Имя существительное и имя прилагательное (36 ч).

Три склонения имен существительных, определение скло­нения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен су­ществительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

Выбор падежной формы имени существительного по «ко­манде» глагола или другого имени существительного; труд­ности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за зна­чениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

Полная морфологическая характеристика имени суще­ствительного.

Соблюдение правил культуры речи при изменении неко­торых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб — на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм имени­тельного и родительного падежей множественного числа (по­вара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, каран­дашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.). Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения вер­ного решения.

Склонение имен прилагательных. Определение рода, чис­ла, падежа имени прилагательного по имени существитель­ному. Полная характеристика имени прилагательного как ча­сти речи.

Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

Ошибки в связи имени прилагательного с именем суще­ствительным и их возможные причины (главная — неправиль­ное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.), исправление таких ошибок.

Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Местоимение (5 ч). Склонение личных местоимений. Пра­вильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление ме­стоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное (3 ч). Изменение по падежам количе­ственных числительных,

1

1 Как и ранее, называются только новые сведения, которыми до­полняется повторение изученного в предыдущие годы по всем раз­делам курса.

особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных: два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне с продолжением на уроках математики). Право­писание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Глагол (30 ч.) Времена глагола (повторение); особеннос­ти значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних народ (потому окончания в прошед­шем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; наблюдения за разноспрягаемыми глаголами. Способ действия для нахож­дения неопределенной формы глагола. Полная морфологи­ческая характеристика глаголов.

Правописание безударных личных окончаний (в том чис­ле и в 11 глаголах-исключениях): способ решения орфогра­фической задачи и освоение способа (глаголы брить, стелить не рассматриваются).

Написание ьпосле шипящих в форме 2-го лица един­ственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ьпос­ле -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

Повышение изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего време­ни, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в текстах писателей и в пословицах.

Правильное образование некоторых глагольных форм {клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др.).

Наречие (8 ч).Наречие как помощник глагола в речи; «не­умение» изменяться — своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написа­ние и использование наречий, встречающихся в детских пись­менных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. — в сло­варном порядке). Роль наречий в текстах при ответах на во­просы Как пройти ...?, Где...?; построение таких объяснений.

Предложение (12 ч).Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возмож­ность использования при одном подлежащем двух сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, пра­вильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи союзной и бессоюзной связи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.

Предложение в тексте. Текст (17 ч).Построение предло­жений при включении их в текст, развитие мысли, выбор по­рядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и вос­произведение).

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяс­нение и рассуждение-размышление); способы выражения соб­ственного мнения (слова: по-моему, я думаю, что... и др.)

Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств.

Наши рекомендации