросов из групп сайта ВКонтакте. 41
Приложение 4. Результаты проведения «углубленных» интервью, разбитые по вопросам. Авторская орфография и пунктуация сохранены. 44
Введение
В современном мире остро стоит проблема увлеченности людей «вторичными мирами»[АМ1] [ОН2] [1], которые являются либо отражением объективной реальности, либо ее измененным вариантом, либо же полной ее противоположностью. Во многом это происходит из-за широкого распространения в нашем быту электронных устройств, которые позволяют нам в любой момент окунуться в мир, который кажется нам ближе, в котором нам комфортно находиться. Это может быть внутренняя реальность социальной сети, компьютерной игры, тематического форума. Но нельзя забывать о том, что такого рода «вторичные миры» имеют более глубокую историю, чем нам кажется; ведь если присмотреться ближе, то даже любой фильм, любая книга способна дать нам этот «вторичный мир». Он, безусловно, изменен – не только описываемыми временем и местом, но во многом - мыслью писателя или режиссера. И мы, сами того часто не осознавая, выбираем наиболее приемлемый для себя тот вариант этой вторичной реальности, который был создан человеком, возможно, близким нам по духу, по ценностям, по мироощущению.
Что примечательно и очень интересно – это то, чем для человека становятся его «вторичные миры», как они влияют на его жизнь. Почему же многие почитатели серий книг или фильмов довольствуются лишь тем, что называют их любимыми и, периодически, пересматривают и перечитывают их ради удовольствия, а другие настолько окунаются в вымышленную реальность, что она выходит на первый план, затмевая собой действительность? Что заставляет человека искать что-тоего-то, отличноего от окружающего реального мира? Являются ли эти причины внутренними, личными, в чем-то следствиями характера конкретного человека, его возраста, психологической составляющей его личности или же порождаются обществом, социальными взаимодействиями человека с окружающим миром?
Объект исследования: легендариум Дж. Р. Р. Толкина о мире Средиземья.
Предмет исследования: влияние на людей данного произведения фэнтези.
Цель: определить причины, по которым люди начинают и продолжают увлекаться высоким фэнтези
Задачи:
1) Проанализировать творчество Дж. Р. Р. Толкина, его биографию и различные работы по исследованию средиземского легендариума и самой личности писателя;
2) Сформулировать на основе п.1 теории, которыми можно объяснить мир Толкина;
3) Описать различные степени увлечения людей высоким фэнтези и сделать выводы о том, какой тип человека наиболее подвержен глубокому погружению в такой вторичный мир;
4) Выяснить, в чем, с точки зрения психологии, заключается потребность человека во «вторичном мире».
5) Описать образ человека, для которого «вторичный мир» – «необходимость»;
6) Описать процесс формирования увлеченности «вторичными мирами».
Гипотезы:
1) В сериях классического фэнтези существует некая привлекательность, которая захватывает людей настолько, что доводит их до полного фанатизма и этоим обуславливает их [серий] успех;
2) Человек в своей увлеченности «вторичным миром» часто доходит до того, что этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второй план;
Человек в своей увлеченности «вторичным миром» способен дойти до той точки, когда этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второйичный план;
Методы:
1) Литературный анализ;
2) Интервьюирование
Проведение выборочныхе«углубленных»окие интервью людей, увлекающихся произведениями Толкина для понимания мотивов, по которым люди приходят именно к миру фэнтези, для понимания, как формировалась их увлеченность;[АМ3] [ОН4]
3) Контент-анализ и систематизация информации из интернет-ресурсов;
Провести анализ в различных фан-групп в социальных сетях (преимущественно, ВКонтакте) и фан-форумах, а именно – получить результаты опросов; относительно того, почему/когда/с какой целью люди начинают изучать произведения Толкина;
4) Моделирование;
Необходимо для создания модели, по которой человек привлекается к«вторичному миру», отражающая его действия, осуществляемые с течением данного процесса.по которой можно просчитать возможное его поведение после прихода к этому миру[АМ5] [ОН6] ; (немного несвязно, исправлю позже)
В качестве литературных источников нами были использованы произведения самого Дж. Толкина - цикл о Средиземье и Письма, в которых он многое разъясняет поклонникам и исследователям его творчества; также мы обратились к его биографиям – Х. Карпентера и Т. Шиппи.
Для получения дополнительной информации о толкинизме и фэнтези в целом, а также об эскапизме[АМ7] [ОН8] [2] и психологических исследованиях увлечения толкинизмом были использованы статьи из научных журналов, авторефераты и диссертации разных авторов, посвященные данным темам.
Стоит отметить, что в данной работе мы анализировали влияние на человека произведений высокого, классического фэнтези, и нельзя забывать о том, что существуют и другие его виды[3] – эпическое, темное, мифологическое и другие. Их мы не рассматриваем, но через их анализ, который может быть достигнут путем дальнейших исследований, может быть составлена полноценная картина влияния на человека произведений фэнтези в целом.
Что есть мир Толкина?
Устройство Мира
По Толкину мир устроен так, что весьма похож на наш – на нашу Вселенную, на нашу Солнечную систему. Космология этого мира такова: существует Эа (в переводе с квенья (языка Высших эльфов, который признается одним из самых богатых языков, как у европейцев латынь) – вселенная), Мир Сущий, то есть, ощутимый, материальный, который дано видеть валар[10], и Чертоги Безвременья, место вне времени, вне материи, вне пространства, в котором находится ЭруИлуватар, Создатель, Высший Разум, и оставшиеся с ним айнур[11], и, возможно, они все вместе создают новые миры. Между Эа и Чертогами лежит Пустота, в которой нет ничего.
Валар властвуют в Эа, который включает в себя Арду - дом для Детей Илуватара: «Среди всех чудес Мира, его обширных пространств и чертогов, его кружащихся огней, Илуватар избрал им [Детям] место для жилья в Глуби Времен и между бесчисленных звезд; Айнур смотрели на жилище, помещенное среди пространств Мира, которое Эльфы зовут Арда — Земля»[12].
Но Арда – не планета Земля (если транслировать это понятие на наш мир), это пространство, включающее в себя небесные тела, в числе которых и находится Имбар, планета Земля в Средиземской вселенной.
Территории
Как и наша планета, Имбар подвергался изменениям – земли поднимались и опускались, океаны иссушались и, наоборот, потопляли все на Земле, реки меняли свои русла, горные цепи росли и проваливались в бездну. Толкином было создано большое количество карт разных территорий[13], но пока я представлю здесь только один вариант, который, как мне кажется, является наиболее подробным и доработанным (см. Приложение 2, карта 2).
В общих чертах, на момент действия КвентаСильмариллион[14] на представленных территориях присутствует:
· Аман – «рай», континент, который подвластен валар. Там находится центр их владений – Валинор. В конце Второй Эпохи Аман был закрыт для свободного доступа туда, и в период действия «Властелина Колец» (конец Третьей Эпохи), попасть туда могли лишь эльфы на своих кораблях и те, кого призовут туда сами валар (так отправились туда Фродо и БильбоБэггинсы по завершении своих приключений в Средиземье);
· Часть материка Средиземья – Беллерианд, [АМ11] [ОН12] который существовал до конца Первой Эпохи, а после был затоплен со всеми королевствами, находившимися на нем и являвшимися основными местами действия в Сильмариллионе.
После затопления континента остался лишь небольшой клочок земли на востоке и несколько островов;
· Эндоре – Средиземье, континент, на котором происходит действие Властелина Колец.
Теория религиозного смысла
Особое внимание, на мой взгляд, при рассмотрении аспектов этой теории стоит уделить книге Сильмариллион, которая повествует о Предначальных временах. Данная книга является сборником легенд народов Средиземья (преимущественно эльфов) об истории этого мира с момента его сотворения.
Итак, где же находится Средиземье, откуда оно появилось? «Был Эру, Единый, кого в Арде зовут Илуватар»[15]. Толкин представляет нам его, как высший разум, сотворивший своей мыслью все то, что есть в мире, и сам мир. Эру – не божество, не Бог в нашем понимании, он – отец, мать всего. Автор особо это подчеркивает – ни в одном месте не использует он слов «бог», «божественно», «обожествлять», избегает даже привычных для нашего глаза восклицаний «О боже!» и «Господи!», которые могли бы присутствовать в репликах героев. Это сделано неслучайно; Толкин пишет: «Ни в этой истории, ни в мифологии в целом «воплощения» Творца нет»[16]; «Единый физически не присутствует ни в одной части Эа»[17].
При прочтении первых глав Сильмариллиона все же отмечаются некоторые параллели между созданием мира по описанию Толкина и по описанию, которое нам дает христианская Библия. Но при этом есть серьезное отличие одного от другого, которое невозможно не заметить. Да, существует высший разум (Бог, Эру), который силой мысли создает все вокруг, но если по Библии Бог сотворил все сам – небо и землю, свет и тьму, воду и сушу, всех тварей земных и человека[18], то Эру же сначала «мыслью своей породил айнур, Священных»[19]. Именно они по предложению Илуватара сотворили мир Великой Песнью. Можно провести аналогию между айнур и ангелами в христианстве – и те, и другие добровольно служат Единому, исполняя его волю и неся ее в мир. Есть и те, кто воспротивился Его воле, но если в Библии существует четкое различие между Дьяволом, Сатаной и просто падшими ангелами, то в Сильмариллионе есть только один айнур, который пошел против мотива песни – Мелькор. Все живое, что он впоследствии подчиняет себе, намного слабее его, но и он сам, являясь порождением Эру, не может противостоять ему.
Таким образом, Эру, Единый, будучи изначальным высшим божеством, породив айнур и мир с их помощью, становится «бездействующим богом»[20] относительно Эа, Мира Сущего. В Эа же приходят те айнур, которые поражены этим Миром и готовы сплести с ним свои жизни: «Сила их впредь должна находиться в Мире и быть связанной с ним вечно, покуда он существует, дабы они были его жизнью, а он — их»[21]. Их Толкин называет валар – Стихиями или Силами Мира. Здесь начинается фактически полное отхождение от расхождение с христианскимих канонамиов устройства бытия и переход к языческому восприятию Мира. Каждый из валар наделен схожими по объему силами, но заботится о том, что ему милее и дороже.Между валар видны довольно четкие различия и прослеживается необходимость им быть единой силой, противостоящей злу – Мелькору, который будучи айнуром, также пришедшим в Эа, потерял право зваться валаром.
В родах деятельности этих богов, а также других, близких к ним по могуществу и способностям существ, существуют как сходства, так и различия, а также некоторая собирательность в образах. Но, тем не менее, нельзя называть валар богами в языческом понимании этого слова; они слабее Эру, их мысли и воля облекаются в материальное его силой: «То, о чем вы пели, я покажу вам, чтобы знали вы, что сделали»[22]. Толкин пишет о них: «Они — лишь сотворенные духи, и, следовательно, достойны почитания, но не поклонения; и, хотя они наделены могучей способностью к «вторичному творчеству» и живут на Земле, с каковой связаны узами любви, ибо помогали в ее созидании и упорядочивании, менять по своей воле какие-либо основополагающие законы они не могут»[23].
В языческой же мифологии и языческих пантеонах боги примерно (но не абсолютно, как и валары) равны по силам, есть и «главный» бог (у скандинавов – Один, у римлян – Юпитер, у греков – Зевс), но не он является создателем мира.
Вывод:
Таким образом, «средиземская библия» включает в себя как моно[24]-, так и политеистические[25] религиозные элементы. Это и наталкивает на мысль о том, что Толкин не вкладывал никакого религиозного посыла в свои труды, что подтверждается его словами: «Разумеется, в книге нет никакого аллегорического смысла, ни общего, ни частного, ни злободневного, ни нравственного, ни религиозного, ни политического»[26].«Оно [произведение] о себе самом, и «ни о чем» другом. Как бы то ни было, сам я — христианин; но «Третья эпоха» — это мир не христианский»[27].
«Разумеется, эта книга сочинялась для того, чтобы доставить удовольствие себе самому (на разных уровнях), и как эксперимент в искусстве крупномасштабного повествования и пробуждения «Вторичной Веры»»[28].
Выводы Главы 1.
На основе данной главы можем сформулировать следующие выводы, которые помогут нам в дальнейшем исследовании:
1) мир, созданный Дж. Толкином, настолько разнообразен и продуман автором, чтотеорий, трактующих сущность Средиземья, может быть не одна, и не две, а много больше;
2) каждую из них можно трактовать по-разному и рассматривать в разных аспектах;
3) в Средиземье нет четкой религиозной направленности, но присутствуют моно- и политеистические элементы различных религий;
4) Средиземье может быть рассмотрено в качестве возможного параллельного мира, если вторичным реальностям будет дано научное обоснование;
5) у данного мира может быть и действительная историческая основа, следовательно, его можно воспринимать как своеобразную хронику отдаленных от нас лет.
Рассмотренные нами три основные теории будут использованы нами при составлении вопросов для «углубленных» интервью, а также при подборе материалов, которые касаются исследуемой проблематики. Примечательно, что в большей части произведений жанра фэнтези (не только авторства Дж. Толкина), в сущности, можно выделить практически идентичные подходы к трактовке основ вымышленного мира.
Далее мы разберемся, к какой из теорий психологически более склонны в итоге наши респонденты, каких теорий придерживаются фанаты толкинизма, а также являются ли эти теории возможными причинами такой привлекательности фэнтези для его фанатов в какой степени она будет влиять на эскапистские склонности личности.
Интервьюирование
Итак, нами был проведен ряд интервью с разноплановыми представителями современной молодежи по нескольким вопросам, связанных с их увлечением миром Средиземья и фэнтези в целом.
Данная выборка респондентов подобрана потомучто каждый из них является одним из наиболее типичных представителей современной фан-общности толкинистов. В качестве способа интервьюирования был выбран метод «углубленных» интервью, который позволяет более подробно и индивидуализировано разобраться в личностных мотивах к изучению фэнтези каждого из респондентов.
Основными причинами, по которым мы выбрали именно этих респондентов, являются следующие:
1) личное знакомство с интервьюером, что способствует более доверительным ответам на вопросы;
2) возраст респондентов лежит в пределах 15-22 лет, и именно этот возраст он является одним из самых нестабильных периодов в жизни человека, следовательно, именно в нем появляется потребность найти/обрести настоящего себя, и может возникнуть склонность к уходу из реального мира ввиду увеличения ответственности за все совершаемые действия;
3) все респонденты – довольно давние поклонники Толкина для своего возраста (3 и более лет)
Изначально мы планировали провести опрос методом глубоких интервью, которые предполагают непосредственную личную беседу с респондентом для уменьшения риска «придумывания» ответов, а также для отслеживания эмоционального состояния респондента. Но, к сожалению, для нас это было невозможно, поэтому мы слегка изменили ход интервью. Интервьюирование было проведено через социальную сеть «ВКонтакте» посредством отправки высылки респонденту списка из 15 вопросов, на которые он должен был ответить в течение некоторого ограниченного времени (в каждом из случаев оно составило около 3 часов).Респондент был проинформирован о целях исследования и о ходе будущей работы с ним. После получения списка ответов на основную группу вопросов, задавались некоторые уточняющие, для более углубленного анализа ответов, мнения и отношения респондента. Вопросы были составлены таким образом, что на основе ответов на них возможно было создание общего образа каждого конкретного респондента.С подробными ответами респондентов на вопросы можно ознакомиться в Приложении №4.
Проведем анализ ответов респондентов и выявим ключевые тезисы, которые они высказали:
Таблица 1. Анализ результатов интервью.
Вопросы, задаваемые респондентам | Общая характеристика ответов, данных респондентами | Выводы из полученных ответов |
1. Общая характеристика респондента. | Всего 6 человек. 2 юноши, 4 девушки. Возраст от 15 до 22 лет включительно. Все респонденты учатся, двое из них работают. | - |
2. Первое знакомство с фэнтези. | Пятеро из респондентов познакомились с фэнтези в детстве, в возрасте 5-9 лет. | Это отражает связь фэнтези и волшебной сказки, к которой всегда тянется ребенок. |
3. Личная оценка респондентом своихпсихологического состояния, уровня социальной активности, социального окружения, материальнойобеспеченности на момент, когда «вторичная реальность» стала интересна. | Трое из респондентов четко отметили, что психологическое состояние находилось в упадке; у всех социальная активность понижена, материальная обеспеченность нестабильна. | Эти ответы оправдывают тот факт, что при наличии проблем в реальной жизни человек начинает тянуться в вымышленную реальность, искать в ней помощи в борьбе со стрессом. |
4. Спонтанность начала увлечения фэнтези. | Пятеро респондентов познакомились с фэнтези спонтанно, ничего не планируя; только один из них отметил, что желание посмотреть фильмы трилогии «Властелин Колец» и впоследствии прочитать книги было полностью осознанным. | Увлечение фэнтези происходит в большинстве своем спонтанно, это обуславливается его простотой и понятностью для большинства читателей, а также массовостью. |
5. Характеристика потребности ей привнесения респондентом в свою жизнь элементов «вторичной реальности» после знакомства с фэнтези. | Двое из респондентов (юноша и девушка) отмечают, что таковой потребности не появилось, но ко всем ее проявлениям относятся с одобрением. Остальные четверо привносили различного характера элементы – внешний вид (костюмы, прическа), атрибутика (меч, корона, амулет). | Респондентам хочется, чтобы реальная жизнь имела отсылки к тому, что дорого, а именно – к фэнтези. |
6. Ассоциирование себя с кем-либо из персонажей мира Толкина. | Четверо из респондентов ассоциируют себя с хоббитами, двое из них – с БильбоБэггинсом. Еще один респондент – с эльфами, еще один – ни с кем. | Интересный результат, поскольку сам Толкин не раз отмечал, что хоббиты – это современные люди, и что он сам принадлежит к ним. БильбоБэггинс – герой, обладающий по большей части положительными характеристиками, и этим, видимо, притягивающий читателя. |
7. Характеристика присутствия в жизни респондента элементов, свойственных лишь миру Толкина. | Четверым респондентам (все они девушки) произведения Толкина помогли в осознании жизненных целей, формировании личностных ценностей. Для юношей такого не произошло. | В возрасте, в котором находятся респонденты-девушки, происходит переосмысление себя, и не вызывает удивления,, что они пытались найти ответы на вопросы в книгах фэнтези. У юношей это происходит позже и несколько по-другому, поэтому можно заключить, что для них эти книги оставались просто развлечением. |
8. Характеристика окружения респондента – интересуется ли кто-то тем же, что и респондент? | У троих – да, у двоих – частично, у последнего совсем нет. | Окружение каждого из респондентов дифференцировано. |
9. То же, но касательно самого близкого круга общения. | Двое характеризуют увлечение близких как на минимальном уровне, для троих увлечение настигло очень близких людей, полностью поддерживающих респондента. | Близкие отношения большинство респондентов поддерживают с теми, кто также увлечен фэнтези. |
10. Исследование желания респондента переместиться в вымышленную реальность. | Пятеро из респондентов отмечают, что периодически такое желание возникает (одна четко говорит, что возможность ухода во «вторичный мир» – способ ухода от реальных проблем), но все они здраво оценивают свои возможности и способности и осознают, что там может быть не так все хорошо. | Можно заключить, что все респонденты не обладают крайней формой эскапизма, поскольку желание уйти во «вторичную реальность» не превратилось у них в навязчивую идею, несмотря на сильное увлечение фэнтези. |
11. Участие в ролевом движении. | Четверо участвуют в онлайн-ролевых играх, в реальных хотят, но нет возможности. Двое не участвуют. | Реальное ролевое движение сейчас поддерживается в основном теми, кто участвовал в нем в 90-е. Сейчас с приходом интернета всю большую популярность набирают онлайн-платформы – этот вид ролевой игры проще для участников. |
12. Участие в фанфикшене[45]. | Четверо респондентов (из них двое – юноши) не читают и не пишут. Двое (16 и 15 лет) только читают, один из них относится к фанфикшену с явной симпатией. | Фанфикшениз общей массы поклонников Толкинапривлекает не всех. |
13. Личная оценка респондентом степени своей увлеченности фэнтези и ее характера. | У четверых раньше присутствовала сильная увлеченность миром фэнтези, они отмечают, что сейчас она плавно успокоилась, остались просто теплые чувства. Один отмечает, что увлеченность также средняя, но следит за новостями по легендариуму, один – что фэнтези – тот жанр, к которому относится с наибольшей нежностью. | Все респонденты пережили пик «фанатизма» по легендариумуТолкина и сейчас просто наслаждаются теплым чувством к нему. |
14. Что такое мир Средиземья - своеобразная религия, параллельная реальность или реальное историческое прошлое нашей планеты? | Все шестеро склонны понимать Средиземье как параллельную реальность, но одному хочется, чтобы это была и реальная история, одному – что это также просто придуманный человеком мир. | Оказалось, что параллельная реальность – самый привлекательный вариант; возможно, потому, что респонденты осознают, что фэнтези – не действительность, но всем хочется думать, что где-то ему должно быть место. |
15. Наличие у респондента собственной трактовки мира Толкина. | У пятерых нет. Один (девушка) размышляет об этом, но четкого мнения не имеет. |
Источник: составлено автором
Общий вывод по данному интервьюированию таков: классическоефэнтези – достаточно простой для восприятия жанр литературы, который способен помочь читателю не только расслабиться, отдохнуть от ежедневного стресса и каких-либо проблем, но и ответить на важные вопросы относительно смысла жизни, осознания высших духовных ценностей. При этом именно фэнтези является одним из проводников во «вторичный мир», и, следовательно, может послужить для человека основной причиной развития склонности к эскапизму (как и было заявлено в начале работы).
Также нами сформулирован общий образ поклонника произведений Толкина из числа молодежи (разумеет, существуют и должны быть исключения, всегда есть шаг в сторону). Это человек со спонтанно зажегшейся в раннем возрасте любовью к жанру фэнтези в целом, человек, склонный к самоанализу и размышлениям философской направленности. Он старается подобрать себе окружение, соответствующее его интересам, или же пытается настроить уже имеющееся на тот же лад, а также привнести в реальный мир элементы из «вторичной реальности», но они не мешают его действительной жизни. Поклонник склонен осознавать мир Средиземья как параллельный, но не стремится с какой-то огромной силой туда попасть/переместиться, поскольку четко понимает невозможность данного процесса.
Моделирование
На основе собранных результатов опросов и проведенных интервью, нами была создана примерная модель, по которой можно отследить то, как человек приобщается к фэнтези и причины, по которым он это делает.
Схема №1. Модель развития увлеченности фэнтези[АМ23] [ОН24]
Данная структура модели выбрана для того, чтобы максимально наглядно отразить специфику [АМ25] [ОН26] увлечения жанром фэнтези. На основе данных, полученных в результате интервью была сформирована первая колонка, которая представляет собой предпосылки к развитию данного увлечения. Вторая колонка отражает уже сам процесс перехода к осознанию «вторичной реальности» как необходимого элемента жизни, углубленное ее изучение. И, наконец, в третьей колонке представлены выводы, полученные как на основе интервью, так и опросов из групп ВКонтакте; она показывает «итог» развития увлечения фэнтези после его кульминации, то есть то, какой становится жизнь человека по окончании активной фазы увлечения им.
Вывод к Главе 2.
На основании представленного выше исследования мы пришли к следующим выводам:
1) не все поклонники жанра высокого фэнтези в равной степени подвержены эскапизму;
2) фэнтези, являясь одним из агентов каналов социализации, может неполно выполнять свою функцию, порождая у человека некоторые сомнения относительно действительного мира;
3) фэнтези является для многих людей тем, что наравне с детской сказкой помогает разбираться в трудноразрешимых философских проблемах и непростых жизненных вопросах;
4) несмотря на то, что обычно люди начинают увлекаться фэнтези еще в раннем возрасте, уже на тот момент они осознают какие-то свои проблемы личного характера; это не является стимулом к началу изучения чтения фэнтези, но тем не менее косвенно способствует данному процессу;
5) несмотря на то, что классическое фэнтези, отгораживая человека от реальных проблем путем предложения альтернативного мира, где они отодвигаются на второй план, оно является опасным с точки зрения возможности появления склонности к эскапизму в серьезных формах;
6) большинство поклонников высокого фэнтези и фэнтези в целом в наши дни четко осознают собственную принадлежность к данной субкультуре, но при этом считают мир фэнтези чем-то недосягаемым и не стремятся уйти туда при первой же возможности; они осознают, что и там могут быть недостатки.
На основе проведенных интервью и анализа литературы мы составили следующую таблицу, отражающую несколько из основных факторов, способствующих увлечению фэнтези и его роли в данном процессе.
Таблица №2. Факторы «привлекательности» фэнтези.
Ученые | по результатам интервью | |
Мистика начинает притягивать человека, следовательно, возникает интерес к фэнтези. | Да (Романова Ю. В., Давлетшина Ю. И.) | да – 4 нет – 2 |
В фэнтези зачастую заключена удивительная простота, и она во многом способна заинтересовать читателя | Да (Романова Ю. В.) Нет (Шустова Э.В., Быков Д.) | да – 4 нет – 2 |
Фэнтези оторвано от рационального мира, обращено к чувствам и эмоциям людей | Да (Костина Р.Г., Помогалова Н.В., Литинская Д. Г.) Нет (Давлетшина Ю. И.) | да – 2 нет – 4 |
В фэнтези содержится большой потенциал для социализации личности | Да (Помогалова Н.В., Белов В. А., Костина Р.Г., Демина А.В.) Нет (Литинская Д. Г.) | да – 6 нет – 0 |
Источник: составлено автором
Каждый из факторов был выделен на основе работ, использованных нами в качестве источников литературы. Мы проанализировали, кто и сколько выступал за истинность предложенного утверждения как среди ученых, так и по оценке ответов респондентов. Таким образом, выявляем, что мистическая основа фэнтези – не самая популярная причина, по которой начинается увлечение им, а вот простота отмечается респондентами как одна из таковых, при этом точки зрения ученых на этот факт не совпадают. Эмоциональную составляющую фэнтези в противопоставление рациональной, наоборот, отмечают именно исследователи, а не респонденты. Единственный факт, в котором мнения практически полностью сходятся - это социализирующая функция фэнтези. Все респонденты высказались за то, что оно помогает в формировании жизненных ценностей и социальных навыков, а также в познании общества и самого себя. С ними же склонно согласиться и большинство исследованных ученых.
Заключение
Подводя итоги нашей работы, хочется отметить то, что несмотря на все то, что было выше сказано о фэнтези с точки зрения психологии, тот факт, что во многом этот жанр для большого количества людей, преимущественно детей, навсегда остается просто волшебной сказкой, и немногие из них будут стараться рассмотреть в нем какие-либо психологические аспекты.
Мы подтвердили высказанную гипотезу о том, что классическое фэнтези – удивительный по своей простоте жанр, притягивающий самых разных людей, преимущественно детей и подростков. Он дает им ту сказку, которой у многих в реальной жизни может не быть, при этом спокойно оставляя их в действительном мире, не принося с собой никаких серьезных психологических проблем; данный вывод опровергает гипотезу, говорящую о том, что человек в своей увлеченности «вторичным миром» часто доходит до того, что этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второй план. Нами не были исследованы ситуации, в которых вторичный мир совершенно заменяет человеку реальный, в которых человек не способен без ущерба для психического здоровья вернуться в реальность, но этот процесс может быть предметом в перспективных дальнейших исследованиях.
человек способен[АМ27] [ОН28] в своем увлечении фэнтези дойти до «крайней» точки, окончательно распрощавшись с реальностью и совсем потеряв возможность жить в ней.
Разумеется, остается перспектива для дальнейших исследований: возможно Также возможно расширение объекта исследования на другие литературные и кинематографические фэнтезийные циклы, другие виды фэнтези, например, темное или техно-, а так же в целом на литературные феномены других жанров. Само по себе увлечение фэнтези можно рассматривать не только относительно эскапизма, но и с других сторон, например, влияние на культурное образование человека, степень его развития как личности и так далее.[АМ29] [ОН30] Ээто поможет выявить другие аспекты формирования данного интереса и окончательно определить признаки склонности к нему.
Данная работа может представлять интерес для широкого круга исследователей, а также просто тех, кто интересуется высоким фэнтези и его влиянием на человека. Оно будет полезно и для самих «увлеченных», для толкинистов, например, поможет узнать немного нового о самом себе. Так же полученные сводная таблица факторов, отражающих характер фэнтези как элемента жизни человека, увлекающимся им, и модель, показывающая примерных ход развития увлечения фэнтези для среднестатистического молодого человека[АМ31] [ОН32] , могут быть использованы при проведении дальнейших исследований, посвященных анализу как творчества Дж. Толкина, так и толкинистского сообщества, а также и фэнтези и его поклонников в целом, уже на бОльших выборках.
Результаты исследования показали автору работы, что ни в коем случае нельзя ставить всех поклонников Толкина «под одну гребенку», в каждом из них есть своя отличительная черта, несмотря на то, что все они находятся, как говорится, в одной лодке. Для нас было важно разобраться в первопричинах, по которым эти люди пришли в мир фэнтези. После выявления этих причин на их основе была создана модель, по которой мы теперь можем отследить примерное течение развития увлечения «вторичными мирами»фэнтези каждого отдельного человека.
Список использованной литературы:
1. Карпентер Х.Джон Р.Р. Толкин. Биография / Карпентер Хамфри; пер. с англ. А. Хромовой – Москва: ЭКСМО-пресс, 2002. – 432 с.
2. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016. — С. 222.
3. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 1. Хранители Кольца / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: АСТ, 2014. – 574, [2] с.
4. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 2. Две Твердыни / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: АСТ, 2013. – 471, [9] с.
5. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 3. Возвращение Короля / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: Астрель, 2013.– 439, [9] с.
6. Толкин Дж. Р.Р. Дети Хурина: Нарн и Хин Хурин: Повесть о детях Хурина / Джон Рональд РуэлТолкин; под ред. К. Толкина; пер. с англ. С. Лихачёвой. – Москва: АСТ, 2014. – 313, [7] с.
7. Толкин Дж. Р.Р. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья / Джон Рональд РуэлТолкин; под ред. К. Толкина; пер. с англ. А. Хромовой, С. Лихачевой, О. Степашкиной, Н. Некрасовой, С. Таскаевой, В. Солововой, М. Авдониной, И. Емельяновой, С. Лопуховой под общей редакцией А. Хромовой. – Москва: ТТТ, 2002. – 512 с.
8. Толкин Дж. Р.Р.Сильмариллион [фантастический роман] / Джон Рональд РуэлТолкин; пер. с англ. Н. Эстель. – Москва: АСТ, 2014. – 414, [2] с.
9. Толкин Дж. Р.Р. Хоббит / Джон Рональд РуэлТолкин; пер. с англ. К. Королева – Москва: АСТ, 2014. – 284, [4] с.
10. Толкин Дж. Р.Р.Джон Р.Р. Толкин. Письма / ред. Хамфри Карпентер, Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. С. Лихачёвой – Москва: ЭКСМО, 2004. – 576 с.
11. Шиппи Т. Дорога в Средьземелье / Шиппи Кеннет Роберт; пер. с англ. М. Каменкович – С.-Петербург: ЛимбусПресс, 2003. – 824 с.
12. Marjorie J. Burns Norse an Christian Gods: The Integrative Theology of J. R. R. Tolkien / Jane Chance Tolkien and the Invention of Myth: A Reader. — University Press of Kentucky, 2004. — P. 215.
13. Афанасьева Е.А. Жанр фэнтези: проблема классификации //Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Самара, 2007. С. 86-93.
14. Белов В. А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества /Белов В. А.,Громова В. В. // Библиосфера. – 2014. - № 1.
15. Давлетшина Ю. И. Роль фантастической литературы в жизни современного человека / Давлетшина Ю. И., Тюлебаева А. Б. // Современные научные исследования и разработки. – 2017. - №8 (8). – с. 75-77
16. Демина А.В. Фэнтези в