Москалева Александра Андреевна

Москва – 2017

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Краткий экскурс в мир Толкина. 5

1. Автор и его произведения. История. 5

2. Что есть мир Толкина?. 6

2.1. Устройство Мира. 6

2.2. Счет времени. 6

2.3. Территории. 7

3. Существа, населяющие Эа, Мир Сущий. 8

3.1. Айнур. 8

3.2 Дети Илуватара – эльфы и люди. 9

3.3 Хоббиты.. 9

4. Теории толкования творчества Толкина. 10

4.1. Теория религиозного смысла. 10

4.2. Теория параллельной Вселенной. 12

4.3. Теория исторической реальности описываемых событий. 13

Глава 2. Психологическое влияние на человека вторичных миров. 17

1. Первичная характеристика поклонников Толкина. 18

2. Интервьюирование. 19

3. Анализ исследований влияния фэнтези на личность человека. 24

4. Моделирование. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы: 30

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32

Приложение 1. Расы существ, населяющих Арду. (на основании всех книг цикла о Средиземье, а также Писем Толкина) 32

Приложение 2. Территории Арды (карты). 37

Приложение 3. Результаты опросов из групп сайта ВКонтакте. 41

Приложение 4. Результаты проведения «углубленных» интервью, разбитые по вопросам. Авторская орфография и пунктуация сохранены. 44

Введение

В современном мире остро стоит проблема увлеченности людей «вторичными мирами»[АМ1] [ОН2] [1], которые являются либо отражением объективной реальности, либо ее измененным вариантом, либо же полной ее противоположностью. Во многом это происходит из-за широкого распространения в нашем быту электронных устройств, которые позволяют нам в любой момент окунуться в мир, который кажется нам ближе, в котором нам комфортно находиться. Это может быть внутренняя реальность социальной сети, компьютерной игры, тематического форума. Но нельзя забывать о том, что такого рода «вторичные миры» имеют более глубокую историю, чем нам кажется; ведь если присмотреться ближе, то даже любой фильм, любая книга способна дать нам этот «вторичный мир». Он, безусловно, изменен – не только описываемыми временем и местом, но во многом - мыслью писателя или режиссера. И мы, сами того часто не осознавая, выбираем наиболее приемлемый для себя тот вариант этой вторичной реальности, который был создан человеком, возможно, близким нам по духу, по ценностям, по мироощущению.

Что примечательно и очень интересно – это то, чем для человека становятся его «вторичные миры», как они влияют на его жизнь. Почему же многие почитатели серий книг или фильмов довольствуются лишь тем, что называют их любимыми и, периодически, пересматривают и перечитывают их ради удовольствия, а другие настолько окунаются в вымышленную реальность, что она выходит на первый план, затмевая собой действительность? Что заставляет человека искать что-тоего-то, отличноего от окружающего реального мира? Являются ли эти причины внутренними, личными, в чем-то следствиями характера конкретного человека, его возраста, психологической составляющей его личности или же порождаются обществом, социальными взаимодействиями человека с окружающим миром?

Объект исследования: легендариум Дж. Р. Р. Толкина о мире Средиземья.

Предмет исследования: влияние на людей данного произведения фэнтези.

Цель: определить причины, по которым люди начинают и продолжают увлекаться высоким фэнтези

Задачи:

1) Проанализировать творчество Дж. Р. Р. Толкина, его биографию и различные работы по исследованию средиземского легендариума и самой личности писателя;

2) Сформулировать на основе п.1 теории, которыми можно объяснить мир Толкина;

3) Описать различные степени увлечения людей высоким фэнтези и сделать выводы о том, какой тип человека наиболее подвержен глубокому погружению в такой вторичный мир;

4) Выяснить, в чем, с точки зрения психологии, заключается потребность человека во «вторичном мире».

5) Описать образ человека, для которого «вторичный мир» – «необходимость»;

6) Описать процесс формирования увлеченности «вторичными мирами».

Гипотезы:

1) В сериях классического фэнтези существует некая привлекательность, которая захватывает людей настолько, что доводит их до полного фанатизма и этоим обуславливает их [серий] успех;

2) Человек в своей увлеченности «вторичным миром» часто доходит до того, что этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второй план;

Человек в своей увлеченности «вторичным миром» способен дойти до той точки, когда этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второйичный план;

Методы:

1) Литературный анализ;

2) Интервьюирование
Проведение выборочныхе«углубленных»окие интервью людей, увлекающихся произведениями Толкина для понимания мотивов, по которым люди приходят именно к миру фэнтези, для понимания, как формировалась их увлеченность;[АМ3] [ОН4]

3) Контент-анализ и систематизация информации из интернет-ресурсов;
Провести анализ в различных фан-групп в социальных сетях (преимущественно, ВКонтакте) и фан-форумах, а именно – получить результаты опросов; относительно того, почему/когда/с какой целью люди начинают изучать произведения Толкина;

4) Моделирование;
Необходимо для создания модели, по которой человек привлекается к«вторичному миру», отражающая его действия, осуществляемые с течением данного процесса.по которой можно просчитать возможное его поведение после прихода к этому миру[АМ5] [ОН6] ; (немного несвязно, исправлю позже)

В качестве литературных источников нами были использованы произведения самого Дж. Толкина - цикл о Средиземье и Письма, в которых он многое разъясняет поклонникам и исследователям его творчества; также мы обратились к его биографиям – Х. Карпентера и Т. Шиппи.

Для получения дополнительной информации о толкинизме и фэнтези в целом, а также об эскапизме[АМ7] [ОН8] [2] и психологических исследованиях увлечения толкинизмом были использованы статьи из научных журналов, авторефераты и диссертации разных авторов, посвященные данным темам.

Стоит отметить, что в данной работе мы анализировали влияние на человека произведений высокого, классического фэнтези, и нельзя забывать о том, что существуют и другие его виды[3] – эпическое, темное, мифологическое и другие. Их мы не рассматриваем, но через их анализ, который может быть достигнут путем дальнейших исследований, может быть составлена полноценная картина влияния на человека произведений фэнтези в целом.


Наши рекомендации