Имя существительное и имя прилагательное (36 ч).
Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах.
Выбор падежной формы имени существительного по «команде» глагола или другого имени существительного; трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).
Полная морфологическая характеристика имени существительного.
Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб — на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.). Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения верного решения.
Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Полная характеристика имени прилагательного как части речи.
Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах.
Ошибки в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможные причины (главная — неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.), исправление таких ошибок.
Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.
Местоимение (5 ч). Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).
Имя числительное (3 ч). Изменение по падежам количественных числительных,
1
1 Как и ранее, называются только новые сведения, которыми дополняется повторение изученного в предыдущие годы по всем разделам курса.
особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных: два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне с продолжением на уроках математики). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).
Глагол (30 ч.) Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних народ (потому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.
I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; наблюдения за разноспрягаемыми глаголами. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Полная морфологическая характеристика глаголов.
Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах-исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение способа (глаголы брить, стелить не рассматриваются).
Написание ьпосле шипящих в форме 2-го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ьпосле -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).
Повышение изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в текстах писателей и в пословицах.
Правильное образование некоторых глагольных форм {клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др.).
Наречие (8 ч).Наречие как помощник глагола в речи; «неумение» изменяться — своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. — в словарном порядке). Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти ...?, Где...?; построение таких объяснений.
Предложение (12 ч).Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.
Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи союзной и бессоюзной связи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.
Предложение в тексте. Текст (17 ч).Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (слова: по-моему, я думаю, что... и др.)
Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств.