Восприятие текста литературного произведения слабослышащими учениками
Изучению особенностей понимания текста слабослышащими детьми посвящены работы М.И. Никитиной.
М.И. Никитина подчеркивает влияние речевого недоразвития и недостаточного читательского опыта на постижение произведения литературы.
Трудности восприятия произведения как единого целого и особенности восприятия отдельных сторон произведения:
- ограниченность понимания идейно-смыслового содержания,
- сниженная эмоциональность,
- непонимание эстетической ценности произведения и авторской концепции
При исследовании особенностей понимания читаемых текстов слабослышащими детьми 1-3-х классов М.И. Никитина выделяет следующие трудности:
• в понимании отдельных слов, сочетаний и целых фраз. Особую сложность представляет лексика, отражающая переживания человека (обрадоваться, понравиться, удивиться, возмущаться);
• непонимание употребленных в тексте местоимений. Местоимения он, его не всегда правильно соотносятся с существительными, на которые указывают;
• неумение ориентироваться в тексте, стремление к дословному воспроизведению целого абзаца из него. Например, отвечая на вопрос «Какая была собачка?» (рассказ В. Чаплиной «Мушка»), учащиеся читают весь абзац: «Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую черную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила ее на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам»;
• неточность или неправильность ответа учащихся на поставленный вопрос. Это нередко вызывается тем, что ученики ориентируются при ответе на вопрос не на весь текст, а лишь на одно предложение или одно слово в нем. Выполняя задание «Назовите действующих лиц в рассказе» (рассказ В. Чаплиной «Мушка»), учащиеся ориентируются формально на слово «лиц» и отвечают: «Лицо у девочки было красивое».
Таким образом, степень осмысления читаемых текстов слабослышащими детьми очень мала.
М.И. Никитина указывает, что слабослышащие школьники 4-6-х классов осмысливают читаемые литературные тексты на более высоком уровне, чем школьники младшихклассов, т.к. повышается уровень умственного и речевого развития.
М.И. Никитина указывает, что слабослышащие школьники 4-6-х классов тоже испытывают значительные трудности при чтении.
1.Ученики лучше осмысливают сюжет произведения, чем его идейный
замысел. Учащиеся могут пересказать сюжет рассказа, обнаружив при этом полное понимание ситуации и действий персонажа, но вывод о том, чему же учит
рассказ, самостоятельно сделать не могут.
2. Литературный персонаж воспринимается наивно-реалистически, причем
анализ поведения героя и качеств его характера оказывается весьма упрощенным и поверхностным. Оценкалитературного героядается под влиянием эмоционального отношения к нему (нравится он или не нравится), но постепенно
в ходе обучения привносится критическое отношение к данному персонажу.
3. При изучении характералитературного персонажаанализ преобладает над
синтезом. Учащиеся перечисляют поступки человека, но вывод о его характере сделать
затрудняются.
4. Внутренний мир героя, его размышления, переживания осмысляются хуже,
чем внешние признаки поведения. Вопросы, направленные на выяснение настроения литературного персонажа, вызывают у школьников трудности и даже недоумение.
Понимание учащимися эмоционального состояния персонажа во многом зависит от способа его изображения в тексте.
Изображение переживаний, передаваемое с помощью глаголов, хорошо воспринимается.
Например, в рассказе Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» представлены действия щенка: зашел, окунулся, повозился, выскочил, давай кашлять, чихать, отфыркиваться.
Хуже осмысляются чувства персонажа, которые выражены внешнимипризнаками.
Например: скучный вид, слабый голос, печальные глаза.
Сложнее всего слабослышащим детям понять чувства литературного героя, если его переживания выражены через описание внутреннего состояния персонажа.
Например: сердце заколотилось, захватило дух, перехватило дыхание.
Если автор прямо называет его состояние, ане описывает переживаний человека, то дети вообще умалчивают о внутреннем мире человека.
Например: рассердился или был грустен и т. п..