ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК (2 ч.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
ПЛАН:
1. Возникновение древней русской литературы.
а) место и роль фольклора в формировании литературы;
б) вопрос о наличии письменности у восточных славян;
в) политическое и культурное значение введения христианства в Киевской Руси.
2. Философские основы древней русской литературы.
а) книги Нового Завета; Евангелие и Апостол, ветхозаветный Псалтырь. Древнейшие памятники русской письменности: Остромирово (1056-57) и Архангельское (1092) Евангелия, Изборник Святослава (1073);
б) переводная житийная литература;
в) роль апокрифов в формировании христианской морали. Ветхозаветные сказания о судах Соломона, “Сказание о Соломоне и Китоврасе”; новозаветные Евангелия Никодима, Иакова и Фомы; эсхатологические “Павлово видение”, “Хождение Богородицы по мукам”;
г) историческая и “естественнонаучная” переводная литература. Хроники Георгия Амартола (IX в.) и Иоанна Малалы (VI в.); “Шестоднев”, “Физиолог”.
3. Характер средневекового миросозерцания и его связь с методом:
а) средневековые представления о мире и человеке и основной принцип отбора жизненного материала. Тематическое единство древней русской литературы и цикличность;
б) удвоение мира в средневековом мышлении и ведущий принцип изображения - символизм. Лихачев о системе символов древней русской литературы. Связь христианской и народнопоэтической символики.
в) ретроспективность и традиционализм средневекового мышления и принципы изображения человека. Понятие “литературный этикет”;
г) надындивидуальность и традиционность эстетической оценки;
д) проблема метода древней русской литературы в работах С. Н. Азбелева (“синкретический”), И. П. Еремина (“предреализм”), А. Н. Робинсона (“символический историзм”). Теория Д. С. Лихачева о развитии стилей древней русской литературы (эпический стиль и стиль монументального историзма в XI - XII веках; эмоционально- экспрессивный стиль XIV - XV веков; стиль идеализирующего биографизма или второго монументализма XVI века).
4. Система жанров древней русской литературы.
а) жанры церковной литературы (книги “священного писания”; “слова”; жития) их трансформация;
б) жанры мирской письменности (историческая повесть, историческое сказание, предание) их место в составе летописей и хронографов; беллетризация светской литературы.
5. Периодизация древней русской литературы. Тематическая, стилевая, жанровая характеристика 3-х периодов (Киевской Руси XI-XII в., период феодальной раздробленности XIII - первой половины XV, формирования централизованного государства XVI - XVII в.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1998. С. 4-46.
2. Лихачев Д.С. Великое наследие // Избр. Работы. Л., 1987. Т.2. С. 5-29.
3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. Работы. Л., 1987. Т.1. С. 279-343.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI – XVI в.в. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып.1.
2. Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература. 1959. №4. С. 9-22.
3. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. 2-е изд. М., 1975.
4. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.
5. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI - XIII вв. М., 1980.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК (2 ч.)
ПЛАН:
1. История создания «Повести временных лет». Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, В. Истрина о путях сложения летописи.
2. Фрагментарная природа летописного повествования, его жанровая специфика. Фольклорные жанры в «Повести временных лет». Композиция, система образов и художественное время летописи. Типы повествования.
3. Взаимодействие исторического времени и летописного (от сотворения мира). Погодный принцип изображения событий. Разделение содержания на “предысторию” и “историю” Руси.
4. Позиция летописца, его представление об истории и политические воззрения.
5. Типы героев “Повести временных лет” и принципы их изображения.
6. Стиль монументального историзма и эпичность “Повести временных лет”.
7. Своеобразие художественных средств «Повести временных лет» (метафора-символ, стилистическая симметрия, сравнения).
Тексты:
1. Повесть временных лет. Ч.1. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1950.
2. Повесть временных лет Ч.2. Приложения, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. - М.-Л., 1950.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963. (Гл.: Начало русского летописания. Киевское и Новгородское летописание XI в., Нестор и его “Повесть временных лет”).
2. Еремин И.П. “Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.-Л., 1966.
3. Зиборов В. К. О летописи Нестора. СПб., 1995.
6. Поппэ А. Князь Владимир как христианин // Русская литература. СПб., 1995. №1.
7. Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVII века. М., 1969.
8. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.
9. Данилевский И. Н. Библия и “Повесть временных лет” // Отечественная история. 1993. № 1.
10. Лихачев Д.С. Избр. соч. в 2-х т. Т.2. С.43-133.
11. Лихачев Д.С. Избр. соч. в 2-х т. Т.1. С. 437-490.
12. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
6.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
8.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ЛИТЕРАТУРА
1. Адрианова-Перетц В.П. “Слово о полку Игореве” и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В.П. Древняя русская литература и фольклор. Л., 1974. С.99-119.
2. Лихачев Д.С. “Слово о полку игореве” и культура его времени. Л., 1978. С.75-150.
3. Лихачев Д.С. Избранные работы. Т.2. С.154-117.
4. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиск автора “Слова о полку Игореве”. М., 1991.
5. Словарь-справочник “Слова о полку Игореве”. В 6-ти тт. / Сост. В.Л.Виноградова. Л., 1965-1984.
6. Энциклопедия “Слова о полку Игореве”. СПб., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Слово о полку Игореве. Сб. исследований и статей. Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. М.-Л., 1950.
2. Адрианова-Перетц В.П. “Слово о полку Игореве” и памятники русской литературы XI-XIII вв. Л., 1968.
3. Рыбаков Б.А. “Слово о полку Игореве” и его современники. М., 1971.
4. Исследования «Слова о полку Игореве». Л., 1986.
5. Ворт Д.С. Лирический элемент в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 38-45.
6. Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература. 1986. № 4.
7. Колесов В.В. Ритмика «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. Т. 37. Л., 1983. С. 14-24.
8. Кусков В.В. Исторические аналогии событий и героев в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования, М., 1988. С. 62-79.
9. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.
10. Прокофьев Н.И. Функции пейзажа в русской литературе XI-XV веков // Литература Древней Руси, М., 1981. С. 3-18.
11. Ржига В.Ф. Композиция «Слова о полку Игореве» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. М., 1986.
12. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978. С. 7-58.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ЛИТЕРАТУРА
1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С. 143-148.
2. Лихачев Д.С. Великое наследие // Избр. работы. Л., 1987. Т.2.
3. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982 (статья Л. А. Дмитриева).
4. Литература Древней Руси. Вып. 1. М., 1975.
5. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века. «Слово о погибели русской земли». М.-Л., 1965.
6. Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
14.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Гл. 7, 9 // Лихачев Д.С. Избр. работы. Т.3. С. 108-130, 141-151.
2. Истоки русской беллетристики. Л., 1970. Гл. 12. С. 528-536.
3. Литература Древней Руси. М., 1986.
4. Демкова Н. С. Средневековая русская литература. СПб., 1997.
5. Бакланова Н.А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII-XVIII веков // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - нач. XVIII века). М., 1971. С. 160-170.
6. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3-х т. Л., 1987. Т. 2. С. 321-342.
7. Лихачев Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // Истоки русского романа. Т. 1. М.; Л., 1962. С. 26-39.
8. Алехина Л. И. Образ Горя-Злочастия (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. М., 1994. С. 313-322.
9. Демкова Н. С. Средневековая русская литература. СПб., 1997. С. 135-147.
10. Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1982.
11. Званцева Е. П. Сказочная традиция в русской повести XVII века // Литература Древней Руси. М., 1986.
12. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963. С. 189-200.
13. Меркелова Л. Г. Повесть о Горе-Злочастии в работах дореволюционных и советских литературоведов // Литература Древней Руси. М., 1983.
14. Ужанков А. Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV-XVI веков. М., 1991.
15. Шмараков Р. Л. Композиционный строй «Повести о Савве Грудцыне» // Литература Древней Руси. М., 1996.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
СТРУКТУРА ЖАНРА "ЖИТИЯ ПРОТОПОПА АВВАКУМА" (2 ч.)
16. ПЛАН:
1. Церковная реформа и раскол. Личность протопопа Аввакума.
2. Жанровое своеобразие «Жития». Сюжет и система образов. Специфика изображения человека в «Житии».
3. Двойная сущность героя. Объединение в одном образе высокого и низкого начала, героического и человеческого.
4. Двуплановая структура повествования:
а) житийный плач: житийная канва, канон, чудеса;
б) черты романного жанра: новизна конфликта, новый характер героизации личности, понятий пространства и времени, стремление к психологизму, всестороннему изображению человека. Функции бытовых подробностей.
5. Элементы неоднозначности авторской оценки.
6. Стиль Аввакума. Его литературная программа. Новизна художественных средств.
ТЕКСТЫ
1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное...
ЛИТЕРАТУРА
1. Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как литературно-историческое явление // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М.-Л., 1984 (Вст. ст.).
2. Лихачев Д.С. Великое наследие // Избр. работы. Т.2. С.308-321.
3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. работы. Т.2. С.581-588.
4. Лихачев Д.С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д.С., Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976.
5. Истоки русской беллетристики. Л., 1970.
6. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974.
7. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе 17 века. М., 1974.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
ПЛАН:
1. Возникновение древней русской литературы.
а) место и роль фольклора в формировании литературы;
б) вопрос о наличии письменности у восточных славян;
в) политическое и культурное значение введения христианства в Киевской Руси.
2. Философские основы древней русской литературы.
а) книги Нового Завета; Евангелие и Апостол, ветхозаветный Псалтырь. Древнейшие памятники русской письменности: Остромирово (1056-57) и Архангельское (1092) Евангелия, Изборник Святослава (1073);
б) переводная житийная литература;
в) роль апокрифов в формировании христианской морали. Ветхозаветные сказания о судах Соломона, “Сказание о Соломоне и Китоврасе”; новозаветные Евангелия Никодима, Иакова и Фомы; эсхатологические “Павлово видение”, “Хождение Богородицы по мукам”;
г) историческая и “естественнонаучная” переводная литература. Хроники Георгия Амартола (IX в.) и Иоанна Малалы (VI в.); “Шестоднев”, “Физиолог”.
3. Характер средневекового миросозерцания и его связь с методом:
а) средневековые представления о мире и человеке и основной принцип отбора жизненного материала. Тематическое единство древней русской литературы и цикличность;
б) удвоение мира в средневековом мышлении и ведущий принцип изображения - символизм. Лихачев о системе символов древней русской литературы. Связь христианской и народнопоэтической символики.
в) ретроспективность и традиционализм средневекового мышления и принципы изображения человека. Понятие “литературный этикет”;
г) надындивидуальность и традиционность эстетической оценки;
д) проблема метода древней русской литературы в работах С. Н. Азбелева (“синкретический”), И. П. Еремина (“предреализм”), А. Н. Робинсона (“символический историзм”). Теория Д. С. Лихачева о развитии стилей древней русской литературы (эпический стиль и стиль монументального историзма в XI - XII веках; эмоционально- экспрессивный стиль XIV - XV веков; стиль идеализирующего биографизма или второго монументализма XVI века).
4. Система жанров древней русской литературы.
а) жанры церковной литературы (книги “священного писания”; “слова”; жития) их трансформация;
б) жанры мирской письменности (историческая повесть, историческое сказание, предание) их место в составе летописей и хронографов; беллетризация светской литературы.
5. Периодизация древней русской литературы. Тематическая, стилевая, жанровая характеристика 3-х периодов (Киевской Руси XI-XII в., период феодальной раздробленности XIII - первой половины XV, формирования централизованного государства XVI - XVII в.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1998. С. 4-46.
2. Лихачев Д.С. Великое наследие // Избр. Работы. Л., 1987. Т.2. С. 5-29.
3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. Работы. Л., 1987. Т.1. С. 279-343.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI – XVI в.в. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып.1.
2. Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература. 1959. №4. С. 9-22.
3. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. 2-е изд. М., 1975.
4. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.
5. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI - XIII вв. М., 1980.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК (2 ч.)
ПЛАН:
1. История создания «Повести временных лет». Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, В. Истрина о путях сложения летописи.
2. Фрагментарная природа летописного повествования, его жанровая специфика. Фольклорные жанры в «Повести временных лет». Композиция, система образов и художественное время летописи. Типы повествования.
3. Взаимодействие исторического времени и летописного (от сотворения мира). Погодный принцип изображения событий. Разделение содержания на “предысторию” и “историю” Руси.
4. Позиция летописца, его представление об истории и политические воззрения.
5. Типы героев “Повести временных лет” и принципы их изображения.
6. Стиль монументального историзма и эпичность “Повести временных лет”.
7. Своеобразие художественных средств «Повести временных лет» (метафора-символ, стилистическая симметрия, сравнения).
Тексты:
1. Повесть временных лет. Ч.1. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1950.
2. Повесть временных лет Ч.2. Приложения, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. - М.-Л., 1950.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963. (Гл.: Начало русского летописания. Киевское и Новгородское летописание XI в., Нестор и его “Повесть временных лет”).
2. Еремин И.П. “Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.-Л., 1966.
3. Зиборов В. К. О летописи Нестора. СПб., 1995.
6. Поппэ А. Князь Владимир как христианин // Русская литература. СПб., 1995. №1.
7. Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVII века. М., 1969.
8. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.
9. Данилевский И. Н. Библия и “Повесть временных лет” // Отечественная история. 1993. № 1.
10. Лихачев Д.С. Избр. соч. в 2-х т. Т.2. С.43-133.
11. Лихачев Д.С. Избр. соч. в 2-х т. Т.1. С. 437-490.
12. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
6.